Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Ставрополя на решение Ставропольского краевого суда от 17 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 5 апреля 2022 г. по административному делу N 3а-286/2021 по административному исковому заявлению Дотдаева А.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дотаев А.А. обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое, наименование - объект торгового назначения поз. 1 по ГП, количество этажей, в том числе подземных - 6, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 29 июля 2015 г. в размере 14 854 400 руб.
В обоснование своих требований указал, что установленная кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости в размере 33 910 975, 65 руб. не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от 13 ноября 2020 г. N, выполненном ООО "Деловой партнер", в размере 14 854 400 руб, нарушает его права собственника и ведет к уплате налога в завышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 17 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 5 апреля 2022 г, административный иск удовлетворен. Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", равной рыночной стоимости в размере 30 602 000 руб. по состоянию на 29 июля 2015 г, датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости постановлено 7 декабря 2020 г, также указано, что установленная решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. С административного истца Дотаева А.А. взыскана стоимость проведенной повторной судебной оценочной экспертизы: в пользу ООО "Профэксперт" в размере 44 800 руб, в пользу ООО "Таис" - в размере 50 000 руб. Тем же апелляционным определением решение суда первой инстанции дополнена указанием на период применения кадастровой стоимости с 6 сентября 2016 г. до 1 января 2020 г.
В кассационной жалобе, поданной через Ставропольский краевой суд 16 июня 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 24 июня 2022 г, администрация г. Ставрополя просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и норм процессуального права, указывая на то, что поскольку в Едином государственный реестр недвижимости внесены результаты новой государственной кадастровой оценки вышеуказанного объекта, следовательно, оспариваемая кадастровая стоимость является архивной, право оспаривать которую административный истец утратил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или в комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дотаев А.А. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое, наименование - объект торгового назначения поз. 1 по ГП, количество этажей, в том числе подземных - 6, расположенного по адресу: "адрес"
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 г. N 1382 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Ставропольском крае по состоянию на 1 января 2015 г.
Кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" на основании указанного приказа установлена актом об утверждении кадастровой стоимости от 6 сентября 2016 г. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю состоянию на 29 июля 2015 г. в размере 33 910 975, 65 руб.
В обоснование своих требований административный истец представил отчет об оценке от 13 ноября 2020 г. N, выполненный ООО "Деловой партнер", согласно которому рыночная стоимость спорного объекта на дату определения его кадастровой стоимости составила 14 854 400 руб.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции с целью определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости определением от 8 февраля 2021 г. была назначена судебная оценочная экспертиза, которая поручена АНО "Независимая экспертно-консультационная служба".
Согласно заключению эксперта названного экспертного учреждения от 30 марта 2021 г. N рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 29 июля 2015 г. составила 16 380 000 руб.
В целях правильного разрешения дела определением Ставропольского краевого суда от 31 мая 2021 г. назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Профэксперт".
Согласно заключению эксперта данного учреждения от 15 июля 2021 г. N рыночная стоимость вышеуказанного объекта по состоянию на 29 июля 2015 г. составила 65 436 000 руб.
По ходатайству представителя административного истца определением суда от 17 сентября 2021 г. по делу назначена повторная оценочная экспертиза, с поручением проведения экспертному учреждению ООО "Таис", в соответствии с результатами которой заключением эксперта данного учреждения от 8 ноября 2021 г. N кадастровая стоимость названного объекта недвижимости по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости составила 30 602 000 руб.
Разрешая спор, суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установилкадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 30 602 000 руб, определенной в заключении эксперта ООО "Таис" от 8 ноября 2021 г. N, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Заключение эксперта, подготовленное по результатам судебной экспертизы, проверено судами и ему дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как относимого и допустимого доказательства рыночной стоимости названного объекта недвижимости.
Суды признали, что данное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, выводы эксперта надлежащим образом мотивированы, ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Изложенные в жалобе доводы, по существу, сводятся к несогласию с оценкой собранных по делу доказательств. Однако какие-либо доказательства, позволяющие усомниться в достоверности принятого судами первой и апелляционной инстанций экспертного заключения ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлялись.
Оценивая доводы администрации г..Ставрополя о том, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной, право оспаривать которую административный истец утратил, суд апелляционной инстанции проанализировав нормы, закрепленные в статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункте 2.1 статьи 5, пункте 3 статьи 14, пунктах 1 и 2 статьи 15, пункте 4 статьи 57, статье 400, 403 Налогового кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, изложенные в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, согласно которым требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности), установив, что Дотаев А.А, являясь с 19 августа 2015 г..собственником объекта недвижимости, оспариваемая кадастровая стоимость объекта капитального строительства в размере 33 910 975, 65 руб. установлена по состоянию на 29 июля 2015 г..и сведения о ней внесены в Единый государственный реестр недвижимости - 6 сентября 2016 г, данная кадастровая стоимость является архивной и применялась при расчете налога за 2019 год, приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г..N 1175 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края" утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки в Ставропольском крае по состоянию на 1 января 2019 г, которые внесены в государственный кадастр 22 января 2020 г, в соответствии с которым кадастровая стоимость в отношении спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г..определена в размере 95 293 235, 53 руб. и применяется с 1 января 2020 г, правильно указал, что на дату подачи административного иска, истец не утратил права пересчета налога не более чем за три
налоговых периода, следовательно, он вправе оспаривать архивную кадастровую стоимость, при этом дополнив резолютивную часть решения суда в части установления периода применения архивной кадастровой стоимости с 6 сентября 2016 г..до 1 января 2020 г..
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов об удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 17 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 5 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 августа 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.