Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5277/2021, УИД 42RS0009-01-2021-009856-27 по иску Лузянина Василия Николаевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периода учёбы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лузянин В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (далее также - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу) о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периода учёбы, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Лузянин В.Н. указал, что он обратился в ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N от 12 октября 2021 г. в установлении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В специальный стаж не включён период учёбы на курсах повышения квалификации в технической школе машинистов локомотивов Кемеровской железной дороги Министерства путей сообщения СССР со 2 октября 1989 г. по 7 апреля 1990 г.
С данным решением он не согласен, поскольку после окончания курсов по профессии "машинист электровозов" в Тайгинской технической школе машинистов локомотивов Кемеровской железной дороги, с 11 апреля 1990 г. он приступил к работе по приобретённой профессии в качестве машиниста электровоза подменного пункта Промышленная, которая относится к Списку N 2.
Лузянин В.Н. полагает, что с учётом спорного периода и периодов работы, учтённых пенсионном органом в бесспорном порядке, он имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по достижении им возраста 57 лет.
На основании изложенного, Лузянин В.Н. просил признать незаконным решение ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу N от 12 октября 2021 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу включить в его специальный стаж для назначения указанной досрочной страховой пенсии по старости период обучения в Тайгинской технической школе машинистов локомотивов Кемеровской железной дороги Министерства путей сообщения СССР по профессии "машинист электровозов" в календарном исчислении со 2 октября 1989 г. по 7 апреля 1990 г, назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права - с 8 августа 2021 г, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб, за составление искового заявления в размере 5 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2021 г. исковые требования Лузянина В.Н. к ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периода учёбы, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворены.
ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу обязано включить в специальный стаж Лузянина В.Н. для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период обучения истца в Тайгинской технической школе машинистов локомотивов Кемеровской железной дороги Министерства путей сообщения СССР по профессии "машинист электровозов" в календарном исчислении со 2 октября 1989 г. по 7 апреля 1990 г. и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, т.е. с 8 августа 2021 г. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу в пользу Лузянина В.Н. взысканы понесённые расходы на оплату государственной пошлины при подаче искового заявления - 300 руб, за составление искового заявления 5 000 руб, а всего 5 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 марта 2022 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2021 г. отменено в части удовлетворения иска о назначении Лузянину В.Н. досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 8 августа 2021 г, и взыскания судебных расходов.
В отменённой части принято новое решение, которым в удовлетворении иска в части назначения досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Лузянину В.Н. отказано.
С ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу в пользу Лузянина В.Н. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 руб, расходы по составлению искового заявления в размере 1700 руб.
В остальной обжалованной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу просит отменить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 марта 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из содержания кассационной жалобы усматривается, что судебные постановления обжалуются только в части включения в специальный стаж истца периода его обучения в Тайгинской технической школе машинистов локомотивов Кемеровской железной дороги Министерства путей сообщения СССР по профессии "машинист электровозов" в календарном исчислении со 2 октября 1989 г. по 7 апреля 1990 г. и, согласно части первой статьи 379.6 ГПК РФ, подлежат проверке в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лузянин В.Н. обратился в ОПФР по Кемеровской области- Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со снижением возраста - с 8 августа 2021 г.
Решением ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу N от 12 октября 2021 г. в установлении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Лузянину В.Н. отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа.
В специальный стаж Лузянина В.Н. пенсионным органом зачтены периоды работы с 28 апреля 1988 г. по 28 сентября 1989 г. - помощником машиниста электровоза локомотивного депо ст. Белово (1 год 5 месяцев 1 день), с 11 апреля 1990 г. по 31 декабря 1991 г. - помощником машиниста электровоза локомотивного депо ст. Белово (1 год 8 месяцев 20 дней), с 1 января 1992 г. по 28 июня 1994 г. - машинистом электровоза локомотивного депо ст.Белово (2 года 5 месяцев 27 дней), с 29 января 2020 г. по 15 июля 2020 г. (5 месяцев 17 дней), с 17 июля 2020 г. по 11 июля 2021 г. (11 месяцев 25 дней) - слесарем по ремонту котельных и пылеприготовительных цехов в ООО "Сибэнерго".
Из решения пенсионного органа следует, что специальный стаж истца составляет 4 года 7 месяцев 03 дня по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и 2 года 5 месяцев 27 дней - по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Удовлетворяя иск в части возложения на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу обязанности включить в специальный страховой стаж Лузянина В.Н. период его обучения в Тайгинской технической школе машинистов локомотивов Кемеровской железной дороги Министерства путей сообщения СССР по профессии "машинист электровозов" в календарном исчислении с 2 октября 1989 г. по 7 апреля 1990 г, суд первой инстанции исходил из того, что указанный период обучения подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку данный период приходится на время действия Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
Соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, "Перечень профессий для подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических училищах. Сборник N 5. Профессии транспорта, связи, морского и речного флота, рыбного хозяйства", принятый в исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 315 "О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении её роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров", указал, что прохождение истцом профессионального обучения являлось обязательным, возможность включения периодов обучения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости закреплена законодательством, действовавшим в период обучения истца.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами суда первой и апелляционной инстанций в части наличия правовых оснований для включения периода обучения истца в Тайгинской технической школе машинистов локомотивов Кемеровской железной дороги Министерства путей сообщения СССР по профессии "машинист электровозов" в календарном исчислении с 2 октября 1989 г. по 7 апреля 1990 г. по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее Федеральный закон приведен в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости) установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 55 лет если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрены списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В силу подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" пункта 1 настоящего постановления применяются соответствующие положения пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Из приведённой нормы постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 применяется к Списку N 1 и Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными и тяжёлыми условиями труда, в горячих цехах, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённых постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (абзац 3 подпункта "а"; абзац 3 подпункта "б" пункта 1).
В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (далее - Положение от 3 августа 1972 г. N 590), при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Подпунктом "з" пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 предусмотрено обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Абзац 5 пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Материалами дела установлено, что 21 марта 1988 г. истец принят в Локомотивное депо ст. Белово Кемеровской железной дороги учеником помощника машиниста электровоза подменного пункта Промышленная, 28 апреля 1988 г. переведён помощником машиниста электровоза подменного пункта Промышленная. На сновании приказа работодателя N от 28 сентября 1989 г. Лузянин В.Н. был направлен на курсы машинистов электровоза в техническую школу с 28 сентября 1989 г.
Приказом по Тайгинской технической школе от 4 октября 1989 г. N Лузянин В.Н. был зачислен на курсы машинистов электровозов со 2 октября 1989 г, а приказом от 5 апреля 1990 г. N направлен на прежнее место работы по окончании курсов 7 апреля 1990 г, что подтверждается записями в трудовой книжке истца.
7 апреля 1990 г. Лузянину В.Н. выдано свидетельство N по профессии машинист электровоза.
Приказом N от 4 июня 1990 г. Лузянин В.Н. был переведён с должности помощника электровоза на должность машиниста электровоза.
Как следует из решения ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 12 октября 2021 г. период работы истца в Локомотивном депо станции Белово в должности помощника машиниста электровоза, машиниста электровоза с 11 апреля 1990 г. по 31 декабря 1991 г. зачтён в специальный страховой стаж по Списку N 2.
Принимая во внимание нормы ранее действовавшего пенсионного законодательства, которыми предусматривалось включение обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования в специальный стаж, установив, что после обучения в Тайгинской технической школе истец был переведён на должность машиниста электровоза, и указанный период (с 11 апреля 1990 г. по 31 декабря 1991 г.) зачтён пенсионным органом в специальный стаж по Списку N 2, вывод суда о необходимости включения спорного периода в специальный стаж является правильным.
Приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой и второй инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанции в обжалуемой части.
Судом первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу решение суда и апелляционное определение в обжалуемой части отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.