дело N 2-2344/2021
8г-13675/2022
г. Краснодар 25 августа 2022 года
Резолютивная часть определения объявлена 25 августа 2022 года.
Определение в полном объеме изготовлено 1 сентября 2022 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Комбаровой И.В, Лопаткиной Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2021 года (судья Киселевич А.А.) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 февраля 2022 года (судьи Калюбина А.Г, Лозовой С.В, Хмарук Н.С.) по иску заместителя прокурора города Керчи в интересах Федорова Ильи Геннадьевича к Администрации города Керчи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения представителя Генеральной Прокуратуры Российской Федерации - прокурора Стрелковского С.Н. (удостоверение от 30 апреля 2021 года), возражавшего против доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Керчи Республики Крым обратился в интересах Федорова И.Г. в суд с иском к Администрации города Керчи Республики Крым о возложении на ответчика обязанности предоставить Федорову И.Г, 22 декабря 2002 года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения.
Требование мотивировано правом Федорова И.Г. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на благоустроенное жилое помещение, гарантированным статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым он до настоящего времени не обеспечен.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены. На Администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность предоставить Федорову И.Г, 22 декабря 2002 года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв. м, общей площади жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 февраля 2022 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации города Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация города Керчи Республики Крым обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новое постановление по делу, которым в исковых требованиях отказать.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что в данном случае на Администрацию города Керчи не представляется возможным возложить обязанность по предоставлению благоустроенного жилья без предоставления финансовых ресурсов, поскольку данные требования противоречат законодательству Российской Федерации. В связи с недофинансированием со стороны исполнительного органа на выполнение возложенных законодателем полномочий по приобретению и предоставлению вышеуказанной категории лиц благоустроенного жилья за счет субвенций из бюджета Республики Крым исполнение решение суда не предоставляется возможным. На основании этого, считает, что судами неверно истолкованы нормы материального права, а именно содержание и смысл действующего законодательства понимаются неверно, что привело, к неправильным выводам о возложении на ответчика обязанности по выполнению отдельных делегированных государственных полномочий - предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, без обеспечения финансовыми ресурсами из бюджета Республики Крым и как следствие, к принятию неверных судебных актов.
В судебном заседании представитель Генеральной Прокуратуры Российской Федерации поддержал свою правовую позицию по делу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как усматривается из материалов дела, 22 декабря 2002 года родился Федоров И.Г, матерью которого является Федорова О.В, 3 апреля 1978 года рождения, сведения об отце отсутствуют, что подтверждается повторным свидетельством о рождении серии КАЯ N828344, выданным Отделом регистрации актов гражданского состояния Департамента записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Крым.
Федоров И.Г, 22 декабря 2002 года рождения, зарегистрирован по адресу: "адрес", что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 20 декабря 2018 года Федорова О.В, 3 апреля 1978 года рождения, лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних Федорова И.Г, 22 декабря 2002 года рождения, и Федорова В.А, 16 февраля 2008 года рождения.
Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 17 февраля 2020 года N396/1-п Федоров И.Г. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Из ответа Администрации города Керчи Республики Крым от 7 октября 2021 года N 10779/02-23 следует, что по состоянию на 7 октября 2021 года очередность по спискам детей-сирот, и детей, лишенных родительского попечения - 171.
Из ответа Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Керчи Республики Крым от 6 октября 2021 года N 3063/05-27/2 следует, что Федоров И.Г. состоял на первичном учете в органе и попечительства города Керчи с 19 сентября 2019 года, поскольку мать решением Керченского городского суда Республики Крым от 20 декабря 2018 года была лишена родительских прав, отец решением Керченского городского суда Республики Крым от 27 июня 2019 года свое отцовство оспорил и был исключен из актовой записи о рождении ребенка. Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 16 июня 2020 года N1507/1-п Федоров И.Г. был определен под попечительство Федорович Л.А, проживающей по адресу: Республика Крым, г. Судак, ул. Радонежская, д. 30.
Из ответа государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи" от 6 октября 2021 года N 01-09/2136 следует, что Федоров И.Г, 22 декабря 2002 года рождения, зарегистрированный по адресу: "адрес" проживает преимущественно в общежитии ГБПОУ РК "КМТК", а в выходные и каникулярные дни находится по адресу: "адрес"
Согласно сведениям акта социального обследования семьи (клиента) N 1435 от 6 октября 2021 года, по адресу: г. Керчь, ул. Бувина, д. 3, кв. 40, Федоров И.Г, 22 декабря 2002 года рождения, нуждается в жилом помещении, но в социально опасном положении не находится.
Учитывая изложенное, судом установлено, что собственного жилья, сохраненного права пользования жильем Федоров И.Г. не имеет.
Таким образом, поскольку Федоров И.Г. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и является лицом, имеющим право на получение жилья, на него распространяются льготы, предоставленные государством на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в связи с чем должен быть обеспечен жилым помещением, однако до настоящего времени жильем не обеспечен, недвижимого имущества на праве собственности не имеет, что подтверждено материалами дела.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная судебная коллегия, исходил из того, что Федоров И.Г. является ребенком, лишенным родительского попечения, на него распространяется действие Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" разрешение вопросов местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 и пункту 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, до достижения ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниями и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняются за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как установилсуд первой инстанции, сведений о выделении, закреплении, передаче в собственность жилых помещений Федоров И.Г. суду не представлено, и такие доказательства не содержатся в материалах дела. Также отсутствуют сведения о получении истцом какого-либо жилого помещения в порядке наследства, дарения.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда о том, что Федоров И.Г. имеет законное право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Крым N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и их числа в Республике Крым" в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 3 Закона Республики Крым "Об обеспечении помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и их числа в Республике Крым" список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства, на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Крым "Об обеспечении помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и их числа в Республике Крым" наделены органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Разделом третьим Жилищного Кодекса Российской Федерации урегулирован вопрос предоставления жилых помещений по договорам социального найма, разделом четвертым вопросы, связанные с предоставлением жилья специализированного жилищного фонда.
Согласно подпункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В пунктах 1, 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
Принимая во внимание изложенное, именно Администрация города Керчи Республики Крым в рамках предоставленных ей полномочий обязана предоставить истцу, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение для проживания.
Отсутствие в настоящее время финансирования Администрации города Керчи Республики Крым со стороны органа исполнительной власти Республики Крым не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Кассационный суд не усматривает оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов.
Выводы судов по существу спора соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и применимым нормам материального права.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении и (или) нарушении ими норм материального и (или) процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
С учетом вышеизложенного, доводы кассационной жалобы о том, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, подлежат отклонению как не соответствующие материалам дела и основанные на ошибочном понимании норм материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи И.В. Комбарова
Н.А. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.