Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гречкань Н.И, судей Чернецовой С.М, Малоедовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-6276/2021 по иску Савиной Екатерины Никифоровны к Департаменту жилищной политики администрации г. Екатеринбурга, администрации г. Екатеринбурга о признании незаконным отказа в принятии на учет в целях предоставления земельного участка, возложении обязанности предоставить жилое помещение, по кассационной жалобе Савиной Екатерины Никифоровны на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, возражения представителя администрации г. Екатеринбурга-Кречко Л.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Савина Е.Н. обратилась с иском к Департаменту жилищной политики администрации г. Екатеринбурга о признании незаконным отказа в принятии на учет в целях предоставления земельного участка, возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование исковых требований указала на то, что она имеет статус ветерана Великой Отечественной войны (труженик тыла), является инвалидом 1 группы бессрочно и нуждающейся в жилом помещении, а потому имеет право быть принятой на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 N 714, а также на предоставление бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 29 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 марта 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Савина Е.Н. просит вынесенные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если эти нарушения привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
При рассмотрении дела установлено, что Савина Е.Н. является инвалидом 1 группы с 28 июля 2011 года, имеет статус ветерана Великой Отечественной войны и право на льготы, установленные ст. 20 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
31 марта 2017 года Савина Е.Н. обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила поставить ее как ветерана Великой Отечественной войны на учет для предоставления в собственность однократно бесплатно земельного участка, расположенного на территории МО "город Екатеринбург", для индивидуального жилищного строительства.
07 апреля 2017 года решением комиссией по ведению очереди на предоставление в собственность однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства принято решение об отказе в удовлетворении заявления Савиной Е.Н. во включении в очередь на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.
На основании вышеуказанного решения комиссии администрацией принято постановление N 678 от 27 апреля 2017 года об отказе Савиной Е.Н. во включении в очередь на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 51, ч.ч. 4, 7 ст. 52, ч, 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 20 Федерального закона N 5-ФЗ, подп. 3 п. 2 ст. 22 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 N 18-03 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" (далее Закон N 18-03), п. 1 ст. 5 Закона Свердловской области от 22 июля 2005 N 97-03 "Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области", п. 24 "Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, изменение договора социального найма жилого помещения и его расторжение", утв. постановлением администрации г. Екатеринбурга от 22 мая 2013 N 1883, и исходил из того, что истец не относится к категории лиц, которые имеют право на получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а также на предоставление жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции вышеизложенные выводы суда первой инстанции признал законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны труда (ст. 1).
В ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определен круг лиц, которые относятся к категории ветеранов, в число которых в соответствии с п. 4 относятся лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, в силу ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" правом на обеспечение жильем имеют следующие категории граждан: инвалиды Великой Отечественной войны (ст. 14), участники Великой Отечественной войны (ст. 15), ветераны боевых действий (ст. 16); военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входившие в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (ст. 17), лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (ст. 18), лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств (ст. 19); члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (ст. 21).
Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." предусмотрено право на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону N 5-ФЗ "О ветеранах".
Категории лиц, которые имели право на предоставление земельного участка на территории Свердловской области на момент обращения истца к ответчику с заявлением, указаны в пп. 3 п. 2 с. 22 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области".
Проанализировав нормы федерального и регионального законодательства, регулирующего возникшие отношения, суды первой и апелляционной инстанции дали верную правовую оценку заявленным требованиям и правомерно признали их необоснованными, поскольку категория граждан "труженики тыла" не относится к категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем и земельным участком.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" разграничивает категории ветеранов и предусматривает для них различные меры социальной поддержки, в связи с чем, суды пришли к верному выводу о том, что требования истца, относящегося к категории "труженик тыла" о возложении на ответчика обязанности поставить на учет с целью предоставления земельного участка и жилого помещения, являются необоснованными.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, оснований для переоценки данных выводов не имеется.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Савиной Екатерины Никифоровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.