Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мальновой И.М, действующей также в интересах несовершеннолетнего Лакусты В.В, на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 9 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 5 апреля 2022 г.
по административному делу по административному иску Мальновой И.М, действующей также в интересах несовершеннолетнего Лакусты В.В, к Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управлению имущественных отношений Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконным постановления, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мальнова И.М, действующая также в интересах несовершеннолетнего Лакусты В.В, обратилась в суд с административным иском к Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управлению имущественных отношений Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, в котором просила восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления, признать незаконным постановление от 8 декабря 2020 г. N2625 о снятии с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения путем восстановления ее и членов ее семьи - Яковенко О.И, Мальнова В.В, Лакуста А.В, Лакуста В.В. в списке учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
В обоснование требований указано, что Мальнова И.М. и члены ее семьи Яковенко О.И, Мальнова В.В, Лакуста А.В, Лакуста В.В. поставлены с на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с 2011 г. состоят в списке многодетных семей, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма, признаны малоимущими. В 2020 г. Мальнова И.М. подала заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, как гражданин, проживающий на территории сельского поселения не менее трех лет, в связи с чем, постановлением от 30 октября 2020 г. N 2261 изменены учетные данные с присвоением номера 505 в списке учета граждан, имеющих трех и более детей, подавших заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, а также предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером N площадью 671 кв.м по адресу: "адрес" для индивидуального жилищного строительства. При этом оспариваемым постановлением от 8 декабря 2020 г. N 2625 Мальнова И.М. и члены ее семьи сняты с учета нуждающихся, о чем направлено уведомление от 9 декабря 2020 г. N 501. Полагая такое решение нарушающим ее права, Мальнова И.М. просила признать его незаконным и восстановить семью в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, поскольку жилое помещение ими не приобретено, проживают в жилом помещении общей площадью 123, 5 кв.м, где всего зарегистрированы 12 человек, строительство жилого дома на предоставленном земельном участке невозможно связи с отсутствием коммуникаций, плановый период строительства которых определен органом местного самоуправления до 2040 г.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 9 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 5 апреля 2022 г, требования Мальновой И.М. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Мальновой И.М, действующей также в интересах несовершеннолетнего Лакусты В.В, поданной 26 июля 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 29 июля 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, постановлением Администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края от 9 августа 2011 г. N341 на основании Закона Ставропольского края от 10 ноября 2009 г. N72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" Мальнова И.М. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включена в единый общий список N 34 и в список многодетных семей, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма N 2 в составе семьи, состоящей из пяти человек: она, Яковенко О.И, Мальнова В.В, Лакуста А.В, Лакуста В.В.
7 марта 2014 г. Мальнова И.М. обратилась с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства как лицо, проживающее более трех лет на территории сельского поселения, на основании статьи 12 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
5 октября 2016 г. Мальнова И.М. обратилась к главе Минераловодского городского округа Ставропольского края с заявлением, в котором просила сохранить за ней право состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как малоимущей, в связи с утратой льготы матери, воспитывающей троих детей в возрасте до 18 лет.
В целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, постановлением Администрации от 22 августа 2016 г. N 2218 Мальнова И.М. и члены ее семьи Мальнов В.В, Лакуста А.В, Лакуста В.В. признаны малоимущими.
Согласно выписке из постановления Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 27 января 2020 г. N 114 в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, Мальнова И.М. и члены ее семьи Лакуста А.В, Лакуста В.В. признаны малоимущими.
Постановлением Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 30 октября 2020 г. N 2261 Мальновой И.М. предоставлен в собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 671 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 31 декабря 2020 г, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11 января 2021 г.
Постановлением Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 8 декабря 2020 г. N 2625 Мальнова И.М. снята с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на основании пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с предоставлением ей в установленном порядке от органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
9 декабря 2020 г. Администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края в адрес Мальновой И.М. направлено извещение о снятии ее с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на основании пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с предоставлением ей в установленном порядке от органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, однако подтверждающих документов о направлении и получении Мальновой И.М. указанного извещения, материалы дела не содержат.
Согласно материалам учетного дела Мальновой И.М, извещение Администрации о снятии административного истца с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений получено ею 5 апреля 2021 г, что подтверждается ее подписью на указанном извещении.
Административное исковое заявление Мальновой И.М. к Администрации, Управлению имущественных отношений Администрации о признании постановления незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, сдано в отделение почтовой связи 15 октября 2021 г, поступило в суд 20 октября 2021 г.
При рассмотрении дела судом первой инстанции Мальновой И.М. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного иска, в обосновании которого заявительница указала, что осуществляла уход за родителями, которые являются пенсионерами, имела проблемы со здоровьем, в подтверждение чего приложила выписки из медицинского учреждения и заключение осмотра невролога, которые датированы августом 2021 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением за пределами установленного процессуальным законом срока, при этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности своевременного обращения в суд административным истцом не представлено. Вместе с тем судом требования административного иска рассмотрены по существу, установлено, что административным ответчиком исполнены обязательства по соблюдению прав и законных интересов административного истца и членов ее семьи, снятие административного истца с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении осуществлено органом местного самоуправления на основании ее заявления, в котором она подтвердила факт утраты права состоять на учете в качестве матери, воспитывающей троих детей в возрасте до 18 лет и просила сохранить за ней право состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как малоимущей, утрата статуса многодетной семьи административным истцом не оспаривалась, кроме того, административным истцом реализовано право на выбор меры социальной поддержки, обратившись в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность как лицо, проживающее на территории сельского поселения не менее трех лет, а не как многодетная семья.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился, указав, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение, признав выводы мотивированными, соответствующими обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, а также отклонив доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции по результатам рассмотрения заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления не вынесено определение о восстановлении пропущенного процессуального срока или об отказе в его восстановлении, поскольку из мотивировочной части решения суда следует, что данный вопрос являлся предметом оценки суда первой инстанции при рассмотрении настоящего спора, оснований для его восстановления судом первой инстанции не установлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, полагает об отсутствии предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований отмены постановленных судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований снятия их с учета.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 1 Закона Ставропольского края от 27 декабря 2012 г. N123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" многодетной признается семья, проживающая на территории Ставропольского края, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, включаются несовершеннолетние дети, обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, в том числе за пределами Ставропольского края.
Пунктом 9 части 2 статьи 1 Закона Ставропольского края от 27 декабря 2012 г. N123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" предусмотрено, что в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, достигшие совершеннолетия.
Многодетным семьям предоставляется право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма, бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, что предусмотрено пунктами 2, 3 части 1 статьи 3 названного Закона Ставропольского края.
Из положений части 2 статьи 3 указанного Закона Ставропольского края следует, что при наличии у многодетной семьи права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, Законом Ставропольского края от 27 декабря 2012 г. N123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" или иными нормативными правовыми актами Ставропольского края, данная мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору многодетной семьи.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (действовавшего в редакции на момент обращения Мальновой И.М. с заявлением о предоставлении земельного участка в 2014 г.) земельные участки предоставляются в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в сельском поселении или ведения личного подсобного хозяйства в сельском поселении гражданам, постоянно проживающим на территории данного сельского поселения не менее трех лет, в соответствии с утверждаемыми органами местного самоуправления правилами землепользования и застройки.
В настоящее время действует Закон Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", согласно положениям статьи 14 которого предоставление земельных участков в собственность бесплатно осуществляется в случаях, установленных федеральными аконами, а также в случаях для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в сельском населенном пункте при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в сельском населенном пункте - гражданам, постоянно проживающим на территории данного населенного пункта не менее трех лет, при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, предусмотренном статьей 19 данного Закона Ставропольского края.
В силу статьи 19 Закон Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" земельный участок предоставляется гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно в случае соблюдения одновременно условий проживания на территории Ставропольского края не менее трех лет и постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, земельный участок предоставлен им в аренду для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, и на земельном участке, предоставленном в аренду, завершено строительство объекта индивидуального жилищного строительства и регистрацией права общей собственности всех членов многодетной семьи. При этом первоначально земельный участок предоставляется указанной категории граждан в аренду сроком на 20 лет, что предусмотрено частью 4 статьи 19 названного Закона Ставропольского края.
Как правильно установлено судебными инстанциями, с 2016 г. Мальнова И.М, подав заявление с утратой льготы как многодетной семьи, воспитывающей трех и более детей, сохранила право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях как малоимущая.
В связи с ее обращением о получении мер социальной поддержки в виде предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов на основании действовавшего в тот период Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" Мальновой И.М. в 2020 г. (старшие дети достигли возраста 33 лет, 28 лет и 20 лет, один несовершеннолетний ребенок 14 лет Лакуста В.В.) предоставлен в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, семья административного истца снята с учета в качеству нуждающихся.
Указанные обстоятельства приняты во внимание судебными интонациями как подтверждающими законность оспариваемого постановления органа местного самоуправления о снятии семьи административного истца в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как Мальновой И.М. предоставления в установленном порядке от органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома. При этом земельный участок не является садовым земельным участков, а Мальнова И.М. не относится к числу граждан, имеющих трех и более детей, а также не получила данный земельный участок в установленном законом порядке в аренду (с последующим предоставлением в собственность по истечении 20 лет либо при выполнении условий возведения индивидуального жилого дома с оформлением в собственность всех членов многодетной семьи) как гражданин, имеющих трех и более детей.
Доводы жалобы о нарушении конституционных прав на жилище и защиту прав многодетных семей подлежат отклонению, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16 июля 2013 г. N 1191-О, в силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам гарантий в жилищной сфере, относится к прерогативе законодателя, который, располагая достаточно широкой дискрецией применительно к данной сфере правового регулирования, вправе предусмотреть в качестве такой гарантии возможность выделения гражданам по их желанию бесплатно земельных участков для строительства жилых домов.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 1997 г. N 84-О указывал, что льготный порядок предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в законодательстве обычно предопределен нуждаемостью в улучшении жилищных условий; право на получение земельного участка на льготных условиях для строительства жилого дома (индивидуального жилищного строительства), предоставленное законодателем отдельным категориям граждан относится к жилищным гарантиям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июля 2020 г. N 1732-О).
Изложенные в кассационной жалобе доводы о предоставлении земельного участка для ведения садоводства, что является законным исключением из общего правила о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся после предоставления земельного участка, подлежат отклонению, поскольку из материалов дела подтверждается, что административному истцу органом местного самоуправления предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства, о чем соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Ссылка заявителя на то, что ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд административного истца не было рассмотрено в установленном порядке с вынесением определения, подлежит отклонению, поскольку была предметом оценки суда апелляционной инстанции, где получила надлежащее опровержение, поскольку материалами дела подтверждается постановка на обсуждение ходатайства о восстановлении пропущенного срока, от административного истца имеются возражения относительно его восстановления, судом изучены представленные в обоснование ходатайства доказательства, по результатам надлежащей оценки которых причины не были признаны уважительными. Однако пропуск срока не послужил единственным снованием к отказу в удовлетворении административного иска, дело рассмотрено по существу требований, доступ заявителя к судебной защите обеспечен.
При таких обстоятельствах, несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, с выводами судебных инстанций, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 9 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 5 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мальновой И.М, действующей также в интересах несовершеннолетнего Лакусты В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 сентября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.