Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Лукьяновой Т.Г, Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Солдатова Сергея Николаевича на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 6 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 февраля 2022 года по административному делу N 2а-577/2021 по административному исковому заявлению Солдатова Сергея Николаевича к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Солдатов С.Н. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 18 августа 2020 года N N об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, мотивируя тем, что правовые основания для такого отказа у административного ответчика отсутствовали, поскольку заявителем был представлен полный пакет документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об условно разрешенном виде разрешенного использования принадлежащего истцу на основании решения Емельяновского районного суда от 20 февраля 2014 года на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" право на установление которого предоставлено ему постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 29 июля 2020 года N 402. Отказ во внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, по мнению Солдатова С.Н, противоречит пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункту 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 6 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 февраля 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 5 июля 2022 года, Солдатовым С.Н. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований со ссылкой на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Повторяя доводы, положенные в обоснование административного иска, настаивает на незаконности оспариваемого отказа, указывая, что сведения в реестр вносятся исключительно в заявительном порядке, а органом, в ведении которого в рассматриваемом случае находится решение вопросов об установлении условно разрешенного вида использования земельного участка, является администрация Солонцовского сельсовета. Отмечает, что решением Кировского районного суда г. Красноярска от 8 сентября 2021 года и апелляционным определением Красноярского краевого суда от 7 декабря 2021 года по делу N 2а-1586/2021 установлено соблюдение уполномоченным органом местного самоуправления порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка, а также, что участок был передан в ведение г. Красноярска и стал частью населенного пункта, в связи с чем не может относиться к землям сельскохозяйственного производства. Считает не основанным на материалах административного дела вывод судебных инстанций о принадлежности земельного участка к землям сельскохозяйственных угодий. Кроме того, полагает, что судами неверно распределено бремя доказывания между сторонами; спор разрешен без проведения землеустроительной экспертизы.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю принесены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Из материалов административного дела усматривается, что на основании решения Емельяновского районного суда от 20 февраля 2014 года Солдатов С.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 50 000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства.
4 августа 2020 года Солдатов С.Н. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (межмуниципальный Емельяновский отдел) с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица сведений об условно разрешенном виде использования принадлежащего ему земельного участка - "ведение садоводства" в соответствии с заключением о результатах публичных слушаний от 29 июня 2020 года и постановлением администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района от 29 июня 2020 года N 402 о предоставлении разрешения на установление условно разрешенного вида использования - "ведение садоводства" в отношении указанного земельного участка, расположенного в территориальной зоне - зона сельскохозяйственного использования (СХ-1).
18 августа 2020 года государственным регистратором принято решение N N об отказе во внесении в Единый государственный реестр сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия, поскольку земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, на которые действие градостроительного регламента не распространяется, в связи с чем вид разрешенного использования из территориальной зоны выбран быть не может; кроме того, условно разрешенный вид использования земельного участка "ведение садоводства" (код 13.2) в соответствии с приказом Мииэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" не относится к видам разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения; внесение заявленных сведений в отношении данного земельного участка без изменения его категории невозможно.
Полагая указанный отказ не основанным на законе, Солдатов С.Н. обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции исходил из невозможности внесения изменений в сведения о виде разрешенного использования земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, на условно разрешенный вид "для ведения садоводства", в связи с чем пришел к выводу о законности оспариваемого отказа.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Солонцовский сельсовет, утвержденных решением Солонцовского сельсовета депутатов от 25 декабря 2015 года N 6-19Р, предусмотренный для земельных участков зоны сельскохозяйственного использования (СХ-1) условно разрешенный вид использования - "ведение садоводства" (код 13.2) устанавливается в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых (образуемых для предоставления) уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления садоводческому некоммерческому объединению граждан, тогда как к таким участкам земельный участок административного истца не относится.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
На основании пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одной из обязанностей собственников земельных участков является использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что закреплено подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1).
Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.
Из изложенного следует, что на землях сельскохозяйственного назначения возможно осуществление предусмотренной законом деятельности гражданами, ведущими садоводство. При этом для указанных целей возможно использовать лишь земельный участок сельскохозяйственного назначения, не являющийся сельскохозяйственными угодьями.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
Согласно Классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка "сельскохозяйственное использование" предусматривает ведение сельского хозяйства и включает в себя, растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Вид разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка - для ведения сельскохозяйственного производства установлен при его образовании в 2006 году.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (24 декабря 2014 года), признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.
Следовательно установленный до дня утверждения Классификатора и существующий в настоящее время вид разрешенного использования земельного участка "для ведения сельскохозяйственного производства" позволял ранее и позволяет в настоящее время ведение на данном земельном участке садоводства - осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур (код 1.5 Классификатора).
При этом, данные об отнесении участка к землям сельскохозяйственных угодий сведения Единого государственного реестра недвижимости и материалы административного дела не содержат.
При таких обстоятельствах применение судами к спорным правоотношениям положений части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации является ошибочным, однако, вопреки доводам кассационной жалобы об обратном, это не повлекло принятие неправильных судебных актов исходя из следующего.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования Солонцовский сельсовет, утвержденными решением сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 25 декабря 2015 года N 6-19Р, территориальная зона СХ-1 (зона сельскохозяйственного использования), в границах которой находится земельный участок административного истца, включает в себя участки территории сельсовета, занятые сельскохозяйственными угодьями, а также иными территориями, занятыми (предназначенными для занятия) внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также объектами капитального строительства, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, и выделена для таких основных видов разрешенного использования, как: 1) сельскохозяйственное использование (код - 1.0), 2) охрана природных территорий (код - 9.1), в части создания и ухода за защитными лесами, сохранения свойств земель, являющихся особо ценными, 3) запас (код - 12.3).
Условно-разрешенными видами использования данной зоны являются: 1) ведение садоводства (код - 13.2), для земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых (образуемых для предоставления) уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления садоводческому некоммерческому объединению граждан; 2) ведение дачного хозяйства (код - 13.3), для земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых (образуемых для предоставления) уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления дачному некоммерческому объединению граждан; 3) ведение огородничества (код - 13.1), для земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых (образуемых для предоставления) уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления огородническому некоммерческому объединению граждан; 4) охота и рыбалка (код - 5.3); 5) связь (код - 6.8), за исключением антенных полей; 6) трубопроводный транспорт (код - 7.5).
Таким образом, вид разрешенного использования "ведение садоводства" может быть установлен в соответствии с указанными Правилами лишь для земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых (образуемых для предоставления) уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления садоводческому некоммерческому объединению граждан, к числу которых Солдатов С.Н. не относится; сведений о выделении участка садоводческому некоммерческому объединению граждан до приобретения его в собственность административным истцом материалы административного дела также не содержат.
Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу о законности оспариваемого отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об условно-разрешенном виде принадлежащего истцу земельного участка - "ведение садоводства".
Утверждение административного истца о том, что земельный участок не может относиться к землям сельскохозяйственного производства, противоречит принципу достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости, и не может в связи с этим быть признано обоснованным.
Ссылка на решение Кировского районного суда г. Красноярска от 8 сентября 2021 года и апелляционное определение Красноярского краевого суда от 7 декабря 2021 года по делу N 2а-1586/2021 несостоятельна, поскольку установленные судами в рамках указанных дел обстоятельства об обратном не свидетельствуют; выводы о принадлежности земельного участка к иной категории земель отсутствуют. Доводы административного истца в указанной части основаны на субъективной оценке заявителем характера спора и выводов, изложенных в данных судебных актах.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Управления полномочий для проверки правильности определения вида разрешенного использования при внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений на нормах материального права не основаны и противоречат положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Поскольку выводы судов о законности оспариваемого отказа соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Утверждение подателя кассационной жалобы о наличии таких нарушений при разрешении судом первой инстанции вопроса о возможности рассмотрения дела без проведения судебной землеустроительной экспертизы основаны на неверном толковании норм процессуального права и не опровергают правильных выводов судов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 6 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Солдатова Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.