Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Егоровой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нафонайловой А.В. к Муниципальному казенному учреждению "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым" о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия, третьи лица: Администрация города Феодосии Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, по кассационной жалобе Муниципального казенного учреждения "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым" на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 1 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 15 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Нафонайлова А.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым" о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия, и просила признать незаконным ответ ответчика от 01 марта 2021 года N 739, которым ей отказано в предоставлении мер социальной поддержки; обязать ответчика назначить ей меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа за период с февраля по август 2021 года.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 1 декабря 2021 года решение Муниципального казенного учреждения "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым", оформленное письмом от 01 марта 2021 года N 739 признано незаконным. На муниципальное казенное учреждение Республики Крым "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым" возложена обязанность назначить Нафонайловой А.В. меру социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа на основании поданного заявления от 11 февраля 2021 года.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 15 марта 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе муниципальное казенное учреждение Республики Крым "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым" просит отменить решение, полагая, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что оспариваемое решение МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым", оформленное письмом от 01 марта 2021 года N 739, является законным, поскольку представителем Нафонайловой Ю.В. при подаче заявления о назначении меры социальной поддержки не предоставлен оригинал паспорта Нафонайловой А.В, что предусмотрено пунктом 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 578.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки. От Муниципального казенного учреждения "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым" поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Из материалов дела следует, что Нафонайлова А.В. является инвалидом третьей группы и имеет право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Нафонайловой А.В. установлена инвалидность повторно с 04 февраля 2021 года по 04 августа 2021 года (справка серии N, выданная ДД.ММ.ГГГГ ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Крым" Минтруда России Экспертный состав N), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (справка серии N, выданная ДД.ММ.ГГГГ ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Крым" Минтруда России Экспертный состав N).
ДД.ММ.ГГГГ Нафонайлова А.В, через своего представителя Нафонайлову Ю.В, действующую на основании нотариально удостоверенной доверенности, обратилась в Муниципальное казенное учреждение "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым" с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
К указанному заявлению приложены документы для назначения меры социальной поддержки, в том числе копии паспортов Нафонайловой А.В, Нафонайловой Ю.В, а также доверенность серии "адрес"9, выданная на имя Нафонайлова А.В, Нафонайловой Ю.В, удостоверенная 06 февраля 2021 года нотариусом города Севастополя ФИО5 Доверенность выдана сроком на три года с правом передоверия полномочий по настоящей доверенности другим лицам.
Решением Муниципального казенного учреждения "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым", оформленным письмом от 01 марта 2021 года N 739, направленным в адрес Нафонайловой Ю.В, отказано в принятии заявления о назначении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, со ссылкой на пункт 3 Порядка предоставления отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 578, поскольку не представлен оригинал паспорта Нафонайловой А.В. для обозрения, а копия данного документа не может быть принята в работу для назначения мер социальной поддержки, без ее сопоставления с оригиналом; таким образом, для назначения меры социальной поддержки необходимо предоставить оригинал паспорта Нафонайловой А.В.
18 августа 2021 года Нафонайлова А.В, через своего представителя Нафонайлову Ю.В, действующую на основании нотариально удостоверенной доверенности, повторно обратилась в Муниципальное казенное учреждение "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым" с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Решением Муниципального казенного учреждения "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым" Нафонайловой А.В. на период с 04 августа 2021 года по 03 февраля 2022 года назначена мера социальной поддержки "Ежемесячная компенсация на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг".
Однако до 04.08.2021 года, указанная услуга не назначена.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность принятого решения, согласился с указанными выводами суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает выводы суда первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным судами обстоятельствам дела, существенных нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
В пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются, в том числе, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ).
Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.
Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (статья 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно подпункту "з" пункту 2 статьи 1 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 34-3PK/2014 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства отдельных категорий граждан в Республике Крым", органы местного самоуправления в городских округах и муниципальных районах наделяются государственными полномочиями в сфере социальной поддержки по приему документов, назначению (отказу в назначении), перерасчету, в том числе, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым установлены Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 578 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления гражданина в органы труда и социальной защиты населения Республики Крым по месту жительства или месту пребывания. К заявлению прилагаются:
1) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и место его жительства или место пребывания;
2) документ, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки;
3) лицевые счета на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
5) согласие заявителя на обработку персональных данных по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Документы, указанные в подпунктах 1 и 2 данного пункта, предоставляются в копиях с предъявлением оригиналов для обозрения.
В силу пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
Пунктом 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Таким образом, гражданским законодательством предусмотрено, что доверенностью является письменный документ, оформленный надлежащим образом и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такого рода документам, содержащий указание на наделение полномочиями по представлению одним лицом интересов другого лица или группы лиц.
Согласно пункту 1.3 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18 июля 2016 года (протокол N 07/16) при совершении нотариального действия по удостоверению доверенности нотариус (лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса) должен соблюдать основные правила совершения нотариальных действий, предусмотренные гл. IX Основ законодательства Российской Федерации о нотариате:
- установить личность обратившегося за совершением нотариального действия на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица (ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате), а также иных лиц, подписывающих доверенность (рукоприкладчика, переводчика, сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика); проверить дееспособность гражданина, правоспособность юридического лица, иных лиц, подписывающих доверенность (рукоприкладчика, переводчика, сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также, если за совершением нотариального действия обратился представитель лица, в интересах которого совершается нотариальное действие, его полномочия (ст. 43 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
При удостоверении доверенности от имени представляемого, нотариус устанавливает личность лица, обратившегося за совершением нотариального действия, проверяет его дееспособность и удостоверяет волю и волеизъявление лица, совершающего сделку.
Согласно положениям пункта 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Пунктом 22 указанного Положения установлен запрет на изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенные нормы материального права, суд первой и апелляционной инстанции, установив, что Нафонайлова Ю.В, действуя на основании доверенности серии N с указанием паспортных данных доверителя и представителя, удостоверенной 06 февраля 2021 года нотариусом города Севастополя ФИО5, в установленном законом порядке подала в Муниципальное казенное учреждение "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым" заявление Нафонайловой А.В. о назначении ей меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов с приложенными документами, предусмотренными пунктом 3 Порядка, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований не согласится с выводами судов перовой и апелляционной инстанций, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных нижестоящими судами обстоятельств по настоящему делу, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами суда первой и апелляционной инстанции связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального права Российской Федерации могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 1 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 15 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым" - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.