Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Тертишниковой Л.А, при секретаре Корюкиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-59/2022 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Альянс" к Государственному бюджетному учреждению Новосибирской области "Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации", Правительству Новосибирской области об оспаривании решений Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области "Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации" и установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе административного истца открытого акционерного общества "Альянс" на решение Новосибирского областного суда от 31 мая 2022 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Тертишниковой Л.А, выслушав возражения на апелляционную жалобу представителей административных ответчиков Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области "Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации" Королевой А.С, Правительства Новосибирской области Петросян Е.О, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ОАО "Альянс" обратилось в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просило признать незаконным решение Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области "Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации" (далее по тексту ГБУ НСО "ЦКО и БТИ", бюджетное учреждение) N ОРС-54/2021/001110 от 24 января 2022 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:083185:12; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 54:35:083185:12 равной его рыночной стоимости в размере 15 514 236 рублей по состоянию на 08 ноября 2021 года на период с 05 января 2012 года до 31 декабря 2021 года; признать незаконным решение ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" N ОРС-54/2021/001109 от 24 января 2022 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:082615:24; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 54:35:082615:24 равной его рыночной стоимости в размере 8 062 485 рублей по состоянию на 03 ноября 2021 года на период с 25 апреля 2012 года до 31 декабря 2021 года; определить датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:083185:12 и 54:35:082615:24 - дату подачи заявления в ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" 30 декабря 2021 года.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:083185:12, 54:35:082615:24. 23 ноября 2021 года административный истец обратился в ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости в размере рыночной. 21 декабря 2021 года обществом получены решения ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной. Среди замечаний к отчетам указано, в том числе и на отсутствие в них выписок об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. После устранениях других замечаний к отчетам, общество 30 декабря 2021 года вновь обратилось в ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, приложив к заявлениям отчет об оценке земельного участка с кадастровым номером 54:35:083185:12 N 08112021112Е от 08 ноября 2021 года и отчет об оценке земельного участка с кадастровым номером 54:35:082615:24 N 02112021111-2Е от 23 декабря 2021 года соответственно. Решениями ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" N ОРС-54/2021/001110 и N ОРС- 54/2021/001109 от 24 января 2022 года отказано в пересчете кадастровой стоимости. С данными решениями административный истец не согласен, основание для отказа считает формальным, а отмеченное в решениях нарушение (отсутствие выписок об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости) не влияющим на результат определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
11 февраля 2022 года ОАО "Альянс" вновь обратилось в ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере рыночной.
01 марта 2022 года Обществом получены решения бюджетного учреждения об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, с применением с 01 января 2022 года. Полагает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, подлежит применению при определении налоговой базы предыдущих периодов.
Решением Новосибирского областного суда от 31 мая 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
С принятым решением не согласилась представитель административного истца Шевченко О.Н, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что наличие в отчетах об оценке выписки об объекте недвижимости вместо выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости является нарушением требований части 6 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (Федеральный закон N237-Ф3).
Судом не дана оценка тому, что согласно ответу Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Челябинской области, поскольку выписка из ЕГРН об объекте недвижимости содержит больше разделов, следовательно, включает более полный объем сведений, содержащихся в ЕГРН, чем выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Судом ошибочно трактуется пункт 1 части 8 статьи 22.1 Федерального закона N237-Ф3, поэтому сделан неверный вывод, что возвращение заявления об установлении кадастровой стоимости допускается тогда, когда к заявлению отчет не приложен. Установив, что к отчёту не приложена выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ответчик должен вернуть заявления истца без рассмотрения, а не выносить решения по ним. Непризнание судом данного нарушения со стороны ответчика дает основание к продолжению нарушения им требований Федерального закона N 237-ФЗ, что лишает административного истца возможности реализации своих прав в установленные законом сроки.
Представитель ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" Королева А.С. в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представители ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" Королева А.С, Правительства Новосибирской области Петросян Е.О. в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителей ответчиков, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 22.1 Федерального закона N 237-Ф3 заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя (часть 5 статьи 22.1).
Согласно части 6 статьи 22.1 Федерального закона N 237-Ф3 отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 30 декабря 2020 года N 565-п "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-Ф3 "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Новосибирской области" установлено, что 01 января 2021 года является датой перехода к применению на территории Новосибирской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, согласно которым кадастровая стоимость:
земельного участка с кадастровым номером 54:35:083185:12 по состоянию на 01 января 2010 года составляет 15 807 376, 98 рублей (л.д. 17);
земельного участка с кадастровым номером 54:35:082615:24 по состоянию на 14 декабря 2010 года в размере 13 422 538, 47 рублей (л.д. 57).
В порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЭ 23 ноября 2021 года ОАО "Альянс" обратилось в ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:082615:24 и 54:35:083185:12 в размере их рыночной стоимости. К заявлениям Обществом приложены отчеты об оценке N 02112021111Е от 03 ноября 2021 года и N 08112021112Е от 08 ноября 2021 года.
Решением ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" N ОРС-54/2021/000885 от 21 декабря 2021 года ОАО "Альянс" отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости ввиду нарушения статьи 11 Федерального закона 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", а также положений пункта 6 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете. Оценщиком данное требование не соблюдено, в отношении объекта оценки с кадастровым номером 54:35:082615:24 отчет об оценке содержит выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Решением ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" N ОРС-54/2021/000886 от 21 декабря 2021 года административному истцу отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 54:35:083185:12 ввиду нарушения статьи 11 Федерального закона 29 июля1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", положений пункта 6 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, поскольку отчет об оценке содержит выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости и в тексте отчета об оценке отсутствуют скриншоты объявлений о продаже.
Административный истец, посчитав, указанные нарушения устраненными, 30 декабря 2021 года вновь обратился в бюджетное учреждение с заявлениями об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, приложив отчеты N 08112021112Е от 08 ноября 2021 года и N 02112021111-2Е от 23 декабря 2021 года.
Решениями ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" N ОРС-54/2021/001110 от 24 января 2022 года отказано в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером 54:35:083185:12, 54:35:082615:24 в размере их рыночной стоимости на том основании, что отчеты об оценке содержат выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, а не выписку Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, что нарушает пункт 6 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
11 февраля 2022 года ОАО "Альянс" вновь обратилось в ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, приложив выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах.
Решениями ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" от 01 марта 2022 года N УРС-54/2022/000008, N УРС-54/2022/000073 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 54:35:082615:24 в размере его рыночной стоимости 8 062 485 рублей на 03 ноября 2021 года, 54:35:083185:12 в размере его рыночной стоимости - 15 514 236 рублей на 08 ноября 2021 года.
Отказывая в признании незаконными решений ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" от 24 января 2022 года N ОРС-547/2021/001110 и N ОРС-54/2021/001109 суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в приложенных к заявлениям об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости отчётах об оценке N 08112021112Е и N 02112021111-2Е в нарушение части 6 статьи 22.1 Федерального закона N 237-Ф3 не содержатся выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, рыночная стоимость которых устанавливается в указанных отчетах, решения ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" приняты в соответствии с действующим законодательством.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции и при этом полагает ошибочными доводы апеллянта о том, что достаточным для обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости являлось предоставление выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Федеральным законом N 237-Ф3 предусмотрено, что отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости именно об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, а не выписку об объекте недвижимости. При этом, как следует из Приказа Росреестра от 04 сентября 2020 года N П/0329, указанные выписки имеют различную форму и состав содержащихся в них сведений (приложения N 1 и N 2 к приказу).
В связи с чем также не может быть признана обоснованной ссылка административного истца на ответ Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Челябинской области от 17 мая 2022 года, о том, что выписка из ЕГРН об объекте недвижимости содержит больше разделов, следовательно, включает более полный объем сведений, содержащихся в ЕГРН, чем выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Довод жалобы о том, что бюджетное учреждение, установив отсутствие выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости должно было возвратить заявления истца без рассмотрения, а не выносить решения, не может повлечь отмену верного по существу решения суда.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае, если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям данной статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Однако, как верно указано судом первой инстанции, сам по себе факт принятия и рассмотрения заявлений, поданных 30 декабря 2021 года, и вынесение решений по ним, а не возвращение их без рассмотрения, прав административного истца не нарушает, поскольку установлено, что приложенные отчеты об оценке не соответствовали требованиям статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ. Учитывая дату подачи заявлений, сроки для решения вопроса о принятии заявления, предусмотренные в части 9 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ - пять дней, решение о возвращении заявления было бы принято в январе 2022 года, соответственно повторно обратиться с заявлением в 2021 году, Общество не имело возможности.
При этом впоследствии указанные нарушения были устранены самим административным истцом при повторном обращении в бюджетное учреждение с аналогичными заявлениями, которые были удовлетворены.
Таким образом, оспариваемыми решениями какие-либо права административного истца не нарушены.
Также обоснован вывод суда первой инстанции со ссылкой на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 30 июня 2021 года) о том, что определение периода установленной решениями ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" от 24 января 2022 года кадастровой стоимости в размере рыночной, в компетенцию суда не входит.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, в целом определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новосибирского областного суда от 31 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Альянс" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Новосибирский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.