Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-382/2022 (УИД: 42RS0009-01-2021-009661-30) по иску Каландаровой Татьяны Николаевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж и в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 13 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Каландарова Татьяна Николаевна (далее - Каландарова Т.Н, истец) обратилась с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж и в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Каландарова Т.Н. указала, что 17 апреля 2021 г. обратилась в УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 19 июля 2021 г. N Каландаровой Т.Н. в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано, поскольку не подтвержден специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пенсионным органом не включен в специальный стаж период работы с 14 мая 1987 г. по 6 июня 1992 г. в ОАО "Таджикхимпром" по причине того, что в справке N, выданной 11 января 2021 г. ОАО "Таджикхимпром", неверно отражена ссылка на раздел Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. Подраздел N XI в Списке N 2 значится "Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов", а также не указан код профессии, не подтверждена постоянная занятость в течение полного рабочего дня на определенных работах.
Также пенсионным органом не включен в страховой стаж период работы с 13 июля 1992 г. по 18 августа 1994 г. на Яванской ТЭЦ по причине того, что не получен ответ, на направленный пенсионным органом запрос, с целью подтверждения периода работы.
Обращаясь с иском в суд, Каландарова Т.Н. ссылалась на то, что отказ пенсионного органа в назначение досрочной страховой пенсии по старости является незаконным.
Каландарова Т.Н. просила суд признать решение УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 19 июля 2021 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включить период работы с 14 мая 1987 г. по 6 июня 1992 г. в ОАО "Таджикхимпром" в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы с 13 июля 1992 г. по 18 августа 1994 г. на Яванской ТЭЦ в страховой стаж, обязать ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением - с 17 апреля 2021 г.
Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 13 января 2022 г. исковые требования Каландаровой Т.Н. удовлетворены. Решение УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 19 июля 2021 г. N об отказе в назначении страховой пенсии по старости признано незаконным. Периоды работы Каландаровой Т.Н. с 14 мая 1987 г. по 6 июня 1992 г. в ОАО "Таджикхимпром" и с 13 июля 1992 г. по 18 августа 1994 г. в ОАО "Яванская ТЭЦ" включены в специальный страховой стаж, на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность назначить Каландаровой Т.Н. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением - с 14 апреля 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 апреля 2022 г. решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 13 января 2022 г. в части отменено, в части изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции. Решение УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 19 июля 2021 г. N об отказе в назначении страховой пенсии по старости признано незаконным в части отказа включить периоды работы в специальный и в страховой стаж. На ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить Каландаровой Т.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 14 мая 1987 г. по 20 июня 1988 г, с 22 декабря 1988 г. по 3 февраля 1991 г, с 17 февраля 1991 г. по 6 июня 1992 г. в ОАО "Таджикхимпром" в отделе технического контроля (ОТК) контролером технического режима производства жидкого хлора и каустической соды 4-го разряда, контролером производства фреонов, хлорной извести, гипохлорита кальция 3-го разряда, контролером качества продукции и технологического процесса цеха жидкого хлора 4-го разряда, контрольным мастером цеха гипохлорита кальция, контрольным мастером цеха жидкого хлора и залива хлора в контен, включить в страховой стаж период работы с 13 июля 1992 г. по 18 августа 1994 г. в ОАО "Яванская ТЭЦ" в химическом цехе на должности техника химической лаборатории. С ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Каландаровой Т.Н. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Каландаровой Т.Н. отказано.
В кассационной жалобе представителем ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 13 января 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 апреля 2022 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Каландарова Т.Н, сведений о причине неявки не представила, представитель ответчика ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, просивший рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Каландарова Т.Н. 17 апреля 2021 г. обратилась в УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 19 июля 2021 г. N Каландаровой Т.Н. в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано, поскольку не подтвержден специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Из указанного решения следует, что страховой стаж Каландаровой Т.Н. на 31 декабря 2020 г. составляет 27 лет 10 месяцев 16 дней (с учетом периода учебы 31 год 6 месяцев 14 дней); стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", отсутствует; права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 17 апреля 2021 г. не имеется.
При этом, пенсионным органом не включен в специальный стаж Каландаровой Т.Н. период работы с 14 мая 1987 г. по 6 июня 1992 г. в ОАО "Таджикхимпром" по мотиву того, что представленная справка N, выданная 11 января 2021 г. ОАО "Таджикхимпром", не соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению справок, подтверждающих особые условия труда. В справке неверно отражена ссылка на раздел Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. Подраздел N XI в Списке N 2 значится "Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов", а также не указан код профессии (не установлено соответствие наименования профессии спискам), не подтверждена постоянная занятость в течение полного рабочего дня на определенных работах.
Пенсионным органом в страховой стаж не включен период работы Каландаровой Т.Н. с 13 июля 1992 г. по 18 августа 1994 г. в Яванской ТЭЦ, поскольку на запрос справок о периоде работы на территории Республики Таджикистан ответы, подтверждающие указанный период работы, не поступили.
Из копии трудовой книжки следует, что Каландарова Т.Н. 14 мая 1987 г. принята в п/о "Таджикхимпром" в 6 отдел технического контроля контролером технического режима производства жидкого хлора и каустической соды 4 разряда, 1 марта 1988 г. переведена в отдел технического контроля контролером производства фреонов, хлорной извести, гипохлорита кальция 3-го разряда, 15 января 1989 г. присвоен 4 разряд контролера, 10 февраля 1989 г. переведена контролером качества продукции 3 разряда отдела технического контроля, 16 мая 1989 г. переведена контролером качества продукции и технологического процесса цеха жидкого хлора 4 разряда отдела технического контроля, 1 января 1990 г. переведена контрольным мастером цеха гипохлорита кальция отдела технического контроля, 1 января 1991 г. переведена контрольным мастером цеха жидкого хлора и залива хлора в контен отдела технического контроля, 6 июня 1992 г. уволена по собственному желанию; 13 июля 1992 г. принята в химический цех техником на Яванскую ТЭЦ, 18 августа 1994 г. уволена по собственному желанию как мать имеющая ребенка в возрасте до 8 лет.
Согласно справке N, выданной 25 ноября 2021 г. ОАО "Яванская ТЭЦ", Каландарова Т.Н. работала на Яванской ТЭЦ с 13 июля 1992 г. в химическом цехе на должности техника химической лаборатории, приказ от 13 июля 1992 г. N; уволена по собственному желанию в связи с выездом 18 августа 1994 г. по ст. 45 КЗоТ Республики Таджикистан, приказ от 18 августа 1994 г. N.
Согласно справке о фактической сумме заработка N, выданной 25 ноября 2021 г. ОАО "Яванская ТЭЦ", Каландарова Т.Н. работала в должности техника химического цеха, с ее заработка производились удержания в Пенсионный фонд.
Разрешая спор по существу, установив, что Каландарова Т.Н. в период с 14 мая 1987 г. по 6 июня 1992 г. работала на производстве, предусмотренном Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, период работы Каландаровой Т.Н. с 13 июля 1992 г. по 18 августа 1994 г. подтверждается справкой, выданной ОАО "Яванская ТЭЦ", суд первой инстанции признал незаконным решение УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 19 июля 2021 г. N об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включил в специальный страховой стаж периоды работы Каландаровой Т.Н. с 14 мая 1987 г. по 6 июня 1992 г. в ОАО "Таджикхимпром" и с 13 июля 1992 г. по 18 августа 1994 г. в ОАО "Яванская ТЭЦ", на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложил обязанность назначить Каландаровой Т.Н. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением - с 14 апреля 2021 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, установив, что пенсионное дело Каландаровой Т.Н. не было предметом исследования и оценки суда первой инстанции, уточняющая справка N, выданная 11 января 2021 г. ОАО "Таджикхимпром", в материалах дела отсутствует, суд апелляционной инстанции, в силу полномочий, предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ, с целью полного и всестороннего исследования обстоятельств спора приобщил к материалам дела представленную ответчиком копию пенсионного дела Каландаровой Т.Н.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно справке, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с особыми условиями труда N, выданной 11 января 2021 г..ОАО "Таджикхимпром", Каландарова Т.Н, в период с 14 мая 1987 г..по 6 июня 1992 г..работала в производственном объединении "Таджикхимпром" (ныне ОАО "Таджикхимпром") во вредных условиях труда при полном рабочем дне в режиме полной рабочей недели с 14 мая 1987 г..по 1 марта 1988 г..контролером технического режима производства жидкого хлора и каустической соды 4 разряда отдел технического контроля (приказ от 14 мая 1987 г..N), с 1 марта 1988 г..по 15 января 1989 г..контролером производства фреонов, хлорной извести, гипохлорита кальция 3 разряда отдел технического контроля (приказ от 25 февраля 1988 г..N), с 10 февраля 1989 г..по 16 мая 1989 г..контролером качества продукции 3 разряда отдел технического контроля (приказ от 15 февраля 1989 г..N), с 16 мая 1989 г..по 1 января 1990 г..контролером качества продукции и технологического процесса цеха жидкого хлора 4 разряда отдел технического контроля (приказ от 17 мая 1989 г..N), с 1 января 1990 г..по 1 января 1991 г..контрольным мастером цеха гипохлорита кальция отдел технического контроля (приказ от 19 февраля 1990 г..N), с 1 января 1991 г..по 6 июня 1992 г..контрольным мастером цеха жидкого хлора и залива хлора в контен хлора отдел технического контроля (приказ от 12 февраля 1991 г..N). Каландарова Т.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 29 августа 1987 г..по 21 июня 1988 г, в отпуске без сохранения заработной платы с 21 июня 1988 г..по 21 декабря 1988 г, с 4 февраля 1991 г..по 16 февраля 1991 г..Каландарова Т.Н. в ученических и творческих отпусках не находилась и не привлекалась к сельскохозяйственным и другим сезонным работам, не связанным с основной работой.
Период работы с 14 мая 1987 г..по 6 июня 1992 г..подлежит льготному пенсионированию по Списку N 2 раздел XI "Химическое производство" подраздел 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10.
Установив, что Каландарова Т.Н. с 21 июня 1988 г. по 21 декабря 1988 г. и с 4 февраля 1991 г. по 16 февраля 1991 г. находилась в отпусках без сохранения заработной платы и данные периоды не подлежат включению в специальный стаж, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в специальный стаж Каландаровой Т.Н, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", подлежат включению периоды работы с 14 мая 1987 г. по 20 июня 1988 г, с 22 декабря 1988 г. по 3 февраля 1991 г, с 17 февраля 1991 г. по 6 июня 1992 г. в ОАО "Таджикхимпром" в отделе технического контроля контролером технического режима производства жидкого хлора и каустической соды 4-го разряда; контролером производства фреонов, хлорной извести, гипохлорита кальция 3-го разряда; контролером качества продукции и технологического процесса цеха жидкого хлора 4-го разряда; контрольным мастером цеха гипохлорита кальция; контрольным мастером цеха жидкого хлора и залива хлора в контен, в связи с чем, изменил решение суда первой инстанции в указанной части.
При этом, суд апелляционной инстанции указал, что обстоятельство того, что в справке уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с особыми условиями труда N, выданной 11 января 2021 г. ОАО "Таджикхимпром", неверно отражена ссылка на раздел Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, а также не указан код профессии, не может служить основанием для отказа Каландаровой Т.Н. во включении периодов работы в ОАО "Таджикхимпром" в специальный стаж, поскольку данные периоды работы подтверждаются копией трудовой книжки, приложенной к материалам дела, кроме того, пенсионный орган компетентен оценить в совокупности справку работодателя, сведения трудовой книжки, и содержание Списков N 2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периодов работы Каландаровой Т.Н. с 13 июля 1992 г. по 18 августа 1994 г. в ОАО "Яванская ТЭЦ", суд апелляционной инстанции исходил из того, что Каландарова Т.Н. просила включить указанный период в страховой стаж и отсутствия доказательств, позволяющих отнести данный период к специальному стажу.
Принимая решение о включении периодов работы Каландаровой Т.Н. с 13 июля 1992 г. по 18 августа 1994 г. в ОАО "Яванская ТЭЦ" в страховой стаж, суд апелляционной инстанции исходил из того, что указанный период работы Каландаровой Т.Н. подтверждается справками от 25 ноября 2021 г. N N и справкой о фактической сумме заработка от 25 ноября 2021 г. N, выданными ОАО "Яванская ТЭЦ", которые получены Каландаровой Т.Н. после принятия пенсионным органом оспариваемого решения.
Отменяя решение суда первой инстанции в части возложения на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу обязанности назначить Каландаровой Т.Н. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением - с 14 апреля 2021 г. и принимая в отменной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что включенные в специальный стаж Каландаровой Т.Н. периоды работы в ОАО "Таджикхимпром" с 14 мая 1987 г. по 20 июня 1988 г, с 22 декабря 1988 г. по 3 февраля 1991 г, с 17 февраля 1991 г. по 6 июня 1992 г. составляют 4 года 6 месяцев 8 дней, что с учетом снижения возраста менее требуемых для назначения досрочной страховой пенсии по старости 5 лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению с спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 3 ст. 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств регулировались Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), подписанным государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, денонсированным с 30 июня 2022 г. Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Подразделом 2 "Вспомогательные работы" раздела XI "Химическое производство" Списка N 2 от 22 августа 1956 г. предусмотрено, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют работники ОТК, работающие в перечисленных выше производствах и производствах, перечисленных в списке N 1 - производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.
Подразделом 1 раздел VIII "Химическое производство" Списка N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР 22 августа 1956 г. N 1173 предусмотрено, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие и инженерно-технические работники, занятые полный рабочий день в цехах, производствах (на правах цехов) и отдельных установках производств хлора, гипохлоритов, фреонов всех классов.
Таким образом, согласно Списку N 2 от 22 августа 1956 г, подлежащему применению к периоду работы Каландаровой Т.Н. до 1 января 1992 г, право на льготное пенсионное обеспечение имеют работники ОТК занятые полный рабочий день в цехах, производствах (на правах цехов) и отдельных установках производств хлора, гипохлоритов, фреонов всех классов.
Согласно подразделу "А" раздела X "Химическое производство" Списка N 2 от 26 января 1991 г. право на льготное пенсионное обеспечение имеют работники ОТК, работающие в перечисленных выше производствах и производствах, перечисленных в Списке N 1 (позиция 2110А030-1754б).
Согласно подразделу "А" раздел VIII "Химическое производство" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день, в том числе, в производствах каустической соды, фреонов всех классов, хлора и его соединений (позиция 1080А010).
Таким образом, согласно Списку N 2 от 26 января 1991 г, подлежащему применению к периоду работы Каландаровой Т.Н. с 1 января 1992 г. по 6 июня 1992 г, право на льготное пенсионное обеспечение имеют работники ОТК занятые полный рабочий день, в том числе, в производствах каустической соды, фреонов всех классов, хлора и его соединений.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы пенсионного законодательства, регулирующие спорные отношения, и установленные судебными инстанциями обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными выводы суда апелляционной инстанции о включении периодов работы Каландаровой Т.Н. с 14 мая 1987 г. по 20 июня 1988 г, с 22 декабря 1988 г. по 3 февраля 1991 г, с 17 февраля 1991 г. по 6 июня 1992 г. в ОАО "Таджикхимпром" в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода работы с 13 июля 1992 г. по 18 августа 1994 г. в ОАО "Яванская ТЭЦ" в страховой стаж, поскольку данные периоды работы подтверждены справками, выданными предприятиями, на которых осуществлялась трудовая деятельность Каландаровой Т.Н, в периоды с 14 мая 1987 г. по 20 июня 1988 г, с 22 декабря 1988 г. по 3 февраля 1991 г, с 17 февраля 1991 г. по 6 июня 1992 г. в ОАО "Таджикхимпром" Каландарова Т.Н. работала на должностях и на производстве, предусмотренными Списком N 2 от 22 августа 1956 г. и Списком N 2 от 26 января 1991 г. с вредными и тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что периоды работы Каландаровой Т.Н. с 14 мая 1987 г. по 6 июня 1992 г. в ОАО "Таджикхимпром" и с 13 июля 1992 г. по 18 августа 1994 г. в ОАО "Яванская ТЭЦ" включить в льготный стаж не предоставляется возможным, поскольку специалистом УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонным) был сделан запрос справок на периоды работы на территории Республики Таджикистан, до настающего времени ответы, подтверждающие спорные периоды работы в пенсионный орган не поступили, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Кроме того, период работы Каландаровой Т.Н. с 13 июля 1992 г. по 18 августа 1994 г. в ОАО "Яванская ТЭЦ" судом апелляционной инстанции включен в страховой стаж.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от судебных инстанций толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судами нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 13 января 2022 г, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 апреля 2022 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.