Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федосеева С. И. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 29 августа 2022 года по административному делу N 2а-5352/2022 по административному исковому заявлению Федосеева С. И. к Территориальной избирательной комиссии N7 о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, обязании произвести регистрацию.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения административного истца Федосеева С.И, его представителя - Топорниковой М.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителей административного ответчика Территориальной избирательной комиссии N7 Шарова А.В, Шишкина В.В, возражавших против доводов, изложенных в кассационной жалобе, заключение прокурора Леонтьева С.А. об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федосеев С.И. обратился в Кировский районный суд Санкт- Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии N7 (далее - ТИК N7) от 31 июля 2022 года N37-10 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N78.
В качестве меры по восстановлению нарушенных прав Федосеев С.И. просил возложить на ТИК N7 обязанность зарегистрировать его кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N78.
В обоснование заявленных требований Федосеев С.И. указал, что представил в избирательную комиссию необходимый для регистрации кандидатом в депутаты комплект документов, включая подписные листы, однако 31 июля 2022 года решением избирательной комиссии ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета, по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" - не предоставление документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов.
Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 15 августа 2022 года о принятии административного иска к производству, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Санкт-Петербургская избирательная комиссия (л.д.1-5).
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2022 года оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт- Петербургского городского суда от 29 августа 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления Федосеев С.И. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом первой инстанции установлено, что решением Санкт- Петербургской избирательной комиссией от 28 апреля 2022 года N 312-5 "О мерах, направленных на обеспечение исполнения территориальными избирательными комиссиями в Санкт Петербурге полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума" полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления муниципального округа Дачное с 4 мая 2022 года возложены на ТИК N 7.
1 июля 2022 года ТИК N7 принято решение N 30-1 "О назначении дополнительных выборов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт- Петербурга муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 78", которым назначены соответствующие выборы (л.д.87-88).
Решением ТИК N 7 от 1 июля 2022 года N 30-3 "О возложении полномочий окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт- Петербурга муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 78" полномочия окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу N 78 на дополнительных выборах депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Дачное шестого созыва возложены на ТИК N 7 (л.д.83-84).
13 июля 2022 года Федосеев С.И. подал в ТИК N 7 заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 78 в порядке самовыдвижения (л.д.37).
Согласно подтверждению о получении документов для регистрации кандидата при проведении дополнительных выборов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N78 13 июля 2022 года от Федосеева С.И. приняты следующие документы (л.д.34-36):
- заявление о согласии баллотироваться;
- копия паспорта;
- копия документа, подтверждающего сведения об образовании (диплом бакалавра);
- копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (справка с места работы);
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
Согласно подтверждению о получении документов для регистрации кандидата при проведении дополнительных выборов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N78 22 июля 2022 года от Федосеева С.И. приняты следующие документы (л.д.49-50):
- подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей;
- документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;
- первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда;
- внешний носитель информации с протоколом об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде.
Решением ТИК N7 от 31 июля 2022 года N 37-10 Федосееву С.И. отказано в регистрации кандидатом на дополнительных выборах в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 78, по основанию, предусмотренному подпунктом "в", "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" - отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата - непредоставление документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов в безналичной форме за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата (л.д.89- 93).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ТИК N7 имелись основания, предусмотренные подпунктами "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", для отказа Федосееву С.И. в регистрации кандидатом в депутаты.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Указанным федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим федеральным законом (пункты 1 и 3 статьи 1 данного федерального закона).
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", определяющий в соответствии с федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также устанавливающий гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции правильно отклонил доводы о противоречии Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку Закон Санкт- Петербурга принят в соответствии с Федеральным законом, положения пункта 4 статьи 49 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" не признаны в установленном порядке несоответствующими положениям Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и подлежали обязательному применению ТИК N7.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
В силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" основаниями для отказа в регистрации кандидата является, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с указанным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Таким образом, основание для отказа в регистрации Федосеева С.И. в качестве кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления предусмотрены, в том числе, федеральным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Пунктом 1 статьи 38 этого же Федерального закона предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 данного закона.
Подписные листы, в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда кандидата. Оплата изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата должна быть произведена до дня представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации данного кандидата.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 этого же Закона Санкт-Петербурга в течение 20 дней со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей.
Статьей 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен порядок расходования средств избирательных фондов.
Право распоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума (пункт 1).
Средства избирательных фондов, фондов референдума имеют целевое назначение и могут использоваться кандидатами только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании (пункт 2).
Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам. Расчеты между кандидатом и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке, за исключением случая, если в соответствии с пунктом 11 статьи 58 настоящего Федерального закона избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета (пункт 4).
Аналогичный порядок расходования денежных средств избирательного фонда установлен статьей 49 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
В силу пункта 4 статьи 49 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам. Расчеты между кандидатом и юридическими лицами, а также гражданами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке. Требование о безналичном порядке распространяется в том числе на расчеты с любыми третьими лицами, привлекаемыми исполнителем работ (услуг) для выполнения принятых на себя по договору обязательств. Любые выплаты наличных денежных средств гражданам и юридическим лицам по договорам на выполнение работ (оказание услуг), связанных с избирательной кампанией, запрещаются.
Таким образом, требование обязательного безналичного характера расчетов с использованием средств избирательного фонда установлено как для юридических, так и для физических лиц.
В подтверждении о получении документов, выданном избирательной комиссией Федосееву С.И. в строке "документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов" внесена запись "получено", в графе "количество листов в документе" проставлено значение "1" (л.д.49).
В качестве документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов административным истцом в избирательную комиссию был представлен товарный чек, выданный 14 июля 2022 года индивидуальным предпринимателем Савельевой Н.А, в котором указано о принятии от Федосеева С.И. денежных средств в размере 1900 рублей в счет оплаты печати А4 ч/б в количестве 190 (л.д.94).
Расчет Федосеевым С.И. осуществлялся путем внесения наличных денежных средств, что не оспаривалось административным истцом, доказательств обратному не представлено.
Как следует из разъяснений Министерства финансов Российской Федерации, которые даны в письме от 16 августа 2017 года N 03-01- 15/52653, товарный чек является одним из первичных документов, на основании которых покупатель может подтвердить факт оплаты товара, приобретенного по договору розничной купли-продажи.
Суд апелляционной инстанции правильно отверг доводы относительного того, что представленный административным истцом товарный чек с достаточной степенью детализации указывает на оплату им печати подписных листов.
Согласно статье 2.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 12 - 17, 19 - 27, 29 - 31, 34 - 36, 39, 41 - 44, 49 - 52, 54, 55, 57 - 62, 64, 66 - 80 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты в рамках указанных в настоящем пункте видов деятельности без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона.
В товарном чеке, выдаваемом вместо кассового, должны быть указаны следующие обязательные реквизиты (п. п. 2.1, 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ): наименование "Товарный чек"; порядковый номер товарного чека; дата, время и место (адрес) расчета; наименование организации (Ф.И.О. ИП); ИНН организации (ИП); система налогообложения, применяемая при расчете; признак расчета; наименование и количество оплачиваемых товаров; цена (в валюте РФ) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок и с указанием ставки НДС; сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам; форма расчета; сумма оплаты наличными или в безналичном порядке; должность, фамилия лица, осуществившего расчет, оформившего товарный чек и выдавшего его покупателю; личная подпись лица, выдавшего товарный чек (для расчетов в отдаленных и труднодоступных местностях).
Правила осуществления перевода денежных средств утверждены Положение Банка России от 29 июня 2021 года N 762-П (далее - Правила).
Пунктом 1.1 Правил определено, что Банк России, кредитные организации (далее при совместном упоминании - банки) осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федеральных законов предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками.
Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями; расчетов по аккредитиву; расчетов инкассовыми поручениями; расчетов чеками; расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчетов в форме перевода электронных денежных средств.
Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно.
В платежном поручении, инкассовом поручении, платежном требовании указываются назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая налог на добавленную стоимость (строка 24 Приложения N1 к Правилам).
Аналогичные требования содержатся в пункте 13 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (вместе с "Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", "Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации"), согласно которым в реквизите "Назначение платежа" распоряжения о переводе денежных средств указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена необходимость указания точного назначения платежа для создания возможности идентификации поступающих и перечисляемых денежных средств, подтверждения целевого использования денежных средств.
Из представленной в материалы дела выписки о движении денежных средств по специальному избирательному счету административного истца следует, что 14 июля 2022 года на счет поступили собственные средства кандидата Федосеева С.И. в размере 2 000 рублей (банковский ордер N 916057) и в этом же день денежные средства в сумме 1 900 рублей сняты с данного счета Федосеевым С.И. на изготовление подписных листов (банковский ордер N 53937) (л.д.53).
Из финансового отчета (строка 3.1) следует, что Федосеевым С.И. на организацию сбора подписей избирателей потрачено 1 900 рублей, это же значение указано в строке 3 "израсходовано средств всего", однако подтверждения оплаты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда Федосеевым С.И. не представлено (л.д. 54).
Исходя из сведений, указанных в товарном чеке, представленного Федосеевым С.И. в ТИК N 7, не следует, что оплата в размере 1 900 рублей была произведена им именно за изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда административного истца.
Таким образом, нарушение административным истцом порядка осуществления расчетов на выполнение работ (оказание услуг), связанных с избирательной кампанией, а также отсутствие в документе, подтверждающего факт оплаты, назначение платежа, представленный Федосеевым С.И. товарный чек не мог быть принят избирательной комиссией в качестве доказательств факта оплаты изготовления подписных листов.
Пунктом 1 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" установлено, что окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
Согласно части 1 статьи 27 названного Закона, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо из документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
Аналогичные требования к документам, представленным для регистрации кандидатов и к возможности их исправления, изложены в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с решением ТИК N7 от 27 июля 2022 года N 36- 12 Федосеев С.И. извещался о несоблюдении требований закона к оформлению документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты, между тем административным истцом имеющиеся недостатки устранены не были.
Федосеевым С.И. факт уведомления его об имеющихся в представленных им в ТРОС N7 документах недостатках в административном иске, а также в ходе судебного разбирательства по делу не оспаривался.
Таким образом, у ТИК N7 имелись правовые основания для отказа Федосееву С.И. в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N78.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым бы не была дана подробная и мотивированная оценка судами первой и второй инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 29 августа 2022 года по административному исковому заявлению Федосеева С. И. к Территориальной избирательной комиссии N7 о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, обязании произвести регистрацию оставить без изменения, кассационную жалобу Федосеева С. И. - без удовлетворения.
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 29 августа 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.