Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Соловьевой В. А. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 декабря 2021 года по административному делу N 2а-2502/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N21 по Санкт-Петербургу к Соловьевой В. А. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N21 по Санкт-Петербургу - Овчинниковой Т.Е, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N21 по Санкт-Петербургу (далее по тексту решения - МИФНС России N 21) обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Соловьевой А.А, просило взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 6884 рублей, пени за период с 1 по 9 января 2020 года в размере 12 рублей 91 копейка, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29354 рубля, пени с 1 по 9 января 2020 года в размере 55 рублей 4 копеек. В обосновании требований МИФНС указала, что административный ответчик осуществляет адвокатскую деятельность с 30 августа 2019 года по настоящее время. Соловьева В.А. не исполнила возложенную на нее обязанность по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 рубля, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29354 рубля и пени.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2021 года заявленные требования удовлетворены. С Соловьевой В.А. в пользу МИФНС России N21 по Санкт-Петербургу взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 6884 рублей, пени в размере 12 рублей 91 копейки, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29354 рублей, пени в размере 55 рублей 4 копеек. С Соловьевой В.А. в доход бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 289 рублей
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 декабря 2021 года решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2021 года отменено в части взыскания пени в связи с неуплатой страховых взносов за 2019 год. В удовлетворении административного иска в названной части отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец Соловьева В.А. подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Ходатайство Соловьевой В.А. об отложении судебного разбирательства отклонено судом кассационной инстанции. Лист нетрудоспособности по уходу за ребенком не подтверждает невозможность участия в судебном разбирательстве самой Соловьёвой В.А.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик является адвокатом и в силу имеющегося статуса обязан оплачивать взносы в ПФР в фиксированном размере и взносы на ОМС.
Статус адвоката административному ответчику присвоен 27 июня 2008 года, номер в реестре адвокатов Санкт-Петербурга: 6015.
Как следует из материалов дела, налоговым органом посредством личного кабинета налогоплательщика Соловьевой В.А. направлено требование N 600 от 10 января 2020 года об уплате до 11 февраля 2020 года страхового взноса на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 рубля, страхового взноса на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29354 рубля, пени, начисленных за неуплату указанных взносов с 1 по 9 января 2020 года, в размере 67 рублей 95 копеек (л.д. 11-12, 68).
Поскольку требования налогового органа по уплате указанных взносов з срок до 11 февраля 2020 года Соловьевой В.А. не исполнены, начальник МИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу обратился к мировому судье судебного участка N 81 Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Соловьевой В.А. указанных в требованиях сумм взносов.
В связи с поступившими от Соловьевой В.А. возражениями, определением мирового судьи судебного участка N 81 Санкт-Петербурга от 26 июня 2020 года отменен ранее выданный судебный приказ от 3 июня 2020 года о взыскании с Соловьевой В.А. обязательных взносов. МИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу предложено обратиться в суд с требованиями о взыскании задолженности по взносам в порядке административного судопроизводства.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.
Порядок уплаты страховых взносов с 1 января 2017 года урегулирован положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ и пункта 2 части 1 статьи 11 Закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ, адвокаты являются страхователями по обязательственному пенсионному и медицинскому страхованию.
В соответствии положениями главы 23 Налогового Кодекса Российской Федерации, налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НДФЛ) относится к категории федеральных налогов и сборов (статья 13 Налогового Кодекса Российской Федерации). Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а так же физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (статья 207 Налогового Кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 224, статьи 228 Налогового Кодекса Российской Федерации доход от источников в Российской Федерации, полученный физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации, облагается по ставке 13%. Для доходов, в отношении которых предусмотрена данная налоговая ставка, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 228 и 229 Налогового Кодекса Российской Федерации физические лица, получившие доходы от источников в Российской Федерации, обязаны не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом), представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию и не позднее 15 июля того же года уплатить самостоятельно исчисленную сумму налога в соответствующий бюджет.
В соответствии со статьей 80 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах, об источниках доходов, о налоговой базе, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налогоплательщик подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают за 2019 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019 года (подпункт 2).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу части 1 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
В силу части 2 названной статьи личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Аналогичные положения содержатся в Приказе Федеральной налоговой службы России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (далее - Приказ).
Так, в силу пункта 18 Приказа физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 19 Приказа физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, бесплатно формирует в личном кабинете налогоплательщика усиленную неквалифицированную электронную подпись и выбирает один из способов ее хранения: "ключ электронной подписи хранится на компьютере пользователя" либо "ключ электронной подписи хранится в защищенном хранилище ФНС России".
В случае неполучения от физического лица уведомления, указанного выше, по истечении 3 рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика направление налоговыми органами физическому лицу документов (информации), сведений осуществляется только через личный кабинет налогоплательщика.
Исходя из пункта 23 Приказа датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Материалами дела установлено, что налоговое требование направлено в адрес административного ответчика посредством личного кабинета, в установленные налоговым законодательством сроки.
Таким образом, доводы Соловьёвой В.А. о ненаправлении ей требований об уплате налогов не соответствуют материалам дела.
Рассматривая довод административного ответчика о пропуске налоговым органом процессуального срока для обращения в суд, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Из материалов настоящего дела следует, что рассматриваемый административный иск МИФНС N21 поступил в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга 29 декабря 2020 года, то есть за пределами установленного шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа (26 июня 2020 года).
При подаче административного иска административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. Как следует из материалов дела, копия определения была получена налоговым органом 16 июля 2020 года.
Ссылки на то, что ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд заявлено неуполномоченным лицом не соответствуют обстоятельствам дела. Сотрудник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N21 по Санкт-Петербургу - Овчинникова Т.Е. имеет полномочия на представление интересов налоговых органов. Неприобщение к материалам дела копии доверенности, действовавшей на момент заявления ходатайства, не свидетельствует об её отсутствии у представителя налогового органа.
При изложенных обстоятельствах, учитывая незначительный период пропуска процессуального срока, принимая во внимание приведенные выше разъяснения и все обстоятельства, при которых этот срок был пропущен, судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции о восстановлении административному истцу пропущенного процессуального срока верным.
Довод административного ответчика о том, что судом оставлены без внимания возражения административного ответчика в части пропуска административным истцом процессуального срока для подача административного иска в суд, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку указанное противоречит материалам дела и мотивировочной части решения суда. Суд дал надлежащую оценку доводам и возражениям административного ответчика.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 декабря 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N21 по Санкт-Петербургу к Соловьевой В. А. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, оставить без изменения, кассационную жалобу Соловьевой В. А. - без удовлетворения.
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 декабря 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 02 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.