Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при ведении протокола помощником судьи Строменко И.С, с участием прокурора Лазаревой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-258/2022 по апелляционной жалобе министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Тульского областного суда от 14 апреля 2022 года об удовлетворении административных исковых требований открытого акционерного общества "Тульское узловое Транспортно-экспедиционное предприятие" о признании частично недействующими Перечней объектов недвижимого имущества, утвержденных распоряжениями министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2017 года N 3848 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год", от 29 ноября 2018 года N 4954 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", от 22 ноября 2019 года N 4175 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", от 30 ноября 2020 года N 2427 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", от 30 ноября 2021 года N 2795 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, на 2022 год".
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, заключение прокурора Лазаревой Е.И, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2017 года N 3848, опубликованным 30 ноября 2017 года в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" http://npatula.ru, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год (далее - Перечень).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28 декабря 2017 года N 4455 "О внесении дополнений в распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2017 года N 3848", опубликованным 28 декабря 2017 года в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" http://npatula.ru, Перечень на 2018 год дополнен строками 7209, 7210, 7211, 7212 согласно приложению.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29 ноября 2018 года N 4954, опубликованным 30 ноября 2018 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://tularegion.ru), утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год (далее - Перечень).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 22 ноября 2019 года N 4175, опубликованным 26 ноября 2019 года в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" http://npatula.ru, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год (далее - Перечень).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2020 года N 2427, опубликованным 30 ноября 2020 года на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год (далее - Перечень).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2021 года N 2795, опубликованным 30 ноября 2021 года на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год (далее - Перечень).
Под пунктом N в Перечень на 2018 год, под пунктом N в Перечень на 2019 год, под пунктом N в Перечень на 2020 год, под пунктом N в Перечень на 2021 год, под пунктом N в Перечень на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Открытое акционерное общество "Тульское узловое Транспортно-экспедиционное предприятие", являясь собственником указанного нежилого здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими указанные пункты Перечней объектов недвижимости, утверждённых распоряжениями министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2017 года N 3848, от 29 ноября 2018 года N 4954, от 22 ноября 2019 года N 4175, от 30 ноября 2020 года N 2427, от 30 ноября 2021 года N 2795 об определении перечней объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018-2022 годы, ссылаясь на то, что здание не обладает признаками объекта налогообложения, определёнными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный участок, на котором расположено спорное здание, также не предусматривает размещение на нём офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Решением Тульского областного суда от 14 апреля 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области Трухтанов С.В. просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование указывает, что суд пришёл к необоснованному выводу о несоответствии нежилого здания признакам, определённым статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Указывает, что в соответствии с техническим паспортом указанного здания, большинство помещений поименованы как "кабинеты", а иные помещения являются местами общего пользования, что позволяет отнести здание к офисному центру. Полагает, что в ходе проведённого обследования здания сотрудником управления экономического развития администрации города Тулы было установлено, что спорное здание используется в коммерческих целях. При этом доказательств фактического использования здания в иных целях административным истцом в материалы дела представлено не было. В связи с чем, включение указанного нежилого здания в Перечни являлось правомерным.
Участвующим в деле прокурором принесены возражения на апелляционную жалобу.
Представителем административного истца представлены возражения на апелляционную жалобу и заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие административного истца.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников судебного процесса.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14 и пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утверждённым постановлением Правительства Тульской области N 452 от 13 октября 2016 года, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте правительства Тульской области в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд указал, что включение нежилого здания в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 - 2022 год не соответствует действующему федеральному законодательству.
Выводы суда основаны на обстоятельствах дела, подтверждаются доказательствами, оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 названного Кодекса.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (пункт 1);
- нежилые помещения, назначение которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2).
Исходя из пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 9 той же статьи Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования помещений, устанавливаемым с учетом положений пункта 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Тульской области от 5 ноября 2014 года N559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 2, 4 поименованного порядка вид фактического использования определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании информации о фактическом использовании зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пунктах 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представляемой органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории Тульской области в соответствии со статьей 1-1 Закона Тульской области от 29 мая 2014 года N 2121-ЗТО "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев: назначение земельного участка (один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания либо размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения); или соответствующее назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации).
Между тем, принадлежащее административному истцу здание, ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
Судом установлено и из материалов административного дела следует, что нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности ОАО "Тульское узловое Транспортно-экспедиционное предприятие".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект и сообщению филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области названное нежилое здание с кадастровым номером N находится в пределах земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации комплекса нежилых зданий автотранспортного предприятия, дата постановки на учёт 29 декабря 2008 года.
Данный вид разрешённого использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое", наименование "административное здание".
Согласно техническому паспорту на комплекс нежилых строений, объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", общей площадь 922, 6 кв.м, по данным инвентаризации от 21 ноября 2006 года, имеет назначение "нежилое здание", используется по назначению, состоит из помещений, имеющих назначение "подсобная, лестничная клетка, склад, мастерская, архив, радиоузел, душ, туалет, умывальная, коридор" (лит.А этаж подвал); "кабинет, тамбур, коридор, шкаф, котельная, лестничная клетка" (лит.А этаж 1); "коридор, кабинет, умывальная, туалет, лестничная клетка" (лит. А (этаж 2), по этажу 2).
Таким образом, сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечни исходя из критерия предназначения расположенных в нём помещений.
Об обстоятельствах фактического использования спорного здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов материалы дела также не свидетельствуют.
Согласно представленной в материалы дела информации управления экономического развития администрации города Тулы, объект с кадастровым номером N рекомендовался к включению в Перечни на 2018-2022 годы по результатам фактического визуального обследования на основании пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, проводимого главным специалистом-экспертом отдела мелкорозничной торговли управления экономического развития администрации города Тулы ФИО9
Вместе с тем, указанная информация не содержит сведений о том, что более 20 процентов площади здания используется под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Допрошенная судом в качестве свидетеля ФИО10 показала, что в ходе проведения обследования нежилого здания, она провела его визуальный осмотр. Замеры, расчёты площадей не проводились, акт осмотра не составлялся.
Установив, что ни по виду разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание, ни по предназначению или фактическому использованию спорное здание не подлежало включению в Перечни, суд правомерно пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Административным ответчиком доказательств, подтверждающих соответствие объекта условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, по правилам части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика при рассмотрении дела по существу, которым суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку.
С учётом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тульского областного суда от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.