Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Белова В.И, судей Орловой И.Н. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи поданную 21 июня 2022 года кассационную жалобу административного ответчика ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике, административного соответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Чувашской Республике на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2022 года по административному делу N 2а-1544/2021 по административному исковому заявлению Седяева Константина Алексеевича к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Умбетовой Э.Ж, изложившей содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, объяснения посредством видеоконференц-связи представителя ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике по доверенности Васильевой Т.С. и представителя ФСИН России, УФСИН России по Чувашской Республике по доверенности Александровой М.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Седяев К.А. обратился в суд с административным иском, указав, что за период отбывания наказания по приговору суда в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике неоднократно содержался в камерах штрафного изолятора (далее - ШИЗО), которые представляют собой помещения небольшой площади с расположенными в них санитарным узлом, столом со скамейками. В указанных камерах находятся до четырех заключенных, то есть за вычетом всей несвободной жилой площади на одного заключенного приходится не более 1, 69 квадратных метров свободной жилой площади. В санитарном узле отсутствует отдельная вентиляция, в связи с чем воздух свободно циркулирует в жилую зону, нарушаются условия приватности. Кровати в камере не соответствуют стандартам. Камеры не соответствуют требованиям пункта 25.5.4.5 свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовной исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)" (далее - свод правил 308.1325800.2017). Освещенность ниже допустимого уровня - не менее 150 люксов, что не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам 2.2.1/2.1.1.1778-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совместному освещению жилых и общественных зданий" (далее - СанПин 2.2.1/2.1.1.1.78-03). Отделка стен не соответствует требованиям пункта 5.1 свода правил 2.1.2 2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательный учреждений" (далее - свод правил 2.1.2 2844-11). Вода не соответствует требованиям пункта 4.3 свода правил 3.1/3.2.3146-13 "Общее требование по профилактике инфекционных и паразитных болезней" (далее - свод правил 3.1/3.2.3146-13.) В камерах ШИЗО отсутствует горячая вода.
На основании изложенного административный истец, полагая, что отбывает наказание в условиях, унижающих его достоинство, нарушающих его права, а, кроме того, находится в помещениях ШИЗО, предназначенных для непродолжительного нахождения в них заключенных, более 1 года 6 месяцев, просил взыскать с ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике в его пользу компенсацию в размере 1 000 000 рублей.
Определением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 13 октября 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФСИН России, в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике (далее - УФСИН России по Чувашской Республике).
Определением от 25 ноября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 декабря 2021 года признано незаконным ненадлежащее обеспечение условий содержания Седяева К.А. в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике, с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу административного истца взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2022 года абзац первый резолютивной части решения суда первой инстанции дополнен словами "в период с 8 мая 2019 года по 20 октября 2021 года", решение суда в остальной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 27 июня 2022 года, заявители просят отменить апелляционное определение и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Седяева К.А. отказать в полном объеме, указывая на отсутствие вины, как одного из условий, при которых могут быть признаны незаконными действия либо бездействие должностных лиц либо государственных органов в соответствии с положениями статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Также указывают на отсутствие в материалах дела необходимых в силу действующего законодательства для выплаты компенсации доказательств, подтверждающих нанесённый административному истцу ущерб, его размер и законность предъявляемых требований. Считают, что перевод осужденного в ШИЗО, помещение камерного типа (далее - ПКТ) исправительной колонии является мерой взыскания, применяемой за нарушение правил установленного порядка отбывания наказания, соответствует режиму отбывания наказания, носит временный характер и обусловлена поведением самого административного истца, который был подвергнут дисциплинарным взысканиям за нарушение установленного порядка отбывания наказания, в том числе в виде водворения в ШИЗО - 60 раз.
Полагают, что материалами дела подтверждено наличие в помещении штрафного изолятора всех коммуникаций, в связи с чем доводы административного истца в этой части являются надуманными. Заключения ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике" не являются допустимыми доказательствами, поскольку не содержат сведений о нарушении прав конкретно административного истца - Седяева К.А, а свод правил 308.1325800.2017 не мог быть принят судом во внимание по тем основаниям, что здание и сооружения, расположенные на территории ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике, построены и введены в эксплуатацию в 1962 году, то есть до введения в действие указанного свода правил. Питьевой режим для осужденных, содержащихся в камерах ШИЗО и ПКТ, организован в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, в связи с чем доводы о предполагаемом нарушении ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике пункта 4.3 свода правил 3.1/3.2.3146-13 не являются достаточным основанием для установления факта нарушения прав административного истца Седяева К.А, так как являются оценочными и субъективными. Полагают, что административным истцом не доказано наличие обстоятельств, являющихся условиями наступления ответственности государства за причиненный вред. В период нахождения Седяева К.А. в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике жалоб на ненадлежащие условия содержания от него не поступало. Также не согласны с размером взысканной судом компенсации, полагая ее размер завышенным, не соответствующим характеру совершенных исправительным учреждением нарушений.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 6 июля 2022 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела, заслушав объяснения посредством видеоконференц-связи представителя ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике по доверенности Васильевой Т.С. и представителя ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике по доверенности Александровой М.А, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, указанных в пункте 26 постановления от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобу, представление в пределах указанных в них доводов. При этом по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 КАС РФ). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, при проверке законности и обоснованности обжалуемого в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2022 года, также подлежит проверке решение Новочебоксарского городского суда от 15 декабря 2021 года, которое оставлено без изменения обжалуемым апелляционным определением.
Из материалов дела следует и установлено судами, что Седяев К.А. Московским районным судом города Чебоксары Чувашской Республики осужден к лишению свободы.
В период с 8 мая 2019 года по 20 октября 2021 года административный истец отбывал наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике, где за нарушения установленного порядка отбывания наказания неоднократно, а именно 60 раз, водворялся в ШИЗО и содержался в камерах N 6, 7, 8, 10, 11, 15.
С настоящим административным иском Седяев К.А. обратился 27 мая 2021 года, освободился из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике 20 октября 2021 года.
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу о том, что доводы административного истца о ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении в части необеспечения достаточной освещенности и режима проветривания камер, косметического ремонта в них, организации надлежащего питьевого режима нашли свое подтверждение, в связи с чем присудил в его пользу денежную компенсацию в размере 10 000 рублей, взыскав её с Российской Федерации в лице ФСИН России.
В остальной части указанные в административном исковом заявлении нарушения, а именно отсутствие в камерах ШИЗО надлежащей вентиляции; нарушение условий приватности; не обеспечение нормой жилой площади; несоответствие кроватей, установленных в камерах, требованиям стандартов - не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в связи с чем оставлены судом без удовлетворения.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, оставив решение без изменения, дополнив при этом резолютивную часть указанием периода времени, за который подлежит взысканию в пользу административного истца компенсация за нарушение условий содержания - с 8 мая 2019 года по 20 октября 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 10, 12.1, 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), статьям 62, 84 и 227.1 КАС РФ, подпункту 6 пункта 3, подпункту 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, пункту 165 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, подпунктам 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации), разъяснениям, содержащимся в пунктах 3, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", и обстоятельствам данного административного дела.
Судебными инстанциями проверены все значимые обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статьи 227.1 КАС РФ, и обоснованно установлено, что имело место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания заявителя в исправительном учреждении, учтены также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушения допущены, их последствия.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, об отсутствии вины должностных лиц или государственных органов, судами верно применены положения статьи 12.1 УИК РФ: компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждена исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и вне зависимости от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Размер компенсации определен судом с учетом фактических обстоятельств дела, характера, продолжительности и степени нарушений, оснований считать размер компенсации явно завышенным, о чем ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется.
Иные обстоятельства, на которые ссылаются заявители, были предметом рассмотрения в судах нижестоящих инстанций, в том числе подробного изучения судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку. При этом выводов судов не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и являются позицией заявителей, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства и иной оценке фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике, ФСИН России, УФСИН России по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 17 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.