Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Кубаревой Т.В, судей Климовой К.В. и Солдатовой Ю.Ю, при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Кубаревой Т.В.
дело по апелляционной жалобе Блиновой М.М. на решение Московского районного суда города Твери от 17 февраля 2022 года, которым постановлено:
"исковые требования Блиновой М.М. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области включить в специальный стаж Блиновой М.М, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности "данные изъяты"
Решение Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ N в части не включения периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, курсов повышения квалификации, подлежит отмене.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области в пользу Блиновой М.М. расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты"".
Судебная коллегия
установила:
Блинова М.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области (далее ГУ - ОПФР по Тверской области, пенсионный орган, ответчик) о частичной отмене решения пенсионного органа, включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периодов учебы и работы, назначении досрочной пенсии.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) с просьбой о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с наличием у истца на момент обращения специального стажа работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с недостаточным на момент обращения специальным стажем работы, связанным с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и установлен специальный стаж, связанный с лечебной деятельностью по состоянию на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ - 18 лет 06 месяцев 24 дня.
В данный льготный стаж истца незаконно и необоснованно не были включены периоды обучения на курсах повышения квалификации для медицинских работников, на которые работодатель периодически направлял истца и прохождение которых было обусловлено условиями выполнения трудовой деятельности, а именно периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (30 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (25 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (52 дня); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (24 дня), итого не включено 4 месяца 11 дней.
Кроме указанных периодов, время работы в медицинских учреждениях, расположенных в сельском местности, имеет повышающий коэффициент в соответствии с действующим законодательством, и составляет в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца.
Период работы в "данные изъяты", которая расположена в "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в решении пенсионного органа учтен как 1:1 и составил 123 дня, а фактически должно учитываться в льготном исчислении 154 дня, то есть не учтен 1 месяц 1 день.
Период работы в "данные изъяты", которая расположена в "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в решении пенсионного органа учтен как 1:1 и составил 248 дней, а фактически должно учитываться в льготном исчислении 310 дней, то есть не учтено 2 месяца 2 дня.
Периоды работы в "данные изъяты", которые расположены в "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (30 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 9 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 6 месяцев 8 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 6 месяцев 10 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 2 месяца 28 дней), в решении учтены как 1:1 и в общей сумме составили 15 лет 4 месяца 25 дней, а фактически должны учитываться в льготном исчислении 19 лет 3 месяца 1 день, то есть не учтено 3 года 10 месяцев 6 дней.
Также необоснованно не был включен в льготный стаж истца период работы в "данные изъяты". Работа в должности "данные изъяты" не включала в себя исключительно руководящую должность, в медпункте Блинова М.М. фактически совмещала работу "данные изъяты" Так же данный период ошибочно не увеличен на повышающий коэффициент, который при работе в сельской местности учитывался как 1 год за 1 год и 3 месяца. В итоге неучтенный период работы в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом льготного исчисления составил 1 год 5 месяцев 14 дней (1 год 1 месяц 29 дней +3 месяца 15 дней).
Таким образом, в льготный стаж истца не включено 5 лет 11 месяцев 4 дня.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ специальный трудовой стаж работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, Блиновой М.М. составлял - 24 года 5 месяцев 28 дней (18 лет 06 месяцев 24 дня + 5 лет 11 месяцев 4 дня).
Истец считает решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ N в части не включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, вышеуказанных периодов работы и учебы незаконными и необоснованными.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано путем присоединения к Отделению Пенсионного фонда России по Тверской области, поэтому надлежащим ответчиком по настоящему спору является Отделение Пенсионного фонда России по Тверской области.
Включение спорных периодов в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, даст возможность истцу правильно распланировать дальнейшую трудовую деятельность, рассчитать срок выхода на льготную пенсию.
На указанных основаниях истец Блинова М.М. просила суд первой инстанции отменить решение ГУ - УПФР в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в установлении (выплате) пенсии в части не включения в специальный трудовой стаж периодов учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; а также не применения льготного исчисления к периодам работы в сельской местности 1 год за 1 год 3 месяца к периодам работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ - ОПФР по Тверской области включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды учебы Блиновой М.М.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; и работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; а также применить льготное исчисление к периодам работы в сельской местности 1 год за 1 год 3 месяца к периодам работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; установив по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ специальный трудовой стаж работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, 24 года 5 месяцев 28 дней.
Протокольным определением Московского районного суда г. Твери приняты уточненные исковые требования, в части назначения досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Блинова М.М, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель истца Блиновой М.М. адвокат Сердцева Н.Е. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ГУ-ОПФР по Тверской области по доверенности Кравченко Ю.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, поддержала возражения на исковое заявление, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ Блинова М.М. обратилась в ГУ-УПФР в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. При обращении для назначения пенсии Блиновой М.М. представлены: трудовая книжка, справка, уточняющая особый характер работы, справки о территориальной принадлежности школы-интернат, медпунктов, ФАН, ВОП, диплом, свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении ребенка.
Кроме представленных документов в распоряжении ГУ-УПФР в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) имелись справка о территориальной принадлежности "данные изъяты", акт документальной проверки факта работы Блиновой "данные изъяты" М.М. в ГБУЗ "данные изъяты" и Выписка из индивидуального лицевого счета Блиновой М.М.
В трудовой книжке N от ДД.ММ.ГГГГ Блиновой "данные изъяты" М.М. имеются записи о работе в "данные изъяты":
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ Nа от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ по дату обращения за назначением пенсии в должности "данные изъяты" (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ).
В трудовой книжке имеются сведения о присвоении квалификации, переименовании и реорганизации учреждения.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ N, уточняющей особый характер работы, выданной ГБУЗ "данные изъяты", Блинова "данные изъяты" М.М. работала полный рабочий день в "данные изъяты":
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ Nа от ДД.ММ.ГГГГ) в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время в должности "данные изъяты".
В уточняющей справке указано, что "данные изъяты" располагались на территории сельской местности и являлись структурными подразделениями ГБУЗ "данные изъяты"
В уточняющей справке отражены:
- курсы повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- отпуска по уходу за ребенком: до 1, 5 лет (дата рождения ребенка ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по лицевым счетам ДД.ММ.ГГГГ). Приказ о предоставлении отпуска не обнаружен. До 1, 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты" N-р от ДД.ММ.ГГГГ).
Приступила к работе с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ).
Из акта проверки отдела ОППЗЛ Управления от ДД.ММ.ГГГГ N периода работы Блиновой М.М. в должности "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что приказом N от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" М.М. принята на работу на должность "данные изъяты" на время очередного отпуска основного работника с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ она переведена на должность "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ на время очередного отпуска, декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком "данные изъяты". Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" "данные изъяты" М.М. переведена на должность "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ.
В штатном расписании по "данные изъяты" (бюджет) на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном главным врачом, в разделе "Медперсонал школ, дошкольных учреждений" в том числе значится должность "данные изъяты"" - 1.5 шт. ед.
Лицевая карточка на зарплату "данные изъяты" М.М. за ДД.ММ.ГГГГ в период работы в "данные изъяты" для проверки не представлена.
В штатном расписании по "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГГГ, заверенном главным врачом "данные изъяты" и ст. экономистом "данные изъяты" в "данные изъяты" предусмотрена должность "данные изъяты"
В тарификационный список на ДД.ММ.ГГГГ по подразделению " "данные изъяты" внесены исправления. Фамилия основного работника зачеркнута, вписано: "данные изъяты" М.М. - зав. ФАП - 1, 0 ст. - "данные изъяты". Дата внесения изменений не указана.
В тарификационных списках по селу на ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" М.М. значится в должности "данные изъяты"
В лицевых карточках на зарплату за ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" М.М. значится в структурном подразделении "данные изъяты" в должности "данные изъяты", имеется ссылка на приказ N от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу с ДД.ММ.ГГГГ. Зарплата начислена ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество отработанных дней не указано, начисления заработной платы обозначены одной суммой.
Списками N в наименовании учреждений предусмотрены "больницы всех наименований", в наименовании должностей предусмотрены "данные изъяты"
В соответствии со Списком N право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности. При отнесении должности к врачебному и среднему медицинскому персоналу применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377 (письмо Минтруда Российской Федерации и ПФР от 29 сентября 2000 года NN 3948/1-17, 06-25/8625). Данной номенклатурой предусмотрено, что к среднему медицинскому персоналу относятся должности "данные изъяты"
Списком N в наименовании учреждений предусмотрены "больницы всех наименований", в наименовании должностей предусмотрены "данные изъяты"
Согласно пункту 21 разъяснения Минтруда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком может быть зачтен в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников до ДД.ММ.ГГГГ.
Так как, должность "данные изъяты" не поименована ни в одном из вышеперечисленных Списков и не относится в соответствии с Номенклатурой N к среднему медицинскому персоналу правовых оснований засчитать период работ Блиновой М.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, в том числе и в льготном исчислении, у Управления не имелось.
В исковом заявлении Блинова М.М. указывает период работы в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и просит этот период засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении. Согласно трудовой книжке Блиновой "данные изъяты" М.М, справке, уточняющей особый характер работы от ДД.ММ.ГГГГ N, акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ N период работы истицы в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ Блинова М.М. работала в "данные изъяты". При подсчете стажа медицинской деятельности Блиновой М.М. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитан в специальный стаж в льготном исчислении, как работа в сельской местности. Действующее пенсионное законодательство не предусматривало и не предусматривает двойного подсчета льготного стажа. Поэтому требование Блиновой М.М. о зачете периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ повторно не основано на нормах пенсионного законодательства, следовательно, удовлетворению не подлежит.
Не имелось оснований и для зачета периода работы в должности "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Как видно из Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ N кроме штатного расписания по "данные изъяты" (бюджет) на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного главным врачом, в котором в разделе "Медперсонал школ, дошкольных учреждений" по "данные изъяты" значится должность "данные изъяты" ничего не представлено. В Акте указано, что другие, кроме представленных документы, подтверждающие юридическую значимость факта работы в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в организации не ведутся и не могут быть представлены. На основании имеющихся документов у Управления не имелось возможности подтвердить факт постоянного обслуживания населения, проживающего в сельской местности.
Кроме того, в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 400-ФЗ стаж работы, в том числе и на соответствующих видах работ, как до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, так и после подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Блиновой М.М. (дата регистрации в системе ОПС ДД.ММ.ГГГГ) период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указан с кодом особых условий труда как работа в городе.
При подсчете стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды нахождения Блиновой М.М. на курсах повышения квалификации (на дату обращения за назначением пенсии) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости, по следующим основаниям.
Включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периодов нахождения на курсах повышения квалификации предусматривалось только постановлением Совета Министров от 17 декабря 1959 года N 1397. Однако, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 признано утратившим силу постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и с 01 октября 1993 года данное постановление не применяется на территории Российской Федерации. Кроме того, подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 предусмотрено, что Постановление N 1397 применяется к периодам медицинской деятельности, имевшим место до ДД.ММ.ГГГГ. Все периоды нахождения на курсах повышения квалификации истца проходили после ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, поэтому применять данное постановление правовых оснований не имелось. Все последующие Правила не предусматривали включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В соответствии с пунктом 5 Правил N, включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации не было предусмотрено.
В соответствии с действующим законодательством периоды работы, в том числе на соответствующих видах работ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Индивидуальные сведения за периоды прохождения курсов повышения квалификации Блиновой М.М. представлены организацией без указания кода льготной работы.
Из приведенных выше норм пенсионного законодательства видно, что на ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи заявления о назначении пенсии Блиновой М.М.) и на ДД.ММ.ГГГГ (дата принятия Управлением решения об отказе в установлении пенсии) периоды нахождения на курсах повышения квалификации не относились к периодам, засчитываемым в стаж на соответствующих видах работ, указанным в пункте 5 Правил N 516. Однако 18 марта 2021 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 04 марта 2021 года N 322 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2017 года N 665", которым Постановление Правительства N 665 дополнено пунктом 3 следующего содержания: "При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование". Должности, в которых работает застрахованное лицо, соответственно, должны быть предусмотрены определенными Списками.
Следовательно, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, после ДД.ММ.ГГГГ будут засчитываться периоды обучения и дополнительного профобразования.
Таким образом, при обращении Блиновой М.М. с заявлением о назначении пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ после возникновения права на указанную пенсию периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации будут учтены в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с действующим пенсионным законодательством.
Однако даже с учетом периодов нахождения на курсах повышения квалификации, которые составляют в общей сложности 4 месяца 16 дней, стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, Блиновой М.М. на дату обращения за назначением пенсии будет менее 25 лет, требуемых для возникновения права на указанную пенсию.
В своем исковом заявлении Блинова М.М. указывает, что периоды ее работы в сельской местности должны быть засчитаны в стаж медицинской деятельности в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца.
Действительно пункт 2 Постановления N 464 предусматривал льготный порядок подсчета стажа работы для работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, поименованных в Списке N 464, как один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца.
Такой порядок подсчета стажа на соответствующих видах работ применялся до вступления в силу Постановления N 1066, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 2 Правил N 1066 врачам и среднему медицинскому персоналу, работающим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и три месяца. Следовательно, льготный порядок подсчета стажа работы в сельской местности применяется только при смешанном медицинском стаже (работа и в сельской местности, и в городе).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в календарном исчислении за исключением случаев, указанным подпунктах "а" и "б" данного пункта. Так подпунктом "а" пункта 5 Правил N 781 установлено, что лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца. Таким образом, и в соответствии с Правилами N 781 льготный порядок подсчета стажа работы применяется только при смешанном стаже.
Утверждение Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, точно также как внесение изменений в действующие нормативные акты в области пенсионного обеспечения, предоставлено только законодателю, которым в Российской Федерации является Правительство Российской Федерации, путем принятия соответствующих Постановлений, проходящих регистрацию в Минюсте Российской Федерации. Никаких изменений в Правила N 1066 и Правила N 781 Правительством Российской Федерации по вопросам порядка подсчета стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не вносилось.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 03 октября 2002 года N 65, на которое ссылается истица в своем исковом заявлении, установлено тождество наименования структурного подразделения "лор - отделение" наименованию структурного подразделения "отоларингологическое отделение" государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Никакого установления тождества пункт 2 Постановления N 464 другим нормативным актам, регулирующим правоотношения в сфере досрочного назначения пенсий медицинским работникам (Правила N 1066 и Правила N 781), Постановлением Минтруда Российской Федерации от 03 октября 2002 года N 65 не предусмотрено.
Помимо указанного выше, обращается внимание на то, что пункт 5 Правил N 516 также предусматривает, что периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением отдельных случаев.
На основании действующих в периоды работы Блиновой М.М. Списков и Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации, Управлением засчитан в льготном исчислении период работы в должности "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренной Списком и Правилами N 464, как период работы до ДД.ММ.ГГГГ.
Для зачета периодов работы Блиновой М.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по дату обращения за назначением пенсии (ДД.ММ.ГГГГ), так как все они осуществлялись после ДД.ММ.ГГГГ, в льготном исчислении правовых оснований не имеется.
При принятии решения об отказе в установлении страховой пенсии Блиновой М.М, не допущено нарушения норм пенсионного законодательства Российской Федерации. Решение Управления об отказе в установлении пенсии истице принято в строгом соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства Российской Федерации, следовательно, оно является обоснованным и законным. Доказательств обратного истцом не представлено.
Таким образом, стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ Блиновой М.М. на ДД.ММ.ГГГГ составляет 18 лет 06 месяцев 24 дня, что менее требуемого стажа 25 лет.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Блиновой М.М. ставится вопрос об отмене решения суда в части неудовлетворенных требований, предлагается принять новое решение, которым обязать ответчика применить льготное исчисление к периодам работы в сельском местности 1 год за 1 год 3 месяца к периодам работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установить, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ специальный трудовой стаж работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, Блиновой М.М. составил 26 лет 5 месяцев и обязать ответчика назначить досрочную пенсию Блиновой М.М. с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что решение незаконно, не обоснованно и подлежит отмене.
По мнению апеллянта, указанное судом положение Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части предусмотренного льготного порядка подсчета стажа работы медицинских работников как один год работы за один год и три месяца только при наличии смешанного стажа, не соответствует диспозиции нормативных актов, и на прямую им противоречит.
Апеллянт полагает, что ссылка суда первой инстанции в решении на подпункт "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения несостоятельна, судом первой инстанции неправильно истолкована данная норма.
Указывается на то, что в подпункте "а" пункта 5 Правил однозначно указано на применение льготного порядка исчисления стажа лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке), из расчета за год работы как год и 3 месяца. Тоже указано и в более ранних нормативных документах. Иного законодательно не установлено, тем более зависимость от смешанности стажа работы.
По мнению апеллянта, право на назначение досрочной пенсии Блиновой М.М. возникло не позднее ДД.ММ.ГГГГ, отказ в удовлетворении требований о назначении досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ незаконен.
В дополнении к апелляционной жалобе указано, что отказ суда в применении льготного исчисления к периодам работы в сельской местности 1 год за 1 год и 3 месяца к периоду работы в "данные изъяты", расположенном в сельской местности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также к периодам нахождения на курсах повышения квалификации, незаконный и необоснованный.
Ответчиком ГУ - ОПФР по Тверской области принесены возражения, в которых критикуются доводы жалобы, и указывается на законность принятого по делу судебного акта.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель истца Блиновой М.М. адвокат Сердцева Н.Е.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца Блиновой М.М. адвоката Сердцевой Н.Е, поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в сельской местности и поселках городского типа не менее 25 лет, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Блинова М.М. обратилась в ГУ-УПФР в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с представленными документами пенсионным органом установлено, что специальный стаж истца на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ составляет - 18 лет 06 месяцев 24 дня.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Из трудовой книжки Блиновой "данные изъяты" М.М. следует, что она работала в "данные изъяты":
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ Nа от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ по дату обращения за назначением пенсии в должности "данные изъяты" (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно справке уточняющей особый характер работы или условия, труда необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" располагались на территории сельской местности и являлись структурными подразделениями ГБУЗ "данные изъяты"
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования о включении в специальный стаж работы периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" и периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исключенных ответчиком из подсчета специального стажа истца, суд первой инстанции исходил из того, что истец фактически работала в должности "данные изъяты" в сельской местности, "данные изъяты", а также из того, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, то есть в указанный период за истцом сохранялось место работы, начислялась заработная плата, с этой суммы уплачивались налоги и отчисления в Пенсионный фонд.
В указанной части решение суда первой инстанции сторонами не обжалуется и не является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении требований о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца, суд первой инстанции, исходил из того, что указанные периоды, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ, подлежат учету в льготном исчислении при условии выполнения соответствующей работы и в городе и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), в связи с чем спорные периоды подлежат зачету в специальный стаж в календарном исчислении.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает правильными, а доводы апелляционной жалобы основанными на неверном толковании истцом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
С ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, которым утверждены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Согласно пункту 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце 2 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года (абзац 7 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30).
Таким образом, после 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).
Поскольку трудовая деятельность Блиновой М.М. после ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась только в сельской местности, ответчик обоснованно зачел спорные периоды работы истца в календарном исчислении без применения льготы, с чем согласился суд первой инстанции.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Исходя из приведенного выше правового регулирования, требования о включении в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца) периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не подлежали удовлетворению.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе суда в удовлетворении требований о льготном исчислении периода работы Блиновой М.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заслуживают внимания судебной коллегии.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Блинова М.М. принята на должность "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность "данные изъяты", в данной должности работала по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
"данные изъяты" располагался на территории сельской местности и являлся структурным подразделением ГБУЗ "данные изъяты"
Поскольку период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сельской местности имел место до ДД.ММ.ГГГГ, он подлежал включению в специальный стаж Блиновой М.М. в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца).
Решение суда в части отказа во включении в льготном исчислении периода работы Блиновой М.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований в данной части.
Учитывая, что на момент обращения за назначением пенсии у Блиновой М.М, с учетом включенных в подсчет специального стажа периодов, в том числе в льготном исчислении, отсутствовал необходимый специальный стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии по старости по основаниям пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то вывод суда в части отказа в признании за истцом права на назначение досрочной страховой пенсии, отвечает требованиям действующего законодательства.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявленных Блиновой М.М. требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ у суда первой инстанции не имелось. В указанной части решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда города Твери от 17 февраля 2022 года в части отказа в возложении обязанности включить в специальный стаж Блиновой М.М, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца) период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Постановить в указанной части новое решение, которым возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области обязанность включить в специальный стаж Блиновой М.М, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца) период работы в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части решение Московского районного суда города Твери от 17 февраля 2022 года оставить без изменения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 05 сентября 2022 года.
Председательствующий Т.В. Кубарева
Судьи К.В. Климова
Ю.Ю. Солдатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.