Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Честновой Л.И. на вступившие в законную силу решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 декабря 2021 г. и решение судьи Верховного суда Республики Коми от 19 января 2022 г., вынесенные в отношении главы муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - руководителя администрации Хозяиновой Натальи Семеновны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми от 27 августа 2021 г. глава муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - руководитель администрации Хозяинова Н.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 декабря 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Коми от 19 января 2022 г, постановление исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми от 27 августа 2021 г. отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, и дополнениях к ней исполняющий обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Честнова Л.И. выражает несогласие с судебными актами, ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на наличие в действиях должностного лица Хозяиновой Н.С. состава вменяемого административного правонарушения.
Хозяинова Н.С, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на вышеуказанные судебные акты, представила возражения, в которых указала на законность решений судебных инстанций и необоснованность доводов жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, возражений, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Основанием для привлечения должностного лица Хозяиновой Н.С. к административной ответственности по вышеприведенной статье явились следующие обстоятельства.
В ходе проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов на реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" выявлен факт нарушения муниципалитетом условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, не обеспечено достижение показателя результативности использования субсидии.
В целях реализации мероприятий Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Коми от 31.10.2019 N 520, в рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" между Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и администрацией муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в лице главы муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - руководителя администрации Хозяиновой Н.С. заключено соглашение о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального образования городского округа "Сыктывкар" N от ДД.ММ.ГГГГ (далее - соглашение) на поддержку муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды (с учетом дополнительных соглашений N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно условиям соглашения администрация муниципального образования городского округа обязуется обеспечивать достижение значения(ий) результата(ов) регионального проекта, установленных в соответствии с приложением N 1 (пункт 4.3.3 соглашения), а также обеспечивать достижение показателей результатов приведенных в приложении N 5 (подпункт "а" пункт 6.1.2 соглашения).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 соглашения).
По состоянию на 1 января 2021 г. администрацией муниципального образования городского округа "Сыктывкар" за 2020 год не достигнут обозначенный соглашением показатель результативности в количестве 1 единицы, а именно: общественная территория, подлежащая благоустройству за счет средств субсидий республиканского бюджета Республики Коми с софинансированием из федерального бюджета, скейт-площадка по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, парк имени Кирова, не введена в эксплуатацию.
Отменяя постановление должностного лица административного органа о привлечении к административной ответственности, судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми, с выводами которого согласился судья Верховного суда Республики Коми, пришел к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) должностного лица Хозяиновой Н.С. состава вменяемого административного правонарушения.
Так, в ходе рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление судьей установлено, что с целью выполнения обязательств по соглашению от 17 января 2020 г. N "данные изъяты" и установки скейт-площадки руководителем администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в 2020 году предпринимались все возможные меры, а именно: проводился аукцион от 9 июня 2020 г, по результатам которого был определен победитель (ИП Купцов А.А.), с которым 23 июня 2020 г. заключен муниципальный контракт N 44-20 со сроком исполнения до 20 июля 2020 г, в последующем муниципальный контракт с данным победителем был расторгнут в связи с невыполнением работ к установленному сроку; проводился аукцион от 21 сентября 2020 г, который не состоялся по причине отсутствия заявок; проводился аукцион от 14 октября 2020 г, по результатам которого был определен победитель (ИП Страхов А.А.). С указанным победителем 27 октября 2020 г. заключен муниципальный контракт сроком исполнения обязательств до 15 декабря 2020 г. По итогам выполнения контракта работы у подрядчика не приняты в связи с несоответствием изготовленной скейт-площадки условиям муниципального контракта, муниципальным заказчиком проведен комплекс мер, направленный на понуждение подрядчика к исполнению обязательств по контракту, устранение рисков использования оборудования, при эксплуатации которого создавалась бы угроза жизни и здоровью граждан.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется, они сделаны с учетом действующего административного законодательства. Приведенные обстоятельства с учетом требований статей 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, вывод судьи об отмене постановления является законным.
В ходе рассмотрения жалоб судебными инстанциями установлены фактические обстоятельства дела, оценены собранные по делу доказательства, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Рассматриваемая жалоба подана должностным лицом административного органа в связи с несогласием с прекращением производства по делу и основанием такого прекращения.
Вместе с тем, статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Принимая во внимание положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая, что производство по делу об административном правонарушении было прекращено, возможность правовой оценки деяния названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
При этом в настоящее время исключена возможность проверки доводов должностного лица, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах, рассматриваемая жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 декабря 2021 г. и решение судьи Верховного суда Республики Коми от 19 января 2022 г, вынесенные в отношении главы муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - руководителя администрации Хозяиновой Натальи Семеновны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Честновой Л.И. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции Е.А. Широкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.