Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Г. к Муниципальному бюджетному учреждению г. Астрахани "Мосты и каналы" о взыскании пособия по временной нетрудоспособности, процентов за выдержку выплаты, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Муниципального бюджетного учреждения г. Астрахани "Мосты и каналы" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
С.Г. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению г. Астрахани "Мосты и каналы" (далее - МБУ г. Астрахани "Мосты и каналы"), в котором с учетом уточненных исковых требований просила взыскать с ответчика в свою пользу сумму недоплаты листков нетрудоспособности N и N в размере 8 231, 68 руб, компенсацию за задержку оплаты листков нетрудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 041, 60 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 05.07.2021 исковые требования С.Г. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований. Суд постановилвзыскать с МБУ г. Астрахани "Мосты и каналы" в пользу С.Г. в счет оплаты листка нетрудоспособности N от 28.01.2020 денежную сумму в размере 2496, 03 руб. и компенсацию за задержку в сумме 488, 69 руб.; в счет оплаты листка нетрудоспособности N от ДД.ММ.ГГГГ денежную сумму в размере 1576, 44 руб. и компенсацию за задержку в сумме 300, 44 руб, взыскать с МБУ г. Астрахани "Мосты и каналы" в пользу С.Г. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. А также суд постановилвзыскать с МБУ г. Астрахани "Мосты и каналы" в доход муниципального образования "Город Астрахань" государственную пошлину в сумме 700 руб.
В кассационной жалобе МБУ г. Астрахани "Мосты и каналы" просит отменить указанные судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что истец обратилась в суд с апелляционной жалобой с нарушением срока на обжалование, предусмотренного нормами процессуального права, в связи с чем суд апелляционной инстанции необоснованно принял к рассмотрению жалобу истца, кроме того. Указывает, что судом апелляционной инстанции судом необоснованно приняты новые доказательства по делу, которые не были представлены истцом при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, С.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в МБУ г. Астрахани "Мосты и каналы", занимая должность заместителя директора по правовым вопросам.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С.Г. являлась временно нетрудоспособной.
Установлено, что пособие по временной нетрудоспособности было выплачено С.Г. как застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, то есть в размере 80% среднего заработка.
Обращаясь в суд с иском С.Г. указала, что расчет и оплата листков нетрудоспособности были произведены работодателем на основании ее трудовой книжки, находившейся у работодателя на момент ее увольнения, содержащей в себе сведения лишь за последние годы работы, прежняя трудовая книжка была утеряна предыдущим работодателем.
Судом апелляционной инстанции из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица С.Г. установлено, что, она была представлена ответчику с заявлением о перерасчете оплаты больничных листов.
Данное заявление С.Г. было рассмотрено и в перерасчете оплаты больничных листов истцу письмом МБУ г. Астрахани "Мосты и каналы" отказано по основаниям несоответствия документам, представляемых в соответствии с приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ Nн "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам".
Сведения, изложенные в представленной С.Г. выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в части наличия у нее страхового стажа 8 и более лет, ответчиком не опровергнуты.
Также судом апелляционной инстанции установлено, что в счет оплаты листков нетрудоспособности работодателем в лице МБУ г. Астрахани "Мосты и каналы" уплачено 3153 руб. (1576.50*2), ГУ АРО ФСС Российской Федерации - 8408 руб. и 4729, 50 руб, что в обшей сумме составляет 16290, 50 руб. Факт получения С.Г. указанных сумм в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривался. Кроме того, С.Г. имеет страховой стаж более 8 лет.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора пришел к верному выводу о том, что работодатель, располагая только сведениями, изложенными в трудовой книжке работника С.Г, в целях правильного исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности, должен был с согласия застрахованного лица направить запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующих страхователей на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии с ч.1 ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер. направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В части 1 статьи 7 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно- курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях выплачивается в следующем размере: застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет - 100 процентов среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет - 80 процентов среднего заработка; 3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет - 60 процентов среднего заработка.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.
В рамках пилотного проекта, действующего на территории "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ГУ APO ФСС РФ назначает и выплачивает пособия по обязательному социальному страхованию застрахованным гражданам.
Особенности назначения и выплаты пособий территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации определены Положением "Об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее Положение N 294).
При наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее: заявление) с документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 Положения N 294).
На основании п. 3 Положения N 294 страхователь в течение пяти календарных дней обязан представить сведения, полученные от застрахованного лица, в территориальный орган Фонда.
П. 6 Положения N 294 предусмотрено, что в случаях, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности, - территориальным органом Фонда за счет средств бюджета Фонда.
Частью 7.2 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что в случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, либо территориальный орган страховщика, назначающий и выплачивающий пособие в случаях, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи настоящего Федерального закона, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации Устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативного-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
При вынесении оспариваемого судебного постановления судом не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемом судебном постановлении, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшегося по делу правильного судебного акта суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 13.10.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу МБУ г. Астрахани "Мосты и каналы" - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.