Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Акматовой О.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц-связи административное дело N 3а-38/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" об оспаривании нормативного правого акта в части
с апелляционной жалобой акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" на решение суда Еврейской автономной области от 29 апреля 2022 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, объяснения представителя АО "Дальневосточная генерирующая компания" Демченко В.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области Журбеновой Н.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 18 декабря 2018 года N 48/6-П установлены тарифы на горячую воду, реализуемую структурным подразделением "Биробиджанская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" АО "Дальневосточная генерирующая компания", на 2019-2023 годы (далее также - Приказ N 48/6-П).
Приказ опубликован в сетевом издании "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" http://npa79.eao.ru, 20 декабря 2018 года.
1 марта 2021 года Комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области переименован в департамент тарифов и цен правительства Еврейской автономной области (далее также - Департамент, орган регулирования).
Приказом департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 17 декабря 2021 года N 41/4-П внесены изменения в приказ N 48/6-П (далее - Приказ N 41/4-П).
Согласно Приложению к Приказу N 41/4-П утверждены тарифы на горячую воду, реализуемую структурным подразделением "Биробиджанская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" АО "Дальневосточная генерирующая компания", на 2022 год.
В подпунктах 2.1 пунктов 2 Приложения компонент на холодную воду для населения на период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года установлен в размере 22, 99 руб./м3 (с учётом НДС), на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 25, 29 руб./м3 (с учётом НДС).
Приказ N 41/4-П официально опубликован в сетевом издании "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" http://npa79.eao.ru, 20 декабря 2021 года.
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее также - АО "ДГК", Общество) обратилось в суд Еврейской автономной области с административным иском о признании не действующим вышеназванного нормативного правового акта в части, как не соответствующего положениям статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В обоснование заявленных требований указано, что органом регулирования при установлении компонента на холодную воду на 2022 годы не учтены положения налогового законодательства, в соответствии с которыми АО "ДГК" является плательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС, налог). В оспариваемом приказе компонент на холодную воду установлен в размерах тарифов на питьевую воду для МУП "Водоканал", освобожденного от уплаты НДС в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Таким образом, в тарифе для населения в величину компонента на холодную воду должна быть включена сумма НДС. Решение органа регулирования нарушает права и законные интересы Общества, поскольку применение оспариваемого норматива влечет уменьшение дохода регулируемой организации.
Решением суда Еврейской автономной области от 29 апреля 2022 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" обратилась в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение, удовлетворив административное исковое заявление в полном объеме. По мнению административного истца, оспоренный приказ противоречит пункту 6 статьи 168 НК РФ и нарушает права и законные интересы АО "ДГК", поскольку тариф на питьевую воду для населения на период 2022 года неправомерно установлен фактически без учета налога на добавленную стоимость. АО "ДГК" является плательщиком указанного налога и обязан предъявлять покупателям к оплате товаров, работ (услуг) соответствующие суммы налога. Для иных потребителей налог на добавленную стоимость предъявляется регулируемой организацией дополнительно к утвержденному тарифу на горячую воду самостоятельно, а для населения сумма налога включается в тариф. Между тем, органом регулирования компонент на холодную воду (составная часть тарифа на горячую воду) определен в одинаковом размере, как для населения, так и для иных потребителей, без учета НДС. При этом Общество не освобождено от уплаты налога и вынуждено начислять его из поступающих от населения выплат, вычисляя сумму налога расчетным методом. Установленный тариф не покрывает расходы регулируемой организации, а лишь компенсирует расход на приобретение холодной воды у МУП "Водоканал". Вывод суда о непротиворечии оспоренных приказов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не мотивирован. Суд ограничился проверкой соблюдения требований к форме и процедуре принятия решений и ссылкой на действующий тариф на питьевую воду, установленный для МУП "Водоканал". Полагает, что положения пункта 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения при разрешении данного спора не применимы.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов департаментом тарифов и цен правительства Еврейской автономной области, участвовавшем в деле прокурором представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Деятельность регулируемых организаций в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
Полномочиями на установление тарифов в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 1 статьи 5, часть 4 и пункт 1 части 5 статьи 31 Закона о водоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Еврейской автономной области в соответствии с Положением о Департаменте тарифов и цен правительства Еврейской автономной области, утвержденным постановлением правительства Еврейской автономной области от 16 июля 2013 года N 321-пп, является названный Департамент.
Как следует из материалов дела, оспариваемый приказ и вносящие в него изменения нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликованы и по этим основаниям не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что компонент на холодную воду для структурного подразделения "Биробиджанская ТЭЦ" филиала "Хабаровская теплосетевая компания" АО "Дальневосточная генерирующая компания" принят равным тарифу на питьевую воду, установленному для МУП "Водоканал", который в установленном порядке незаконным не признан и является действующим, в связи с чем орган регулирования обязан был его применить при расчете.
Со ссылкой на положения пункта 15 Основ ценообразования суд указал, что применительно к рассматриваемому делу восстановление прав административного истца возможно путем учета органом регулирования понесенных в течение истекшего периода регулирования экономически обоснованных расходов дополнительно к рассчитанной необходимой валовой выручке административного истца на соответствующий год, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии оснований для отмены указанного судебного акта.
Судом установлено, что АО "ДГК" осуществляет деятельность по производству и продаже электрической и тепловой энергии; поставке (продаже) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам, а также и иные виды деятельности.
Приказом N 48/6-П установлены тарифы на горячую воду, реализуемую структурным подразделением "Биробиджанская ТЭЦ" филиала "Хабаровская теплосетевая компания" АО "Дальневосточная генерирующая компания", на 2019-2023 годы.
29 апреля 2021 года АО "ДГК" обратилось в Департамент с заявлением об открытии дела по корректировке тарифов на горячую воду на 2022 год.
Приказом Департамента от 21 мая 2021 года N45-о открыто дело по корректировке тарифов, 17 декабря 2021 года принят Приказ N 41/4-П.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 88, 90, 92 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду. Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании, в том числе, такой составляющей, как тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Исходя из изложенного, компонент на холодную воду является составной частью тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которого устанавливается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
В соответствии с пунктом 111 Методических указаний N 1746-э значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на питьевую воду (питьевое водоснабжение) по формуле:
где:
- компонент на холодную воду i-той регулируемой организации, руб./куб. м;
- тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), рассчитанный в соответствии с главами VIII, VIII.I настоящих Методических указаний, руб./куб. м.
Таким образом, действующим законодательством о ценообразовании значение компонента на холодную воду определяется равным значению тарифа на питьевую воду.
Согласно Приложению к Приказу N 41/4-П компонент на холодную воду в тарифе как для населения (с учетом НДС), так и для иных потребителей (без учета НДС) установлен на период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 22, 99 руб./м3, на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 25, 29 руб./м3.
Деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории г. Биробиджана Еврейской автономной области осуществляет МУП "Водоканал".
Тарифы на питьевую воду и водоотведение для МУП "Водоканал" на территории муниципального образования "Город Биробиджан" на 2021-2025 годы" утверждены приказом административного ответчика от 15 декабря 2020 года N 40/3-П, который действует в редакции изменений, внесенных приказом Департамента от 2 декабря 2021 года N 35/1-П.
Согласно данному приказу тариф на питьевую воду и водоотведение для МУП "Водоканал" на территории муниципального образования "Город Биробиджан" для населения на период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года установлен в размере 22, 99 руб. на 1 куб.м, на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 25, 29 руб. на 1 куб.м.
Соглашаясь с позицией органа регулирования, суд первой инстанции пришел к выводу, что компонент на холодную воду для структурного подразделения "Биробиджанская ТЭЦ" филиала "Хабаровская теплосетевая компания" АО "Дальневосточная генерирующая компания" принят равным тарифу на питьевую воду, установленному для МУП "Водоканал", что соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Однако судом не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, АО "ДГК" является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 20 марта 2018 года по делу N А16-781/2016 в отношении МУП "Водоканал" прекращена процедура внешнего управления, предприятие признано несостоятельным (банкротом) и открыта процедура банкротства - конкурсное производство.
В силу пункта 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) (пункт 6 статьи 168 НК РФ).
Таким образом, отражение для категории потребителей "население" тарифов с включением налога на добавленную стоимость является требованием налогового законодательства. Организация, начисляющая налоги по общей системе налогообложения, обязана предъявлять налог на добавленную стоимость при оплате соответствующих услуг.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ предусмотрено, что в целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).
Указанная норма в приведенной выше редакции действует с 1 января 2021 года.
Следовательно, МУП "Водоканал" в силу закона освобождено от начисления и уплаты налога на добавленную стоимость при реализации товара (работ, услуг), о чем имеется ссылка в примечании к приказу Департамента от 2 декабря 2021 года N 35/1-П.
Из оспариваемого приказа следует, что компонент на холодную воду в тарифе как для населения (с учетом НДС), так и для иных потребителей (без учета НДС) установлен на период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 22, 99 руб./м3, на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 25, 29 руб./м3.
Указанные числовые значения соответствуют тарифу на питьевое водоснабжение, утвержденному по аналогичным категориям потребителей на 2022 год для МУП "Водоканал", освобожденного от уплаты НДС.
Однако, в нарушение требований налогового законодательства в тариф на горячую воду для населения по компоненту на холодную воду не включен налог на добавленную стоимость, налогоплательщиком которого является административный истец. Следовательно, значения компонента на холодную воду, установленные оспариваемым приказом, и тарифа на питьевую воду, установленного для МУП "Водоканал", для категории потребителей "население" не являются равнозначными.
Кроме того, исходя из буквального содержания оспоренного приказа, в тарифе структурного подразделения АО "ДГК" в числовые значения компонента на холодную воду для населения фактически включен не только названный компонент, но и сумма налога на добавленную стоимость (20%). Тогда значение непосредственно компонента на холодную воду ниже тарифа на холодную воду (22, 99 руб./м3 - 20% = 18, 4 руб./м3 при тарифе 22, 99 руб./м.3; 25, 29 руб./м3 - 20% = 20, 17 руб./м3 при тарифе 25, 29 руб. м3).
Указанное обстоятельство в данном случае не позволяет сделать вывод о равенстве определенного в тарифе для административного истца значения компонента на холодную воду для категории "население" тарифу на питьевую воду, установленному для МУП "Водоканал" и, следовательно, о соблюдении органом регулирования положений пункта 90 Основ ценообразования, пункта 111 Методических указаний N 1746-э.
Судебная коллегия обращает внимание, что в приказе N1/4-П установлено одинаковое значение компонента на холодную воду, как для населения, так и для иных потребителей при различных способах предъявления к оплате НДС, при том, что значение компонента на тепловую энергию для категории "население" и для иных потребителей не являются равными.
Доводы административного ответчика о том, что начисление НДС в тарифе для АО "ДГК" повлекло бы двойной учет одних и тех же расходов, поскольку в состав расходов МУП "Водоканал" включен НДС, который организация платит при приобретении материальных ресурсов, несостоятельны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ одним из объектов налогообложения (налогом на добавленную стоимость) признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Стороной административного ответчика указано на включение НДС в затраты МУП "Водоканал", выступающего покупателем товара (работ, услуг).
Относимых и допустимых доказательств того, что в тарифе МУП "Водоканал" на питьевую воду для населения включен НДС, начисленный на стоимость услуги, реализуемой предприятием как продавцом, не представлено.
Ссылка административного ответчика на наличие предусмотренного законом механизма возмещения регулируемой организации неучтенных расходов не может быть принята во внимание.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 3 Закон о водоотведении одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Установление тарифа в экономически необоснованном размере влечет нарушение прав регулируемой организации на полное возмещение затрат, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, потребность в привлечении организацией дополнительных финансовых средств и несение бремени расходов, связанных с их обслуживанием, с возложением в последующем понесенных затрат на потребителей в составе пересмотренного тарифа (пункт 15 Основ ценообразования).
Таким образом, при установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года Департаментом установлен тариф на горячую воду для населения в экономически необоснованном размере, с нарушением положений тарифного и налогового законодательства, нарушает права и законные интересы административного истца, а выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 2 и пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о признании Приказа N 41/4- П недействующим.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При установленных обстоятельствах, оспариваемые административным истцом тарифы на горячую воду, установленные исходя из неверно определенного компонента на холодную воду, подлежат признанию недействующими с момента принятия нормативного правового акта.
В связи с удовлетворением требований о признании в части нормативного правового акта недействующим суд, руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым взыскать в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления и апелляционной жалобы государственной пошлины в размере 7 500 рублей.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение суда Еврейской автономной области от 29 апреля 2022 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" удовлетворить.
Приказ департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 17 декабря 2021 года N 41/4-П "О внесении изменений в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 18.12.2018 N 48/6-П "Об установлении тарифов на горячую воду, реализуемую структурным подразделением "Биробиджанская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" АО "Дальневосточная генерирующая компания", на 2019-2023 годы" в части установления тарифа для населения компонента на холодную воду признать не действующим с даты его принятия.
Возложить на департамент тарифов и цен правительства Еврейской автономной области обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта в месячный срок со дня вынесения апелляционного определения.
Сообщение о принятом по настоящему делу решении опубликовать на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Еврейской автономной области.
Взыскать с департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области в пользу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" сумму уплаченной государственной пошлины в размере 7 500 (Семь тысяч пятьсот) рублей.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через суд Еврейской автономной области в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 августа 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.