Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Савинова К.А, Рогожиной Е.В, при секретаре Чайко А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Романовой Е.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, по апелляционной жалобе Финансового управления администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 июня 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, объяснения представителя Финансового управления администрации городского округа город Уфа ФИО7, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Романова Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 1 000 000 рублей. Требования мотивированы тем, что решением Орджоникидзевского районного суда города Уфы от 17 июня 2020 года на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м, и по заключению с ней договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено. По мнению административного истца, административный ответчик длительное время уклоняется от исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 июня 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично. С администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Финансового управления администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет средств местного бюджета взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе Финансовым управлением администрации городского округа город Уфа ставится вопрос об изменении решения и принятии нового решения, уменьшив размер компенсации. Жалоба содержит ссылки на недостаточное финансирование мероприятий, направленных на обеспечение жильем лиц соответствующей категории, отсутствие бездействий со стороны администрации городского округа город Уфа. Полагают, что обязательства по предоставлению жилых помещений ими исполняются, ведется работа по подбору жилых помещений, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям. Кроме того считают, что имеются основания для отмены решения, так как администрация городского округа город Уфа и Финансовое управление являются разными юридическими лицами и не могут нести обязательства друг за друга.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно частям 1, 4 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
На основании статьи 1 Федерального Закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) взыскатели, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).
В соответствии с пунктом 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11) при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.
Поскольку сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда. Вместе с тем в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 252 КАС РФ, пунктом 6 статьи 222.3 АПК РФ заявитель должен обосновать размер требуемой компенсации. Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (части 3 и 4 статьи 258 КАС РФ, часть 2 статьи 222.8 АПК РФ).
Как разъяснено в пункте 46 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, часть 4 статьи 222.4 АПК РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков судопроизводства или исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, органов дознания, следствия и прокуратуры, а также органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 КАС РФ, часть 4 статьи 6.1 АПК РФ, часть 4 статьи 6.1 ГПК РФ, часть 4 статьи 6.1 УПК РФ).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно части 1 статьи 36 которого содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 июня 2020 года на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность по предоставлению Романовой Е.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям с заключением договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Решение суда вступило в законную силу 24 июля 2020 года.
19 июля 2021 года исполнительный лист поступил в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан на исполнение.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, должнику предложено в 5-дневный срок добровольно исполнить требования исполнительного документа, а при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, которые могут сделать невозможным добровольное исполнение исполнительных документов, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
В установленный срок должником требования исполнительного листа не исполнены, в этой связи постановлениями судебного пристава-исполнителя от 13 августа 2021 года, 5 марта 2022 года должнику ввиду невыполнения требований исполнительного документа устанавливались новые сроки для его исполнения.
12 августа 2021 года вынесено постановление о взыскании с администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Постановлениями начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей и 50 000 рублей соответственно.
Таким образом, межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан совершались необходимые исполнительные действия, направленные на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Однако до даты обращения административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением, а равно до настоящего времени, решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено.
Таким образом, общая продолжительность исполнения решения Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ с момента поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (ДД.ММ.ГГГГ) по день принятия решения суда ДД.ММ.ГГГГ) составила 11 месяцев 5 дней, общий срок исполнения решения суда с момента вступления решения в законную силу (ДД.ММ.ГГГГ) 1 год 11 месяцев.
Сроки, установленные частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ и частью 4 статьи 250 КАС РФ, для обращения в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок административным истцом соблюдены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции учел, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что административный истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и жилое помещение административному истцу не предоставлено. Принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что длительность исполнения решения является чрезмерной, не связана с действиями административного истца, а также с наличием чрезвычайных или непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (непреодолимой силой), в связи с чем, не отвечает требованию разумности.
При определении размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд первой инстанции, учитывая требования административного истца, меры, принятые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, их значимость для административного истца, доводы возражений финансового управления Администрации городского округа г. Уфа пришел к выводу, что требуемая административным истцом сумма в размере 1 000 000 рублей, является завышенной и определилкомпенсацию в размере 30 000 рублей.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 разъяснено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда
Исходя из разъяснений, данных в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
Судебная коллегия полагает, что взысканная судом сумма компенсации, является справедливой, обеспечивающей индивидуальный подход к определению ее размера исходя из требований административного истца, конкретных обстоятельств дела, продолжительности нарушения и значимости его последствий, соответствует принципам разумности, справедливости, а также достигает своей цели как меры ответственности государства за допущенное нарушение.
Оснований для изменения размера присужденной административному истцу компенсации судебная коллегия не находит.
Довод представителя административного ответчика о недостаточном бюджетном финансировании мероприятий, направленных на обеспечение жильем лиц соответствующей категории, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, которому дана соответствующая оценка, как не имеющему правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, так как исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о том, что денежная компенсация незаконно взыскана с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Финансового управления Администрации городского округа город Уфа, поскольку Администрация городского округа город Уфа и Финансовое управление являются разными самостоятельными юридическими лицами и несут ответственность каждый по своим обязательствам самостоятельно, заслуживает внимания в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11 установлено, что согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ финансовыми органами являются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований). В резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (абзац второй пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года NN 11).
В соответствии со статьями 1, 4 Положения о финансовом управлении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 21 ноября 2012 года N11/31, указанное управление является структурным подразделением администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах компетенции муниципального образования, устанавливаемой Уставом городского округа, а также главным распорядителем средств бюджета городского округа, деятельность которого финансируется за счет средств бюджета городского округа в соответствии с бюджетной сметой, и, обладая правами юридического лица, исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета городского округа по искам к городскому округу, по денежным обязательствам казенных, бюджетных и автономных учреждений городского округа, ведение учета и хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан является надлежащим ответчиком, и как финансовый орган, представляющий интересы муниципального образования, обязано исполнить решение суда за счет средств бюджета городского округа город Уфа.
Статьей 1 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан определено, что городской округ город Уфа Республики Башкортостан является муниципальным образованием, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения.
Суд первой инстанций правильно определилорган, который обязан исполнить решение суда, вместе с тем, в нарушение приведенных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, в резолютивной части решения указал о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не с муниципального образования, а с администрации городского округа город Уфа в лице финансового органа, в связи с чем решение подлежит изменению, с указанием взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан в лице Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет средств муниципального бюджета городского округа город Уфа.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению изложенной ответчиком позиции, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как судебная коллегия оснований для их переоценки не находит.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 июня 2022 года изменить в части, изложив абзац второй и третий резолютивной части решения в следующей редакции:
Взыскать с муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан в лице Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет средств муниципального бюджета в пользу Романовой Екатерины Анатольевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере "данные изъяты" рублей, перечислив указанные денежные средства на счет N, открытый на имя Романовой Екатерины Анатольевны в филиале ПАО "Банк Уралсиб" в г. Уфа, БИК N, корсчет N, ИНН N, КПП N.
Взыскать с муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан лице Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет средств муниципального бюджета в пользу Романовой Екатерины Анатольевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Башкортостан от "данные изъяты" оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.