Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Батялова В.А, Рогачёвой Ю.А.
при секретаре Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гумеровой Альбины Маратовны к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Финансовому управлению Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по апелляционной жалобе Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 мая 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С, объяснения представителя Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Рахимовой Л.Г, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Гумерова А.М. обратилась в Верховный Суда Республики Башкортостан с административным иском, в котором просила взыскать в свою пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 378 596, 46 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что решением Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 17 января 2018 года на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность по предоставлению ей по договору найма сроком на 5 лет благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, в черте города Уфы Республики Башкортостан. Однако до настоящего времени указанное решение суда не исполнено. При таких обстоятельствах, учитывая общую продолжительность исполнения судебного акта, которая составляет 51 календарный месяц, полагала, что имеет право на взыскание компенсации в заявленном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 мая 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично, с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет средств местного бюджета в пользу Гумеровой А.М. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Финансовым управлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об изменении решения суда со ссылкой на то, что Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан принимала и продолжает принимать все возможные меры для исполнения решения Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 17 января 2018 года. Однако объем бюджетных ассигнований, выделенных на закупку соответствующих жилых помещений, не позволяет реализовать в полной мере возложенные на администрацию полномочия, несмотря на ее обращения за увеличением субвенций в уполномоченные органы, при этом администрация не обладала свободным благоустроенным жильем для его предоставления. Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не привлекалось к участию в гражданском деле N 2-827/2018, решением Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 17 января 2018 года обязанность совершить какие-либо действия на управление не возлагалась. Обращается внимание на завышенный и необоснованный размер взысканной судом компенсации, который подлежит уменьшению. Имеются ссылки на то, что Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан являются самостоятельными юридическими лицами, а также на разъяснения, данные в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 11).
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Рахимова Л.Г. (с использованием систем видео-конференц-связи) просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как установлено частями 1 - 3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть 8 статьи 3 Федерального закона N 68-ФЗ).
В силу требований частей 1, 4 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Как разъяснено в пунктах 40, 46, 48, 55, 56.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 11 при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, эффективности и достаточности действий начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя, прокурора, предпринимаемых в целях осуществления уголовного преследования, а также действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта. Поскольку сам факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда. Вместе с тем в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 252 КАС РФ, пунктом 6 статьи 222.3 АПК РФ заявитель должен обосновать размер требуемой компенсации. Установление факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (части 3 и 4 статьи 258 КАС РФ, часть 2 статьи 222.8 АПК РФ).
Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, часть 4 статьи 222.4 АПК РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков судопроизводства или исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, органов дознания, следствия и прокуратуры, а также органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 КАС РФ, часть 4 статьи 6.1 АПК РФ, часть 4 статьи 6.1 ГПК РФ, часть 4 статьи 6.1 УПК РФ).
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
Судам следует иметь в виду, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения.
Из материалов настоящего дела, гражданского дела N 2-827/2018 следует, что решением Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 17 января 2018 года на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность по предоставлению Гумеровой А.М. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, с заключением договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. Решение суда вступило в законную силу 26 февраля 2018 года.
28 мая 2020 года Октябрьским районным судом города Уфы Республики Башкортостан по заявлению прокуратуры Калининского района города Уфы Республики Башкортостан выдан исполнительный лист серия N, который 22 июня 2020 года поступил в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан.
На основании данного исполнительного листа судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан 23 июня 2020 года возбудил исполнительное производство N о предоставлении Гумеровой А.М. жилого помещения, которым должнику - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предложено в 5-дневный срок со дня получения указанного постановления добровольно исполнить требования исполнительного документа, а при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, которые могут сделать невозможным добровольное исполнение исполнительных документов, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем совершались необходимые исполнительные действия, направленные на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, а именно должник привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, руководитель должника предупреждался об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ, за длительное неисполнение решения суда.
Однако до даты обращения административного истца в суд с настоящим административным иском, до момента рассмотрения дела в суде первой инстанции, а равно до настоящего времени решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 17 января 2018 года не исполнено.
Продолжительность исполнения решения Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 17 января 2018 года со дня поступления исполнительного листа в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан (22 июня 2020 года) по день вынесения обжалуемого решения (19 мая 2022 года) составила 1 год 10 месяцев 27 дней.
Разрешая требования административного истца, суд проанализировал приведенные положения КАС РФ, Федерального закона N 68-ФЗ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 11 и пришел к обоснованному выводу о нарушении права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, что является основанием для присуждения в его пользу соответствующей компенсации.
С такими выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
В апелляционной жалобе Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ссылается на то, что должник принимал и продолжает принимать все возможные меры для исполнения решения суда, что Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан обращалась в уполномоченные органы за увеличением субвенций на закупку соответствующих жилых помещений.
Вместе с тем, указанные доводы не могут повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку не опровергают того обстоятельства, что решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 17 января 2018 года по причинам, не зависящим от административного истца, до настоящего времени не исполнено, что не позволяет считать указанные действия должника своевременными, достаточными и эффективными.
Являются несостоятельными ссылки в апелляционной жалобе на то, что, объем бюджетных ассигнований, выделенных на закупку соответствующих жилых помещений, не позволяет реализовать в полной мере возложенные на администрацию полномочия, что администрация не обладала свободным благоустроенным жильем для его предоставления.
Приведенные обстоятельства в силу названных норм Федерального закона N 68-ФЗ и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по их применению в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, рассматриваться не могут.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не привлекалось к участию в гражданском деле N 2-827/2018, что решением Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 17 января 2018 года обязанности совершить какие-либо действия на управление не возлагалось, правового значения для настоящего дела не имеют и вышеприведенных выводов суда по существу не опровергают.
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы является законным и обоснованным решение суда первой инстанции, которым право Гумеровой А.М. на исполнение судебного акта в разумный срок признано нарушенным и в ее пользу взыскана компенсация, размер которой вопреки доводам апелляционной жалобы применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела является справедливым, обеспечивающим индивидуальный подход к определению ее размера, исходя из требований административного истца, продолжительности нарушения и значимости его последствий, соответствует принципам разумности, справедливости и практике Европейского Суда по правам человека, а также достигает своей цели как меры ответственности государства за допущенное нарушение. Оснований для изменения взысканной судом в пользу административного истца компенсации судебной коллегией не установлено.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания ссылки в апелляционной жалобе на пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 11 и на то обстоятельство, что Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан являются самостоятельными юридическими лицами.
В силу положений Федерального закона N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации (часть 3 статьи 4). Судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом (пункт 3 части 2 статьи 5).
Как разъяснено в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 11 в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Положения о Финансовом управлении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21 ноября 2012 года N 11/31 (далее - Положение), финансовое управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением герба городского округа со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан, муниципальными правовыми актами городского округа Финансовое управление имеет статус муниципального казенного учреждения, выступает истцом и ответчиком в суде. Финансовое управление имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс. Финансовое управление является главным распорядителем средств бюджета городского округа. Деятельность Финансового управления финансируется за счет средств бюджета городского округа в соответствии с бюджетной сметой.
Основной задачей Финансового управления, среди прочего, является организация исполнения бюджета городского округа (пункт 3 статьи 5 Положения). Финансовое управление осуществляет исполнение судебных актов по искам к городскому округу о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органа местного самоуправления либо должностных лиц органа, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (пункт 39 статьи 8 Положения).
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда о взыскании в пользу Гумеровой А.М. компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, расходов по оплате государственной пошлины с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет средств местного бюджета не соответствует приведенным положениям Федерального закона N 68-ФЗ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 11, не учитывает приведенные нормы Положения, в связи чем в данной части подлежит изменению.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 мая 2022 года - изменить.
Взыскать с муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан в лице Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет средств бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу Гумеровой Альбины Маратовны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 8 сентября 2022 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.