Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу Тимофеевой Юлии Николаевны на вступившие в законную силу постановление главного государственного санитарного врача по Шумихинскому, Щучанскому, Альменевскому, Сафакулевскому, Куртамышскому, Целинному, Мишкинскому районам Курганской области от 28 января 2022 года, решение судьи Щучанского районного суда Курганской области от 15 апреля 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 25 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Тимофеевой Юлии Николаевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного санитарного врача по Шумихинскому, Щучанскому, Альменевскому, Сафакулевскому, Куртамышскому, Целинному, Мишкинскому районам Курганской области от 28 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Щучанского районного суда Курганской области от 15 апреля 2022 года и решением судьи Курганского областного суда от 25 мая 2022 года, "данные изъяты" открытого акционерного общества "АПО "МУЗА" (далее - "АПО "МУЗА", Общество) Тимофеева Ю.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу постановление, судебные акты Тимофеева Ю.Н. выражает несогласие с ними, просит об их отмене и о прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.
В соответствии с требованиями статьи 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N 52-ФЗ) производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона N 52 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пунктам 72, 73 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", установлено, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия приводятся в отношении источников воздействия (объектов), создающих химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающие 0, 1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ на:
границе земельного (земельных) участка (участков) объекта (объектов); границе полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий; границе объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда законодательством Российской Федерации размещение объекта допускается без оформления прав на земельные участки и установления сервитута, а также объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарнозащитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля; в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. Проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания. Информировать население, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обо всех случаях аварийных ситуациях, аварийных и внеплановых выбросах в атмосферный воздух, представляющих угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения, и принятых мерах по их устранению. При осуществлении производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", программа (план) производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать: перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний).
Основанием для определения перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, выбора точек, в которых осуществляются отбор и проб, лабораторные исследования и испытания, и определения периодичности отбора проб и проведения исследований, в том числе в санитарно-защитной зоне и в зоне влияния предприятия, являются санитарные правила, гигиенические нормативы и данные санитарно- эпидемиологической оценки.
При рассмотрении дела установлено, что на основании информации, содержащейся в представлении заместителя прокурора Курганской области об устранении нарушений закона, выданном Управлению Роспотребнадзора по Курганской области, Шумихинским территориальным отделом 27 декабря 2021 г. возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование в отношении ОАО "АПО "МУЗА".
В соответствии с приказом N 3 от 9 февраля 2021 г. Тимофеева Ю.Н. назначена на должность "данные изъяты" ОАО "АПО "МУЗА".
Согласно должностной инструкции "данные изъяты" ОАО "АПО "МУЗА", с которой Тимофеева Ю.Н. была ознакомлена, в ее должностные обязанности входит, в том числе, обеспечение соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия, а также промышленной безопасности.
В ходе административного расследования выявлен факт нарушения должностным лицом - "данные изъяты" ОАО "АПО "МУЗА" Тимофеевой Ю.Н. санитарного законодательства в части соблюдения гигиенических нормативов при проведении производственного контроля ОАО "АПО "МУЗА" на объекте: Курганская область, Щучанский район, с. Сухоборское, ул. Ленина, д. 2, а именно программа производственного контроля, утвержденная генеральным директором ОАО "АПО "МУЗА" 10 февраля 2021 г, не содержит полного перечня официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; в 2021 г. не проведены лабораторные исследования и испытания на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия на нормируемых территориях в период максимальной нагрузки при деятельности площадки зернотока и МТМ ОАО "АПО "МУЗА", расположенных по адресу: Курганская область, Щучанский район, с. Сухоборское, ул. Ленина, д. 2.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения должностного лица Тимофеевой Ю.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, который отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организации несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела должностным лицом, судьями нижестоящих судебных инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Деяние должностного лица Тимофеевой Ю.Н, допустившей описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по статье 1 статьи 6.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судьи нижестоящих судебных инстанций сочли, что должностное лицо Тимофеева Ю.Н. имела возможность для соблюдения требований законодательства о санитарных правилах и нормах, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Довод жалобы о том, что представленные по запросу должностного лица административного органа материалы административного дела заверены Пометуном И.В, который не имеет полномочий на представление интересов ОАО "АПО "МУЗА", были предметом проверки судебных инстанций и правомерно отклонены по мотивам, изложенным в судебных актах. Не опровергают наличие в действиях Тимофеевой Ю.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, а также не ставят под сомнение законность и обоснованность принятых по делу постановления и судебных решений. С выводами судебных инстанций нет оснований не согласиться.
Достоверность представленных в материалы дела документов, как и содержащаяся в них информация Тимофеевой Ю.Н. не оспаривается и сомнений не вызывает. В ходе рассмотрения дела судьей районного суда Пометун И.В. представлял интересы Тимофеевой Ю.Н. на основании доверенности, представленной в материалы дела.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований для переоценки выводов должностного лица и судей нижестоящих судебных инстанций не имеется, выводы о виновности должностного лица Тимофеевой Ю.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, являются правильными.
Нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
При назначении административного наказания учтены требования КоАП РФ об индивидуализации наказания, размер штрафа с учетом конкретных обстоятельств дела назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ.
Право Тимофеевой Ю.Н. на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление главного государственного санитарного врача по Шумихинскому, Щучанскому, Альменевскому, Сафакулевскому, Куртамышскому, Целинному, Мишкинскому районам Курганской области от 28 января 2022 года, решение судьи Щучанского районного суда Курганской области от 15 апреля 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 25 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Тимофеевой Юлии Николаевны, оставить без изменения, жалобу Тимофеевой Юлии Николаевны - без удовлетворения.
Судья Л.Ю.Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.