Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Ирышковой Т.В, Лепской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 19 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 6 апреля 2022 г. по делу N 2-3873/2021 по иску ФИО1 к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Мурманская областная станция скорой медицинской помощи" о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Мурманская областная станция скорой медицинской помощи" (далее также-- ГОБУЗ "МОССМП") о взыскании задолженности по заработной плате в виде выплат стимулирующего характера за период с 30 января 2020 г. по 31 июля 2020 г. в размере 266 662 руб. 02 коп. на основании постановления Правительства Мурманской области от 8 апреля 2020 г. N189-ПП "Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией", денежной компенсации за нарушение сроков выплат в размере 38 226 руб. 19 коп, компенсации морального вреда в сумме 30000 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 19 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 6 апреля 2022 г, в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1, поданной ее представителем на основании доверенности ФИО6, ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных, принятии по делу нового решения об удовлетворении требований истца.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в поданных на жалобу возражениях, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и из материалов дела следует, ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ГОБУЗ "МОССМП" в качестве фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи.
Приказом ГОБУЗ "МОССМП" от 27 апреля 2020 г. N 77-Ф, согласованным с Министерством здравоохранения Мурманской области 30 апреля 2020 г, утвержден перечень структурных подразделений и должностей работников структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время.
Приказами ГОБУЗ "МОССМП" от 27 апреля 2020 г. N 77-Ф/1 и 8 июня 2020 г. N 99-Ф, согласованными с Министерством здравоохранения Мурманской области 5 июня 2020 г. и 8 июня 2020 г. соответственно, утверждены перечни структурных подразделений и должностей работников структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время.
Перечисленными локальными актами ГОБУЗ "МОССМП" сотрудникам, в том числе фельдшерам, оказывающим (участвовавшим в оказании) скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, были предусмотрены следующие выплаты:
- за фактически отработанное время (за время работы, за исключением периодов отсутствия работника на рабочем месте: нахождение в отпуске, в связи с болезнью и других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), если получатель являлся работником формируемых бригад, определенных вышеуказанным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н;
- за количество часов (смену), если получатель выплат работал в составе линейной (не перепрофилированной) бригады скорой медицинской помощи.
С 1 мая 2020 г. в ГОБУЗ "МОССМП" приказом учреждения от 30 апреля 2020 г. N 65-1 были определены 3 общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи для оказания скорой медицинской помощи пациентам с COVID-19 или подозрением на COVID-19, пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, а так же для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COV1D-19 (далее - специализированные бригады СМП), работники которых, имеют право на выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, установленные постановлением Правительства Мурманской области N 243-ПП.
В последующем приказами ГОБУЗ "МОССМП" от 29 мая 2020 г. N88, определены 4 общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи для оказания скорой медицинской помощи лицам с COVID-19.
Приказами ГОБУЗ "МОССМП" от 3 июня 2020 г. и от 5 июня 2020 г. определен состав 6 и 9 специализированных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой медицинской помощи лицам с COVID-19 соответственно.
Приказом ГОБУЗ "МОССМП" от 18 июня 2020 г. N 112-1 состав специализированных бригад увеличен до 10, приказом от 30 июня 2020 г. N 126 - до 11, приказом от 8 июля 2020 г. N132-1 - до 13, а приказами от 9 июля 2020 г. N 137, от 13 июля 2020 г. N 140 определены составы 14 и 16 специализированных бригад скорой медицинской помощи соответственно для оказания скорой медицинской помощи лицам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
В соответствии с выпиской из Федерального регистра лиц, больных COVID-19 с 1 апреля 2020 г. по 31 июля 2020 г, табелей учета рабочего времени, расчетных листков, следует, что ФИО1 работала в период с 1 апреля 2020 г. по 31 июля 2020 г. в составе линейной бригады скорой медицинской помощи. В составе специализированной бригады скорой медицинской помощи истец исполняла обязанности в сентябре 2020 г.
Согласно расчету и табелям учета рабочего времени количество часов в смене, в которой оказана помощь пациенту, включенному в Федеральный регистр лиц, больных COVID-19 у истца составила: в апреле 2020-12 часов, в мае 2020-120 часов, в июне 2020-12 часов, в июле 2020-48 часов.
За указанное время ФИО1 начислены и произведены выплаты:
по постановлению Правительства Мурманской области N 189-ПП за апрель 2020 - 3 833 руб. 47 коп, за май 2020 - 49 701 руб. 37 коп, за июнь 2020 - 4 017 руб. 25 коп, за июль 2020 - 14 574 руб. 66 коп; по постановлению Правительства Мурманской области N 243-ПП в апреле 2020 - 57 500 руб, в мае 2020 - 57 500 руб, в июне 2020 - 57 500 руб, в июле 2020 - 57 500 руб.
На выплаты стимулирующего характера начислялись районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях.
По результатам проведённой в отношении ГОБУЗ "МОССМП" проверки в части осуществления рассматриваемых выплат стимулирующего характера контрольно-счетной палатой Мурманской области за период с апреля по август 2020 г нарушений не выявлено.
Не выявила таких нарушений и проверка, проведенная Государственной инспекцией труда в Мурманской области по обращению ФИО1
Согласно ответа Министерства здравоохранения Мурманской области от 12 марта 2021 г. N 08-02Ю-596-ОП выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с Постановлением N 415 осуществлялись за счет средств федерального бюджета работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета и информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, от 31 марта 2020 г. N373, медицинским работникам, контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтверждённым диагнозом COVID-19, работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19 (врачи-рентгенологи, врачи- патологоанатомы, медицинские работники клинико-диагностических лабораторий и т.д.), работающим в специализированных отделениях, бригадах, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в условиях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. N 198н.
Стимулирующая выплата за выполнение особо важных работ по Постановлению N 484 полагалась медицинским и иным работникам стационарных подразделений и бригад скорой медицинской помощи, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией и сформированных в соответствии с Временным порядком.
Выплаты стимулирующего характера по Постановлениями N 189-ПП и 243-ГТП производились только при условии факта работы с гражданами, у которых выявлена новая новой коронавирусная инфекция COVID-19.
Таким образом, с учетом постановлений Правительства Мурманской области N 189-ПП и 243-ПП, выплаты работникам медицинских организаций производились на основании локальных актов ГОБУЗ "МОССМП", согласованных с Министерством здравоохранения Мурманской области, выплаты на основании постановления Правительства Мурманской области N 189-ПП осуществлялись за фактически отработанное время (смену), в которой обеспечивались условия для оказания медицинской помощи гражданами с диагнозом COVID-19.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу, что все выплаты стимулирующего характера ФИО1, как работнику скорой медицинской помощи, были произведены в соответствии с действующим законодательством в полном объеме, при этом исходил из того, что выплаты стимулирующего характера производятся медицинским работникам в составе специально формируемой бригады скорой медицинской помощи, оказывающим (принимающим участие в оказании) медицинской помощи гражданам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID 19). Поскольку, в спорный период времени ФИО1 не осуществляла работу в составе специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, ФИО1 имела право на стимулирующие выплаты только в случае подтвержденного у пациента диагноза COVID-19, внесенного в Федеральный регистр лиц, больных COVID-19, однако, подтвержденных случаев заражения новой коронавирусной инфекцией в январе 2020 г. в Мурманской области не зафиксировано.
Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемые судебные акты законными, поскольку выводы, изложенные в них, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются. В судебных постановлениях приведено полное и правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а именно, ст. ст. 5, 8, 11, 21, 22, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации; утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г..N 415 Правил предоставления в 2020 г..иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, действовавшие в момент возникновения спорных правоотношений (постановление отменено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г..N 1762); утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г..N 484 Правил предоставления в 2020 г..иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная
инфекция COV1D-19", действие которых распространено на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г..; Временного порядка организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г..N198н; постановления Правительства Мурманской области от 8 апреля 2020 г..N189-ПП "Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией"; постановления Правительства Мурманской области от 23 апреля 2020 г..N 243-ПП "Об установлении в апреле - октябре 2020 года выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19"; приказа Министерства здравоохранения Мурманской области от 27 апреля 2020 г..N 225/1 об утверждении Порядка реализации постановлений Правительства Мурманской области N 189-ПП и N 243-ПП.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Доводы ФИО1 о транспортировке в марте 2020 г. в пункт обсервации пациентов, контактных по COVID-19, при этом не получения выплат, являлись предметом оценки судов нижестоящих инстанций и отклонены со ссылкой на неподтвержденность указанного факта, учитывая, в том числе, объяснения ФИО1, что диагноз COVID-19 у пациента, которого она транспортировала в обсервацию, впоследствии установлен не был.
Доводы жалобы заявителя о работе в составе общепрофильной выездной бригады скорой медицинской помощи с пациентами из групп риска заражения, возложении на ответчика обязанности осуществить стимулирующие выплаты за все отработанные ею смены, а не за смены, в которых она контактировала с больными с диагнозом COVID-19, правомерно отклонены, как основанные на ошибочном применении нормативных положений регулирующих спорные правоотношения, с указанием, что такое толкование нормативных актов исключает заложенный законодателем смысл дифференциации выплат стимулирующего характера медицинским работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 и тех, кто, осуществляя свою медицинскую деятельность, фактического контакта с таким пациентами не имел.
Осуществление приема пациентов, относящихся к группам риска, не признано свидетельством, что ФИО1 имела контакт с лицами, имеющими установленный диагноз COVID-19, а за оказание медицинской помощи пациентам, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция, в период с апреля по июль 2020 г. соответствующие выплаты истцу произведены.
Сам факт, что сотрудники скорой медицинской помощи относятся к лицам высокого профессионального риска, не признан основанием для возложения на работодателя обязанности произвести выплаты, предусмотренные Правилами N 415 и 484, поскольку, данные нормативные правовые акты предусматривают выплату за оказание медицинской помощи гражданам, заболевшим коронавирусом и из групп риска заражения такой инфекцией.
Таким образом, все доводы и доказательства, приводимые истцом в обоснование своей позиции по делу, оценены судами обеих инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 и части 3 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым суды отдали предпочтение одним доказательствам перед другими.
Вопреки доводам заявителя жалобы, с учетом установленных судом фактических обстоятельств, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, судебная коллегия не усматривает правовых оснований не согласиться с выводом, что стимулирующие выплаты истцу правомерно произведены за смены, когда осуществлялся контакт с пациентом, у которого выявлено наличие новой коронавирусной инфекции.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФИО1 не имеется. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 19 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 6 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.