Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Егоровой Е.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Витушенко К.С, к Государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения по Ворошиловскому району Волгограда", Комитету социальной защиты населения "адрес" о признании права на получение социальной выплаты и возложении обязанности по назначению и выплате социальной выплаты, по кассационной жалобе Витушенко К.С, на решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 02 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 13 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Витушенко К.С. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения по Ворошиловскому району Волгограда", Комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании за ней права на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на основании Указа Президента Российской Федерации от 20 март 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и возложении обязанности на ответчиков назначить и произвести ей выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на основании данного Указа.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 02 декабря 2021 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 13 апреля 2022 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Витушенко К.С. просит отменить указанные судебные акты, в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанции дана ненадлежащая оценка всем обстоятельствам дела. По мнению истца в доход нельзя включать средства от продажи автомобиля, поскольку приобретен он был за счет заемных средств.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 01.01.2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, предоставляемая в порядке и на условиях, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации N 384 от 31.03.2020 г. "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о её назначении".
20 июня 2021 года Витушенко К.С. обратилась в Государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения по Ворошиловскому району Волгограда" с заявлением N о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, в котором указала сведения о составе ее семьи в количестве трех человек, включая ее и двоих несовершеннолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения по Ворошиловскому району Волгограда" отказало Витушенко К.С. в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки по заявлению N от ДД.ММ.ГГГГ по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
Основанием к принятию такого решения послужила оценка сведений, предоставленных ФНС России в порядке межведомственного взаимодействия, о фактических доходах Витушенко К.С. за период с 01 февраля 2020 года по 31 января 2021 года, предшествовавший 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления.
Так, Центром установлено, что доход истца от трудовой деятельности в ООО ЦОП "Талант" за указанный период составил 170 344 рубля, доход от реализации транспортного средства согласно налоговой декларации 3-НДФЛ за 2020 г. составил 550 000 рублей.
Также в расчет дохода включена ЕДВ на ребенка из малоимущей семьи в размере 7872 рублей, а потому суммарный годовой доход семьи был определен в размере 728216 рублей, исходя из которого размер среднедушевого дохода исчислен в сумме 20228, 22 рублей (728216/12х3), что превысило установленную законом величину прожиточного минимума в размере 10158 рублей.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 27 января 2021 года N 22-ка "Об установлении прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области на 2021 год" установлена величина прожиточного минимума на душу населения в размере 10158 рублей.
В июле 2021 года Витушенко К.С. обратилась с жалобой в Комитет социальной защиты населения Волгоградской области, который в ответе от 13 августа 2021 года подтвердил правомерность решения Государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения по Ворошиловскому району Волгограда" и разъяснил ей право на повторное обращение с заявлением в течение 2021 года для иного исчисления среднедушевого дохода семьи в зависимости от даты подачи заявления.
Разрешая спор и отказывая в заявленных Витушенко К.С. требованиях, судебные инстанции, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512, Постановления Правительства РФ от 31.03.2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении"; Постановления Администрации Волгоградской области от 27 января 2021 года N 22-ка "Об установлении прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области на 2021 год", установив факт того, что размер среднедушевого дохода семьи Витушенко К.С за период с 01 февраля 2020 года по 31 января 2021 года составил 20228, 22 рублей, что превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленную в Волгоградской области в 2021 года (в сумме 10158 рублей), дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, пришел к выводу об отсутствии у истца права на получение ежемесячной выплаты и правовых оснований для удовлетворения требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (пункт 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1 этого указа).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 названного указа ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В абзаце первом подпункта "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Правительству Российской Федерации предписано до 1 апреля 2020 г. утвердить основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты, предоставив гражданам возможность выбора способа обращения за ее назначением, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Правительством Российской Федерации 31 марта 2020 г. издано постановление N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
В пункте 1 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных названным постановлением Правительства Российской Федерации, указано, что они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной выплаты, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты (далее - Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно).
Ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 2 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно).
Абзацем третьим пункта 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно предусмотрено, что решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в том числе в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В пункте 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно содержится перечень видов доходов семьи, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, в частности в подпункте "м" поименованы доходы от продажи, аренды имущества.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 07 апреля 2020 года N 247 на территории Волгоградской области с 01 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, которым определено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Волгоградской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В свою очередь Приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 24 апреля 2020 года N 798 утвержден Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее по тексту - Порядок).
Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты урегулирован в разделе 2 указанного документа.
Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается семьям, имеющим детей в возрасте от трех до семи лет включительно, со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Волгоградской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (п. 2.5).
Перечень видов доходов семьи, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи определен положениями п. 2.4 Порядка N 798.
Так, согласно подп. "м" п. 2.4 Порядка при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества.
Из приведенных нормативных положений Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства Еврейской автономной области следует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что по независящим от членов семьи причинам их среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, которая предоставляется в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации. Изданными Правительством Российской Федерации во исполнение названного указа Основными требованиями к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы семьи, полученные в денежной форме, в том числе от реализации имущества. Аналогичные условия предоставления ежемесячной выплаты содержатся и в нормативных актах субъекта Российской Федерации - Волгоградской области, регулирующих спорные отношения. Таким образом, как федеральным законодательством, так и законодательством Волгоградской области предусмотрено, что доход от реализации имущества учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи.
Предметом настоящего спора является порядок расчета дохода истицы от реализации имущества, поскольку от этого зависит расчет среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
В кассационной жалобе истица указывает, что указанная в справке в качестве дохода сумма 600 000 рублей, является необлагаемой налогом, представляет собой оборот по сделке от продажи автомобиля, тогда как реальный её доход, учитывая ранее понесенные ею расходы на приобретение имущества, составил 0 рублей.
Как следует из ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", настоящего Кодекса.
По смыслу статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доход подлежит учету в целях налогообложения, если размер экономической выгоды может быть определен применительно к каждому лицу, получившему соответствующее благо. Это подтверждает пункт 5 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015.
Однако при рассмотрении дела судами не установлена разница между первоначальной и новой стоимостью транспортного средства, реализованного истцом, для установления соответствия указанным в ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации признакам налогооблагаемого дохода, и признакам дохода (экономической выгоды), сформулированным в ст.41 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом доводы Витушенко К.С, что она фактически не получила дохода от продажи автомобиля, являвшиеся предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, правовой оценки в решении судов не получили.
Судебная коллегия также отмечает, что остались без проверки доводы истца относительно того, что её семья при указанных обстоятельствах была признана малоимущей и получала меры социальной поддержки в спорный период, при наличии у ответчика сведений о продаже транспортного средства.
В нарушение приведенных норм права суд фактически не установилвсех обстоятельств, имеющих значение для дела, не установилдействительную сумму задолженности по основному долгу ответчика перед истцом и соответственно начисленных на указанную сумму процентов.
Не устранил указанные нарушения и суд апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 02 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 13 апреля 2022 года, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем они подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 02 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 13 апреля 2022 года - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в Ворошиловский районный суда г. Волгограда.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.