Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-229/2021 (УИД: 22RS0002-01-2021-000223-18) по иску Ревякина Александра Анатольевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском районе Алтайского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Ревякина Александра Анатольевича на решение Алтайского районного суда Алтайского края от 7 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 ноября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ревякин Александр Анатольевич (далее - Ревякин А.А, истец) обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском районе Алтайского края (межрайонное) (далее - УПФР в Алтайском районе Алтайского края (межрайонное), пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Ревякин А.А. указал, что 26 декабря 2019 г. обратился в УПФР в Алтайском районе Алтайского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Алтайском районе Алтайского края (межрайонное) от 10 января 2020 г. N Ревякину А.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку на момент обращения за назначением пенсии педагогический стаж, по мнению пенсионного органа, составил 22 года 9 месяцев 25 дней.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пенсионным органом не засчитаны периоды: с 5 декабря 1990 г. по 2 октября 1992 г. - служба в армии, с 1 сентября 1990 г. по 4 декабря 1990 г, с 3 октября 1992 г. по 14 июня 1995 г. - учеба в Горно-Алтайском педагогическом училище, 8 дней отпуска в 2003 г. без сохранения заработной платы, с 6 октября 2008 г. по 18 октября 2008 г, с 11 ноября 2013 г. по 16 ноября 2013 г, с 5 декабря 2016 г. по 8 декабря 2016 г. - нахождение на курсах повышения квалификации, с 17 февраля 2012 г. по 27 февраля 2012 г. (период так указан в иске), с 21 сентября 2012 г. по 22 сентября 2012 г. (период так указан в иске) - нахождение в учебных отпусках, с 21 февраля 2012 г. по 27 февраля 2012 г, с 21 сентября 2012 г. по 22 сентября 2012 г. - нахождение в командировках.
Обращаясь с иском в суд, Ревякин А.А. ссылался на то, что отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным.
Ревякин А.А, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд признать незаконным решение УПФР в Алтайском районе Алтайского края (межрайонное) от 10 января 2020 г. N об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, включить указанные периоды в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязать УПФР в Алтайском районе Алтайского края (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения - с 26 декабря 2019 г.
Решением Алтайского районного суда Алтайского края от 7 июня 2021 г. исковые требования Ревякина А.А. удовлетворены частично. В специальный стаж Ревякина А.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включены периоды с 6 октября 2008 г. по 18 октября 2008 г, с 11 ноября 2013 г. по 16 ноября 2013 г, с 6 декабря 2016 г. по 8 декабря 2016 г. нахождения на курсах повышения квалификации, с 17 декабря 2007 г. по 29 декабря 2007 г, с 1 апреля 2009 г. по 11 июня 2009 г. нахождения в учебных отпусках, с 21 февраля 2012 г. по 27 февраля 2012 г, с 21 сентября 2012 г. по 22 сентября 2012 г. нахождение в командировках. В удовлетворении остальной части исковых требований Ревякина А.А. отказано. С УПФР в Алтайском районе Алтайского края (межрайонное) в пользу Ревякина А.А. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Определением Алтайского краевого суда от 16 ноября 2021 г. произведена замена ответчика УПФР в Алтайском районе Алтайского края (межрайонное) на правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОПФР по Алтайскому краю).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 ноября 2021 г. решение Алтайского районного суда Алтайского края от 7 июня 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ревякиным А.А. ставится вопрос об отмене решения Алтайского районного суда Алтайского края от 7 июня 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 ноября 2021 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Ревякин А.А, представитель ответчика ОПФР по Алтайскому краю, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Поскольку постановленные судебные акты по настоящему делу обжалуются только в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов службы Ревякина А.А. в армии с 5 декабря 1990 г. по 2 октября 1992 г, учебы в Горно-Алтайском педагогическом училище с 1 сентября по 4 декабря 1990 г, с 3 октября 1992 г. по 14 июня 1995 г, то предметом проверки судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции судебные акты являются только в указанной части.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Ревякин А.А. 25 декабря 2019 г. обратился в УПФР в Алтайском районе Алтайского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением УПФР в Алтайском районе Алтайского края (межрайонное) от 10 января 2020 г. N Ревякину А.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа педагогической работы.
Бесспорный специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", на момент обращения Ревякина А.А. в пенсионный орган с заявлением, составлял 22 года 9 месяцев 25 дней, при требуемом - 25 лет.
При этом пенсионным органом, в том числе, в специальный стаж Ревякина А.А. не включены периоды:
- служба в армии по призыву с 5 декабря 1990 г. по 2 октября 1992 г, по мотиву того, что с 1 октября 1993 г. отсутствует стаж на соответствующих видах работ в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением от 17 декабря 1959 г. N 1397;
- учебы в Горно-Алтайском педагогическом училище с 1 сентября 1990 г. по 4 декабря 1990 г, с 3 октября 1992 г. по 14 июня 1995 г, поскольку не выполнено условие абз. 5 п. 2 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, действие которого распространяется до 1 октября 1993 г, то есть наличие педагогической деятельности до начала периода обучения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ревякина А.А. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов службы в армии по призыву с 5 декабря 1990 г. по 2 октября 1992 г. и учебы в Горно-Алтайском педагогическом училище с 1 сентября 1990 г. по 4 декабря 1990 г, с 3 октября 1992 г. по 14 июня 1995 г, суд первой инстанции исходил из того, что Ревякин А.А. до 1 января 1992 г. педагогическую деятельность не осуществлял.
Установив, что с учетом бесспорно включенных пенсионным органом в специальный стаж периодов работы и включенных судом периодов нахождения Ревякина А.А. на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках и в командировках продолжительность его специального стажа на момент обращения с заявлением в пенсионный орган составляла 23 года 1 месяц 19 дней, что менее требуемых 25 лет, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на пенсионный орган назначить Ревякину А.А. досрочную страховую пенсия по старости с даты обращения за ее назначением.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подп. "а" п. 1). Этим же постановлением (п. 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397).
Подпунктом "г" п. 1 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Пунктом 2 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, помимо прочего, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом согласно п. 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Таким образом, правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до 1 января 1992 г, содержались в Положении от 17 декабря 1959 г. N 1397, согласно которому учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР и время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Однако обязательным условием зачета периодов иной, не педагогической деятельности в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР и время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР и время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах допускается только при условии прохождения службы и обучения в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подп. "м" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Поскольку спорные периоды службы и обучения имели место после 1 января 1992 г, требуемый стаж педагогической деятельности (2/3) согласно Перечню от 17 декабря 1959 г. N 1397 у истца по состоянию на 1 января 1992 г. отсутствовал, то нормы Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР и время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
Учитывая вышеизложенное, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Ревякина А.А. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов службы в армии по призыву с 5 декабря 1990 г. по 2 октября 1992 г. и учебы в Горно-Алтайском педагогическом училище с 1 сентября 1990 г. по 4 декабря 1990 г, с 3 октября 1992 г. по 14 июня 1995 г, являются правильными.
Доводы кассационной жалобы о том, что поскольку на момент обращения в пенсионный орган Ревякиным А.А. было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем, по его мнению, периоды службы в армии по призыву и учебы в Горно-Алтайском педагогическом училище, подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что в соответствии с изменениями, внесенными в ч. 9 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" спорные периоды, или период службы Ревякина А.А. в рядах Советской Армии, должны быть включены в его досрочный стаж, правильность выводов судебных инстанций не опровергает, поскольку ч. 9 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется для исчисления продолжительности страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, основаны на правильном толковании норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алтайского районного суда Алтайского края от 7 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ревякина Александра Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.