Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Синьковской Л.Г, при ведении протокола помощником Строменко И.С, рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" на определение Рязанского областного суда от 30 мая 2022 года, которым по административному делу N 3а-160/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Звезда" об оспаривании решений государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости назначена судебная строительно-техническая экспертиза, приостановлено производство по делу, Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Звезда" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки", Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области о признании незаконными решений об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной, мотивируя тем, что является собственником:
- земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 111400 кв. м, местоположение: "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 344968 кв. м, местоположение: "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 366386 кв. м, местоположение: Рязанская "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 111400 кв. м, местоположение: "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 121231 кв. м, местоположение: "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 154659 кв. м, местоположение: "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 125637 кв. м, местоположение: "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 218961 кв. м, местоположение: "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 625583 кв. м,
местоположение: "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 319186 кв. м, местоположение: "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 81491 кв. м, местоположение: "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 135207 кв. м, местоположение: "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 158957 кв. м, местоположение: "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 499991 кв. м, местоположение "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 700088 кв. м, местоположение "адрес", с кадастровым номером N
- земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 5579712 кв. м, местоположение: "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для организации фермерского хозяйства зернового направления, общей площадью 403998 кв. м, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира - населенного пункта, расположенного за пределами
участка, примерно в 1800 м, по направлению на юго-восток от ориентира; почтовый адрес ориентира: "адрес" с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для организации фермерского хозяйства зернового направления, общей площадью 97704 кв. м, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира - населенного пункта, расположенного за пределами участка, примерно в 1700 м, по направлению на запад от ориентира; почтовый адрес ориентира: "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 138537 кв. м. местоположение: "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 5662022 кв. м, местоположение: "адрес" с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 130000 кв. м, местоположение "адрес", с кадастровым номером N, и арендатором: земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 1985000 кв. м, местоположение "адрес" "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 2000000 кв. м, местоположение "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 1311654 кв. м, местоположение: "адрес", с кадастровым номером N, - земельного участка, категория земель: земли
сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 511373 кв. м, местоположение: "адрес", с кадастровым номером N.
Постановлением Минимущества Рязанской области от 15 сентября 2020 года N 18-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения на территории Рязанской области" кадастровая стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером N - 516 896 руб. 00 коп, с кадастровым номером N - 1 838 679 руб. 44 коп, с кадастровым номером N - 1 952 837 руб. 38 коп, с кадастровым номером N - 335 694 руб. 72 коп, с кадастровым номером N - 562 511 руб. 84 коп, с кадастровым номером N - 717 617 руб. 76 коп, с кадастровым номером N - 582 955 руб. 68 коп, с кадастровым номером N - 1 015 979 руб. 04 коп, с кадастровым номером N - 2 902 705 руб. 12 коп, с кадастровым номером N - 1 481 023 руб. 04 коп, с кадастровым номером N - 378 118 руб. 24 коп, с кадастровым номером N - 627 360 руб. 48 коп, с кадастровым номером N - 818 628 руб. 55 коп, с кадастровым номером N - 2 884 948 руб. 07 коп, с кадастровым номером N - 4 039 507 руб. 76 коп, е кадастровым номером N - 32 194 938 руб. 24 коп, с кадастровым номером N - 1 809 911 руб. 04 коп, с кадастровым номером N - 437 713 руб. 92 коп, с кадастровым номером N - 757 797 руб. 39 коп, с кадастровым номером N - 33 349 309 руб. 58 коп, с кадастровым номером N - 12 009 250 руб. 00 коп, с кадастровым номером N - 12 100 000 руб, 00 коп, с кадастровым номером N - 6 991 115 руб. 82 коп, с кадастровым номером N - 2 725 618 руб. 09 коп, с кадастровым номером N - 786 500 рублей 00 коп.
30 декабря 2021 года административным истцом в ГБУ РО "Центр ГКО" были поданы заявления об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на основании отчета N N об определении рыночной стоимости объектов недвижимого имущества - земельных участков сельскохозяйственного назначения от 16.08.2021г, подготовленного - "данные изъяты" Данным отчетом определена рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым: номером N - 206 090 руб, с кадастровым номером N - 569 197 руб, с кадастровым номером N - 604 537 руб, с кадастровым номером: N - 137 461 руб, с кадастровым номером N - 224 277 руб, с кадастровым номером N - 286 119 руб, с кадастровым номером N - 232 428 руб, с кадастровым номером N - 405 078 руб, с кадастровым номером N - 1 032 212 руб, с кадастровым номером N 526 657 руб, с кадастровым номером N - 154 833 руб, с кадастровым номером N - 250 133 руб, с кадастровым номером N - 294 070 руб, с кадастровым номером N - 824 985 руб. с кадастровым номером N - 1 155 145 руб, с кадастровым номером N - 7 811 597 руб, с кадастровым номером N - 666 597:; руб, с кадастровым номером N - 185 638 руб, с кадастровым номером; N - 256 293 руб, с кадастровым номером N - 7 926 831 руб, с кадастровым номером N - 2 779 000 руб, с кадастровым номером N - 2 800 000 руб, с кадастровым номером N - 1 836 316 руб, с кадастровым номером N - 843 765 руб, с кадастровым номером/ N - 240 500 руб.
21 декабря 2022 года ГБУ РО "Центр ГКО" приняты решения N N; N N, N N, N N, N N, N, N N, N N, N N, N N об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости по причине нарушения требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости.
Ссылаясь на значительное превышение кадастровой стоимости указанных земельных участков над их рыночной стоимостью, административный истец просил суд признать незаконными решения ГБУ РО "Центр ГКО" от 21 января 2022 года N N, N N, N N N N, N N, N N, установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N по состоянию на 16 августа 2021 года, в размере их рыночной стоимости.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца Наумкин Р.Б. заявил ходатайство о назначении по административному делу судебной экспертизы, на разрешение эксперта просил поставить вопросы о соответствии отчета, составленного ФИО7 N N от 16 августа 2021 года требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также о размерах рыночной стоимости объектов на дату оценки.
Определением Рязанского областного суда от 30 мая 2022 года ходатайство административного истца удовлетворено, по делу назначена судебная экспертиза с поручением ее проведения эксперту "данные изъяты" ФИО8, производство по делу приостановлено. На разрешение эксперта поставлены вопросы о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и о рыночной стоимости спорных объектов по состоянию на 16 августа 2021 года.
Не согласившись с определением суда, представитель Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" Евдокимова Ю.Г. обратилась в суд с частной жалобой, в которой просила отменить принятый судебный акт, ссылаясь на неправомерное приостановление производства по делу, нарушение оспариваемым судебным актом прав и законных интересов административного ответчика в результате неправильного применения и толкования судом норм процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указала, что суд без достаточных оснований назначил по делу судебную экспертизу, поскольку предметом спора является не отчет об оценке, а решение Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки", в связи с чем производство экспертизы по поставленным вопросам не приведет к установлению юридически значимых обстоятельств по делу, подлежащих доказыванию.
Полагает, что специфика рассмотрения споров по статье 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не предполагает возможности определения рыночной стоимости объекта оценки минуя процедуру внесудебного обращения в учреждение, а, следовательно, вопрос о рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае несоответствия отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, перед экспертом поставлен быть не может.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть частную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, не сообщивших о причинах неявки и не просивших об отложении рассмотрения дела.
Рассмотрение частной жалобы осуществляется судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с изъятиями и особенностями, установленными частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из содержания административного искового заявления и представленных материалов по частной жалобе, административный иск заявлен по основаниям, предусмотренным статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно пунктам 1, 11, 15 статьи 22.1 названного Федерального закона кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По результатам рассмотрения заявления заинтересованных лиц бюджетным учреждением принимаются решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости, либо об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости.
Названное решение может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Таким образом, в предмет доказывания по делам, связанным с оспариванием кадастровой стоимости объектов недвижимости, входят следующие юридически значимые обстоятельства:
- законность/незаконность обжалуемого решения бюджетного учреждения (в том числе, компетенция, сроки, порядок принятия оспариваемого решения);
- соответствие отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности;
- размер рыночной стоимости, подлежащий установлению в качестве кадастровой на дату ее определения в отчете об оценке, который был предметом рассмотрения при вынесении обжалуемого решения, в случае его несоответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Исходя из положений части 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначается экспертиза (часть 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28)).
Назначая по делу экспертизу, суд первой инстанции исходил из того, что для установления юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, необходимы специальные познания в области оценочной деятельности, данные выводы мотивированы судом в обжалуемом определении.
В силу статей 115, 193 и 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определение о назначении судебной экспертизы может быть обжаловано в части приостановления производства по делу и в части судебных расходов, что не лишает стороны права оспаривать названное определение в иной части при обжаловании итогового судебного акта.
Таким образом, в случае, если административный ответчик полагает, что судом необоснованно было удовлетворено ходатайство административного истца о назначении судебной экспертизы, он вправе привести свои возражения в суде первой инстанции при рассмотрении дела по существу, заявить об этом в ходатайствах о проведении повторной или дополнительной экспертиз, или представить возражения при обжаловании итогового судебного акта.
В связи с изложенным доводы административного ответчика о необоснованности назначения экспертизы подлежат оставлению без внимания, поскольку названный вопрос не может являться предметом самостоятельного апелляционного обжалования.
Приостановление производства по делу ввиду назначения экспертизы соответствует статье 191 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу подпункта 5 пункта 1 которой в случае назначения экспертизы суд вправе приостановить производство по делу исходя из невозможности его дальнейшего рассмотрения без получения результатов экспертизы, а также части 6 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таком положении, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в части приостановления производства по делу, при его вынесении каких-либо процессуальных нарушений не допущено.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Рязанского областного суда от 30 мая 2022 года оставить без изменения, частную жалобу государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Л.Г. Синьковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.