Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Садкова Павла Сергеевича на решение Курганского городского суда Курганской области от 13 сентября 2021 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 15 декабря 2021 года по административному делу N 2а-8044/2021 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану к Садкову Павлу Сергеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кургану (далее - ИФНС России по г. Кургану) обратилась в суд с административным исковым заявлением к "данные изъяты". о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2017, 2018 годы, начисленных на данную недоимку пеней - на общую сумму 54 509 руб. 95 коп.
В обоснование требований, налоговый орган указал, что "данные изъяты". состоял в реестре арбитражных управляющих с 21 октября 2014 года по 08 ноября 2018 года, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование не исполнил в установленный срок, что повлекло начисление пеней.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 13 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 15 декабря 2021 года требования ИФНС России по г.Кургану удовлетворены частично.
С Садкова П.С. в пользу ИФНС России по г. Кургану взыскана задолженность в сумме 44 997 руб. 59 коп, из них:
- 3 402 руб. 79 коп. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017 год;
- 23 400 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год, - 3 281 руб. 08 коп. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год;
- 14 913 руб. 72 коп. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2018 год.
В удовлетворении остальной части требований налогового органа отказано.
Административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного производства) в соответствие с частью 7 статьи 150, частью 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной 12 июля 2022 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (срок на подачу кассационной жалобы восстановлен), Садков П.С. просит отменить решение Курганского городского суда Курганской области от 13 сентября 2021 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 15 декабря 2021 года, принять по делу новое решение об отказе налоговому органу в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на то, что налоговым органом он поставлен на учет в качестве арбитражного управляющего 07 декабря 2018 года, то есть после прекращения деятельности 23 июля 2018 года, в связи с чем полагает, что у него отсутствует обязанность по уплате страховых взносов.
Считает, что налоговым органом пропущен срок направления требования об уплате недоимки за 2017 год.
Кроме того, указывает, что обращался в налоговый орган с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов, которое не было рассмотрено, в освобождении от уплаты страховых взносов отказано не было, однако указанным обстоятельствам судами оценка не дана.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328, пункта 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Садков П.С. с 14 января 2015 года по 23 июля 2018 года состоял в реестре арбитражных управляющих.
Информация о том, что Садков П.С. являлся арбитражным управляющим саморегулируемой организации Ассоциации арбитражных управляющих "Солидарность" поступила в налоговый орган 07 декабря 2018 года. Ранее сведения о Садкове П.С. как о плательщике страховых взносов в налоговый орган не поступали.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового Кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что по общему правилу требование об уплате налога по общему правилу должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
По причине неуплаты страховых взносов по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию за 2017-2018 годы налоговым органом в установленный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок после выявления недоимки - 21 декабря 2018 года Садкову П.С. направлено сформированное по состоянию на 19 декабря 2018 года требование N 27144 об уплате в срок до 15 января 2019 года недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год в сумме 23 400 руб, пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с 01.01.2017 в сумме 111 руб. 15 коп, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017 год в сумме 4 590 руб.; пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в сумме 21 руб. 80 коп.
08 февраля 2019 года после выявления недоимки в срок, установленный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган направил в адрес Садкова П.С. требование от 05 февраля 2019 года N 7150 об уплате в срок до 02 апреля 2019 года недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2018 год в сумме 22 710 руб. 72 коп, пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, с 01.01.2017 в сумме 423 руб. 94 коп, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год в сумме 4 996 руб. 44 коп.; пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в сумме 93 руб. 27 коп.
Согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с тем, что данные требования в установленный срок исполнены не были, по заявлению налогового органа от 25 июня 2019 года мировым судьей судебного участка N 46 судебного района г. Кургана Курганской области был выдан судебный приказ о взыскании с Садкова П.С. указанной выше задолженности, который по заявлению административного ответчика отменен определением мирового судьи от 06 ноября 2019 года.
Административное исковое заявление ИФНС России по г. Кургану к Садкову П.С. было подано в суд 06 мая 2020 года, то есть в течение установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, срок на обращение в суд с административным иском налоговым органом соблюден.
Разрешая требования ИФНС России по г.Кургану, суд первой инстанции, проверив порядок, процедуру взыскания задолженности по страховым взносам и пени, сроки обращения в суд, установив, что датой прекращения профессиональной деятельности Садкова П.С. является 23 июля 2018 года, а не 08 ноября 2018 года пришел к выводу о частичном удовлетворении требований налогового органа, рассчитав сумму задолженности по страховым взносам за 2018 год по 23 августа 2018 года.
Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда согласилась с данными выводами суда первой инстанции, оставила решение суда без изменения по мотивам, изложенным в апелляционном определении, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешилспор в соответствии с законом.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что Садков П.С. поставлен на учет в качестве арбитражного управляющего 07 декабря 2018 года, то есть после прекращения деятельности 23 июля 2018 года, в связи с чем у него отсутствует обязанность по уплате страховых взносов, не могут быть приняты во внимание, основаны на неверном толковании норм права.
Судами нижестоящих инстанций установлено и следует из материалов дела, что Садков П.С. с 14 января 2015 года по 23 июля 2018 года состоял в реестре арбитражных управляющих.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные управляющие признаются плательщиками страховых взносов.
В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что Садков П.С. обращался в налоговый орган с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов, которое не было рассмотрено, в освобождении от уплаты страховых взносов отказано не было, однако указанным обстоятельствам судами оценка не дана, не влечет отмены судебных актов с учетом следующего.
Аналогичные доводы апелляционной жалобы Садкова П.С. являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически не осуществляющих профессиональную деятельность, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6-8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (например, за периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции верно указано, что заявление Садкова П.С. о неосуществлении профессиональной деятельности в качестве арбитражного управляющего и освобождении от уплаты страховых взносов в отсутствие обстоятельств, указанных в пунктах 1, 3, 6-8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", основанием для освобождения плательщика страховых взносов, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации от обязанностей по уплате страховых взносов не является.
Доводы кассационной жалобы по сути повторяют доводы апелляционной жалобы, основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами первой и апелляционной инстанции оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов нижестоящих инстанций, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 13 сентября 2021 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 15 декабря 2021 года оставить без изменения кассационную жалобу Садкова Павла Сергеевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 01 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.