Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО5
судей Усмановой Г.Ф, ФИО3
с участием прокурора ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды "адрес", Администрации "адрес" края, Муниципальному бюджетному учреждению "Ставропольское городское лесничество" о возложении обязанности, по кассационной жалобе Администрации "адрес" края, поданной представителем ФИО1 на решение Октябрьского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи Усмановой Г.Ф, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
и.о. Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды "адрес", Администрации "адрес" края, Муниципальному бюджетному учреждению "Ставропольское городское лесничество" о возложении обязанности. В обоснование требований указано на то, что в рамках проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в деятельности ответчиков выявлены нарушения. Установлено, что решением исполкома Ставропольского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N памятник природы "Холодный родник", расположенный на территории "адрес", объявлен памятником природы краевого значения. В паспорте этого памятника природы, утвержденном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, обозначено его местоположение с указанием географических координат. Памятник природы расположен на территории земельного участка с кадастровым номером N площадью 604775 кв.м, поставленном на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ На данный земельный участок зарегистрировано право собственности Администрации "адрес" края, ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Муниципальному бюджетному учреждению "Ставропольское городское лесничество". Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды "адрес" не было принято мер к передаче под охрану с оформлением охранного обязательства части территории памятника природы краевого значения "Холодный родник" правообладателям указанных земельных участков, а правообладателями - Администрацией "адрес" края и Муниципальным бюджетным учреждением "Ставропольское городское лесничество" не принято мер по обеспечению режима особой охраны памятника природы краевого значения, охранное обязательство не подписано.
Прокурор просил возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды "адрес" обязанность в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда направить охранное обязательство на территории памятника природы краевого значения "Холодный родник" в адрес Администрации "адрес" края и Муниципального бюджетного учреждения "Ставропольское городское лесничество", возложить на Администрацию "адрес" края и Муниципальное бюджетное учреждение "Ставропольское городское лесничество" обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления в силу решения суда принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, территории памятника природы краевого значения "Холодный родник", в границах указанного земельного участка.
Решением Октябрьского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрации "адрес" края, поданной представителем ФИО1, ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на неверное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В соответствии со статьей 397.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. При этом нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора ФИО4, возражавшего против кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает.
Из материалов дела следует, что решением исполкома Ставропольского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N памятник природы "Холодный родник", расположенный на территории "адрес", объявлен памятником природы краевого значения.
В паспорте памятника природы, утвержденном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, указано о нахождении его на территории "адрес" в 100 м к западу от мемориала "Холодный родник" (с "данные изъяты"), обозначены географические координаты центральной точки памятника природы.
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды "адрес" охранное обязательство на памятник природы краевого значения "Холодный родник" оформлено и направлено для подписания в адрес Администрации "адрес" края не было.
Суды первой и апелляционной инстанций с учетом установленных обстоятельств пришли к верному выводу об обоснованности требований прокурора.
В силу пункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ) регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Согласно пункту 2 статьи 2 данного Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.
В силу пункта 4 статьи 2 этого же Федерального закона 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
При этом пунктом 5 указанной статьи 2 предусмотрено, что памятники природы памятники природы могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 4 Закона Ставропольского края от 6 мая 2014 г. N 33-кз "Об особо охраняемых природных территориях" (принят Думой Ставропольского края от 24 апреля 2014 г.) управление особо охраняемыми природными территориями краевого значения осуществляется государственными учреждениями Ставропольского края, подведомственными органу исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченному в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения
Таким уполномоченным органом на территории Ставропольского края является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденное постановлением Правительства Ставропольского края от 2 июля 2012 г. N 221-п)
В силу пункта 2 статьи 27 указанного Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
При этом пунктом 3 статьи 26 этого же Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся.
Кроме того, как следует из содержания пункта 2 статьи 27 данного Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ, в силу охранного обязательства собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства лишь по обеспечению режима особой охраны памятников природы, но не по охране особо охраняемых природных территорий.
Суды правомерно указали, что в силу приведенных правовых норм требования прокурора являлись обоснованными.
Доводы кассатора о том, что охранные зоны, границы охранных зон и режим охранной зоны должны быть установлены в Положении об особо охраняемой природной территории, этот вопрос в соответствии с "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-кз относится к компетенции "адрес", принятие охранного обязательства допустимо после установления в соответствии с действующим законодательством границ охранных зон и режима охранных зон, однако проект охранного обязательства этих сведений не содержит, и в паспорте памятника природы сведений о границах такой территории, достаточных для кадастрового и государственного учета, не имеется, явились предметом проверки в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Из содержания паспорта памятника природы усматривается, что к нему приложена картографическая схема с границами памятника и указанием характерных точек границы на местности, обозначена точная его территория 0, 32 га, при этом источником информации о памятнике природы названы материалы комплексного экологического обследования территории этого памятника природы, в том числе оценка его состояния, подготовленная в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N на выполнение работ по комплексному экологическому обследованию и установлению границ особо охраняемых природных территорий в "адрес" и Георгиевском городском округе для обеспечения государственных нужд "адрес", кроме того, зафиксирован режим особой охраны территории памятника природы с такой территорией (пункты 8, 19, 23 паспорта; Приложение к паспорту).
В соответствии со статьей "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-кз "Об особо охраняемых природных территориях" создание особо охраняемых природных территорий краевого значения осуществляется "адрес" в устанавливаемом им порядке в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации (пункт 1).
Границы особо охраняемых природных территорий краевого значения утверждаются "адрес" (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 5 названного выше "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-кз режим особой охраны каждой категории особо охраняемых природных территорий краевого значения, установленной пунктами 1 - 4 части 1 статьи 3 настоящего Закона, определяется положениями об этих территориях в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем в силу пункта 6 статьи 4 этого же "адрес" на органы местного самоуправления муниципальных образований "адрес" возложена обязанность по созданию особо охраняемых природных территории местного значения, при этом данная процедура предусматривает их активные и инициативные действия, посредством принятия мер по картографическому описанию и обоснованию границ и площади предлагаемой к созданию особо охраняемой природной территории, составлению предварительного финансового расчета необходимых бюджетных средств и иных мер, затем путем направления проекта территории в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды "адрес" для последующего согласования проекта в "адрес" в целях реализации полномочий по принятию Положения об особо охраняемой территории памятника природы краевого значения, на этот счет приняты соответствующие подзаконные акты (Порядок принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в "адрес", утвержденный постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п, Порядок рассмотрения и согласования проектов решений о создании особо охраняемых природных территорий местного значения, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N).
При таком положении усматривается, что именно на правообладателях земельных участков, на которых расположен памятник природы краевого значения, возложена обязанность по обеспечению режима особой охраны памятника природы краевого значения с целью его сохранности на основании охранного обязательства уполномоченного органа, поскольку природный объект в силу приведенного выше специального закона не должен оставаться без надлежащего надзора и контроля.
Процессуальная процедура рассмотрения спора не влияет на правильность сделанных судами выводов.
Принимая во внимание изложенное, доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных актов, нормы материального права судами применены верно, фундаментальных нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации "адрес" края, поданную представителем ФИО1, - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО5
Судьи Г.Ф. Усманова
ФИО3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.