Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу избирательного объединения - Псковское региональное отделение Российской объединенной демократической партии ЯБЛОКО" на решение Стругокрасненского районного суда Псковской области от 5 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 17 августа 2022 года по административному делу N 2а-295/2022 по административному исковому заявлению "Псковское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", Герасимовой Л. В, Шень Н. В, Ивановой Н. Ш. к Территориальной избирательной комиссии Струго- Красненского района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе совершить действия, связанные с созывом заседания избирательной комиссии для рассмотрения вопроса о заверении списка кандидатов в депутаты, совершить действия, связанные с приёмом непосредственно от кандидатов в депутаты документов на выдвижение, об обязании принять у кандидатов в депутаты документы на выдвижение, выдать им разрешение на открытие специальных избирательных счетов, принять у кандидатов в депутаты документы на регистрацию, провести заседание комиссии по рассмотрению вопроса о регистрации кандидатов в депутаты.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения руководителя избирательного объединения - Псковское региональное отделение Российской объединенной демократической партии ЯБЛОКО" - Шлосберга Л.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Территориальной избирательной комиссии Струго-Красненского района Псковской области - Кулакова И.Н, возражавшегно против доводов, изложенных в кассационной жалобе, заключение прокурора Леонтьева С.А. об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Избирательное объединение ? Псковское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" (далее - избирательное объединение), Герасимова Л.В, Шень Н.В. и Иванова Н.Ш. обратились в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Струго-Красненского района Псковской области (далее - избирательная комиссия, ТИК) о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия. В обоснование иска указали, что 23 июля 2022 года уполномоченный представитель избирательного объединения Герасимова Л.В. представила в ТИК Струго-Красненского района документы для заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Собрания депутатов Струго-Красненского района седьмого созыва. Документы были приняты, о чём было выдано письменное подтверждение. 25 июля 2022 года избирательная комиссия вынесла постановление N 15/54 о заверении списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго- Красненского района седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением, согласно которому в список кандидатов в депутаты вошли: Герасимова Л.В. - кандидат по одномандатному избирательному округу N 1, Шень Н. В. - кандидат по одномандатному избирательному округу N 2, Иванова Н.Ш. - кандидат по одномандатному избирательному округу N 5. При этом избирательная комиссия отказалась принимать от самих кандидатов в депутаты документы, которые необходимы для выдвижения по одномандатным избирательным округам, хотя документы избирательного объединения были представлены в комиссию в полном объёме и с соблюдением условий и сроков подачи. Административные истцы считают бездействие избирательной комиссии неправомерным, нарушающим нормы ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации".
Отказ в приёме документов кандидатов после заверения списка кандидатов в депутаты препятствует реализации прав избирательного объединения на участие его кандидатов в выборах в Собрание депутатов Струго-Красненского района седьмого созыва по одномандатным избирательным округам. Избирательная комиссия обязана соблюдать сроки действий, предусмотренные избирательным законодательством, с учетом соблюдения избирательных прав кандидатов. Обеспечение возможности подачи кандидатами документов, предусмотренных в пунктах 2.2 и 3 статьи 33 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", является обязанностью избирательной комиссии. Иное означает произвольное, не предусмотренное законом сокращение на 3 дня срока подачи уполномоченным представителем избирательного объединения списка кандидатов для его заверения. Избирательная комиссия была обязана после принятия от уполномоченного представителя избирательного объединения 23 июля 2022 года документов собрать заседание в полномочном составе, на котором рассмотреть вопрос о заверении списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, и создать возможность подачи самими кандидатами документов на выдвижение до 18 часов 00 минут 23 июля 2022 года.
С учетом уточнения заявленных требований административные истцы просили суд:
- признать незаконным бездействие ТИК Струго-Красненского района, выразившееся в отказе совершить 23 июля 2022 года действия, связанные с созывам заседания избирательной комиссии для рассмотрения вопроса о заверении списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго- Красненского района седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Псковское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" по одномандатным избирательным округам, а также совершить действия, связанные с приёмом непосредственно от кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, документов на выдвижение;
- обязать ТИК Струго-Красненского района в течение трёх дней со дня принятия судом решения принять от кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам, документы на выдвижение, предусмотренные пунктами 2.2 и 3 статьи 33 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и выдать кандидатам разрешения на открытие специальных избирательных счетов;
- обязать ТИК Струго-Красненского района в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу принять от кандидатов из заверенного списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго- Красненского района седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, выдвинутого избирательным объединением "Псковское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", документы на регистрацию;
- обязать ТИК Струго-Красненского района в течение десяти дней со дня принятия от кандидатов документов на регистрацию провести заседание комиссии, на котором рассмотреть вопрос о регистрации кандидатов.
Просили обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Стругокрасненкого районного суда Псковской области от 5 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 17 августа 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом РФ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов, в том числе депутатов представительных органов муниципальных образований, проводимых на территории Псковской области, определен Законом Псковской области от 1 августа 2003 N 295-оз "Избирательный кодекс Псковской области" (далее - Закон N 295-оз).
Решением Собрания депутатов Струго-Красненского района Псковской области N 191 от 21 июня 2022 года в соответствии со статьей 11 указанного Закона Псковской области N 295-оз, статьями 9, 19 Устава муниципального образования "Струго-Красненский район" назначены выборы депутатов Собрания депутатов Струго-Красненского района седьмого созыва на 11 сентября 2022 года.
24 июня 2022 года указанное решение вступило в законную силу с момента его официального опубликования в районной газете "Струги" (л.д.36, 37).
В течение 30 дней, начиная с указанной даты, должно было быть осуществлено выдвижение избирательными объединениями единых списков кандидатов и кандидатов по одномандатным избирательным округам, а также представлены единые списки кандидатов в избирательную комиссию, приём которых осуществлялся до 18 часов 00 минут 23 июля 2022 года соответственно.
Решением конференции регионального отделения избирательного объединения "Псковское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 17 июля 2022 года выдвинут список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго- Красненского района седьмого созыва в количестве трёх человек: Герасимова Л.В. - одномандатный избирательный округ N 1, Шень Н.В. - одномандатный избирательный округ N 2, Иванова Н.Ш. - одномандатный избирательный округ N 5 (л.д. 15-16).
23 июля 2022 года уполномоченный представитель избирательного объединения Герасимова Л.В. уведомила ТИК Струго-Красненского района о выдвижении кандидатов в депутаты указанных лиц, предоставив в комиссию документы для заверения списка кандидатов, которые были приняты избирательной комиссией с 17 часов 15 минут до 17 часов 30 минут 23 июля 2022 года (л.д.17-18).
ТИК Струго-Красненского района 25 июля 2022 вынесено постановление N15/54 "О заверении списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского района седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением региональным отделением Псковского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в Псковской области по одномандатным избирательным округам", заверенная копия которого была вручена уполномоченному представителю избирательного объединения (л.д. 19-20).
При этом в принятии документов от кандидатов в депутаты было отказано в связи с истечением срока принятия документов в 18 часов 00 минут 23 июля 2022 года, о чём представителю избирательного объединения был дан соответствующий ответ (л.д.21).
Административные истцы, указывая на нарушение избирательных прав, полагали, что постановление о заверении списка кандидатов избирательная комиссия обязана была вынести в день подачи уполномоченным представителем избирательного объединения документов до окончания соответствующего срока, установленного законом.
То обстоятельство, что в период времени с 17 часов 30 минут до 18 часов 00 минут 23 июля 2022 года избирательная комиссия не собрала заседание комиссии в составе, полномочном на принятие решения (4 человека), не рассмотрела представленные документы и не заверила список кандидатов, а после этого не приняла документы лично от каждого кандидата из списка и не выдала разрешение на открытие специального избирательного счета, является незаконным бездействием, допущенным административным ответчиком, повлекшим нарушение прав административных истцов.
При этом административные истцы ссылались также на то, что фактически уполномоченный представитель избирательного объединения прибыл в помещение избирательной комиссии фактически в 16 часов 30 минут, однако приём документов был начат лишь в 17 часов 15 минут. Данное обстоятельство явилось следствием того, что из семи членов избирательной комиссии в помещении комиссии находилось лишь два её члена, осуществлявшие приём документов от другого кандидата.
При своевременном приёме документов и заверении списка кандидатов комиссия была обязана начать приём документов от самих кандидатов в депутаты, явка которых была обеспечена.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных избирательным объединением, его кандидатами требований, руководствуясь положениями действующего законодательства в сфере избирательных прав, пришёл к обоснованному выводу об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика, которое бы являлось незаконным, противоречащим нормам как федерального, так и регионального законодательства об избирательных правах граждан Российской Федерации и избирательных объединений.
Так, согласно положениям статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов, которые представляются в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (пункты 1, 14).
При этом в соответствии с пунктом 14.2 указанной статьи 35 Закона организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован.
Аналогичные положения, касающиеся принятия избирательной комиссией решения о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении в течение трех дней со дня приема документов, содержатся в пункте 12 статьи 32 Закона Псковской области N 295-оз.
Как следует из материалов дела и подтверждается самими сторонами, список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, с приложенными документами был предоставлен уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию в 17 часов 15 минут 23 июля 2022 года, то есть до окончания срока приёма документов, который истекал в 18 часов 00 минут 23 июля 2022 года.
Однако ни положения федерального, ни положения регионального законодательства об избирательных правах граждан не обязывают соответствующую избирательную комиссию принимать решение о заверении списка кандидатов либо об отказе в таком заверении немедленно до окончания указанного выше срока для приёма документов в рамках избирательной компании.
Решение о заверении списка кандидатов было принято избирательной комиссией 25 июля 2022 года, то есть в установленный законом трёхдневный срок, тем самым бездействия, о котором заявляет сторона административного истца, административным ответчиком не допущено.
Избирательной комиссией уполномоченному представителю избирательного объединения было выдано письменное подтверждение получения списка кандидатов с приложенными к нему документами, что соответствует положениям пункта 9 статьи 32 Закона N 295-оз.
При таких обстоятельствах доводы стороны административного истца, касающиеся отсутствия необходимого числа членов комиссии в помещении комиссии в последний день приёма документов для принятия соответствующих решений, включая необходимости приёма документов от самих кандидатов в депутаты, не имеют правового значения для разрешения заявленного спора.
Само решение о заверении списка кандидатов в депутаты от 25 июля 2022 года N 15/54 предметом спора не является.
Судебная коллегия при этом также учитывает положения пункта 4 статьи 31, пунктов 15, 16 статьи 32 Закона N 295-оз, из взаимосвязи которых следует, что кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, также должен представить необходимые документы в соответствующую избирательную комиссию до 18 часов последнего дня срока со дня опубликования (публикации) решения о назначении выборов, то есть в рассматриваемом споре до 18 часов 00 минут 23 июля 2022 года. После истечения указанного срока документы для регистрации списка кандидатов представлены быть не могут.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии нарушений со стороны ТИК Струго-Красненского района требований федерального и регионального законодательства об избирательных правах граждан Российской Федерации и избирательных объединений, тем самым об отсутствии оснований для признания незаконным её бездействия.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии. Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, в силу закона обязана была рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе, однако свою обязанность не выполнила.
Избирательная комиссия действовала при строгом соблюдении требований законодательства об избирательных правах в отношении административных истцов.
Отсутствие в помещении комиссии всех членов избирательной комиссии, что, по мнению стороны административных истцов, привело к невозможности разрешения вопроса о заверении списка кандидатов и принятию последующих решений, включая решение о регистрации кандидатов в депутаты, не свидетельствует о незаконном бездействии со стороны избирательной комиссии, у которой имеется право на объективное изучение представленных избирательным объединением документов и принятия обоснованного решения по заверению списка кандидатов либо об отказе в этом. Для этого законодатель предоставил избирательным комиссиям необходимое время - три дня с момента приёма документов.
Ссылки о возможном сокращении указанного срока до пределов одного часа в связи с окончанием установленного законом срока для подачи документов избирательным объединением, самими кандидатами несостоятельны, поскольку не соответствуют принципам равенства кандидатов, закрепленным в статье 39 Федерального закона N 67-ФЗ и в статьи 37 Закона Псковской области N 295-оз.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стругокрасненского районного суда Псковской области от 5 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 17 августа 2022 года по административному исковому заявлению "Псковское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", Герасимовой Л. В, Шень Н. В, Ивановой Н. Ш. к Территориальной избирательной комиссии Струго- Красненского района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе совершить действия, связанные с созывом заседания избирательной комиссии для рассмотрения вопроса о заверении списка кандидатов в депутаты, совершить действия, связанные с приёмом непосредственно от кандидатов в депутаты документов на выдвижение, об обязании принять у кандидатов в депутаты документы на выдвижение, выдать им разрешение на открытие специальных избирательных счетов, принять у кандидатов в депутаты документы на регистрацию, провести заседание комиссии по рассмотрению вопроса о регистрации кандидатов в депутаты, оставить без изменения, кассационную жалобу избирательного объединения - Псковское региональное отделение Российской объединенной демократической партии ЯБЛОКО" - без удовлетворения.
Решение Стругокрасненского районного суда Псковской области от 5 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 17 августа 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 02 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.