Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В, судей: Андугановой О.С, Раужина Е.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-336/2021 (54RS0008-01-2020-002662-06) по иску Григорьева Д.В. к ФКУ ИК -3 ГУФСИН России по Новосибирской области о признании незаконным решения Жилищно-бытовой комиссии и обязании выплатить денежную компенсацию за найм жилого помещения за период с 1 октября 2021 г.
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N3" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области на решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 10 сентября 2021 г. с учетом определения Первомайского районного суда г. Новосибирска от 25 октября 2021 г. об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 22 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения участвующей в судебном заседании представителя Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N3" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области Комковой Светланы Андреевны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Григорьев Д.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N3" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области (далее по тексту - ФКУ ИК -3 ГУФСИН России по Новосибирской области) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-3 ГУСИН России по Новосибирской области и возложении обязанности осуществить выплату денежную компенсацию за наем жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что истец проходит службу в должности начальника караула отдела охраны ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области (г. Новосибирск). По месту прохождения службы истец жилого помещения не имеет, в связи с чем обратился с рапортом о предоставлении его семье специализированного жилого помещения, в удовлетворении рапорта было отказано. Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области Григорьев Д.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда (протокол от 23 марта 2017 г. N).
7 сентября 2020 г. истец обратился к руководителю ФКУ ИК-3 с рапортом о предоставлении денежной компенсации за наем жилья. Однако 24 сентября 2020 г. жилищно-бытовой комиссией ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области в предоставлении компенсации было отказано и предложено предоставить полный пакет документов (выписка из протокола от 24 сентября 2020 г. N).
13 октября 2020 г. истец повторно обратился с заявлением на имя руководителя ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области о предоставлении денежной компенсации за наем жилья.
Письмом от 16 ноября 2020 г. N за подписью врио начальника ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области ФИО7 было отказано в предоставлении компенсации по тем же основаниям - представлен неполный пакет документов. Истец полагает отказ в предоставлении компенсации незаконным.
С учетом уточнения исковых требований истец просил признать незаконным отказ жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения как сотруднику органов уголовно-исполнительной системы, замещающему должность начальствующего состава, не имеющему жилого помещения по месту службы, в размере фактических расходов, но не превышающем размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв.м, общей площади жилого помещения в размере 13 651 рубль 64 копейки (317 рублей 48 копеек х 43); а также обязать ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области принять решение о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения в соответствии с абзацем первым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. N894 "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах".
Решением Первомайского районного суда г. Новосибирска от 10 сентября 2021 г, с учетом определения от 25 октября 2021 г. об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 февраля 2022 г. исковые требования Григорьева Д.В. удовлетворены частично. На ФКУ ИК-3 возложена обязанность произвести выплату денежной компенсации Григорьеву Д.В. за наем жилого помещения за период с 1 октября 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в сумме 3 600 рублей - ежемесячно. В остальной части иска - отказано. Взыскана с ФКУ ИК -3 ГУФСИН России по Новосибирской области в пользу Григорьева Д.В. государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 июня 2022 г. решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 10 сентября 2021 г. с учетом определения Первомайского районного суда г. Новосибирска от 25 октября 2021 г. об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 22 февраля 2022 г. были оставлены без изменения, кассационная жалоба Григорьева Д.В. - без удовлетворения.
ФКУ ИК -3 ГУФСИН России по Новосибирской области на решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 10 сентября 2021 г. с учетом определения Первомайского районного суда г. Новосибирска определения от 25 октября 2021 г. об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 22 февраля 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, принятии по делу нового судебного акта об отказе Григорьеву Д.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Григорьев Д.В, представители ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения участвующего в судебном заседании представителя ФКУ ИК -3 ГУФСИН России по Новосибирской области Комковой С.А, действующей на основании доверенности от 18 мая 2022 г, действующей на основании доверенности от 18 мая 2022 г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области от 23 марта 2017 г. N Григорьев Д.В. принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда на основании статьи 8 Федерального закона N 283-ФЗ от 16 марта 2013 г.
7 сентября 2020 г. Григорьев Д.В. обратился с рапортом на имя начальника ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области в котором просил предоставить ему денежную компенсацию за наем жилого помещения. Также предоставил договор аренды жилого помещения от 1 июля 2020 г, копии паспорта Григорьева Д.В. и супруги ФИО8, уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений о правах на недвижимое имущество в отношении себя и своей супруги.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области от 24 сентября 2020 г. N Григорьеву Д.В. предложено представить договор найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект, указанный в договоре найма, справку о составе семьи, свидетельство о рождении сотрудника и членов его семьи; выписку из домой книги и из лицевого счета по месту регистрации сотрудника и членов его семьи, справку о наличии недвижимого имущества по состоянию до 31 декабря 1998 г. При предоставлении документов в полном объеме повторно рассмотреть вопрос о выплате сотруднику денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
13 октября 2020 г. Григорьев Д.В. вновь обратился с заявлением о выплате ему компенсации за наем жилого помещения представив договор найма от 1 октября 2020 г, справки ОГУП "Техцентр НСО", справки Новосибирского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Письмом врио начальника ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области от 16 ноября 2020 г. Григорьеву Д.В. указано, что жилищно-бытовая комиссии не имеет возможности рассмотреть вопрос о выплате ему компенсации, предлагает представить полный пакет документов.
Решением жилищно-бытовой комиссии от 31 марта 2021 г. Григорьеву Д.В. назначена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения с 1 октября 2020 г. по 31 сентября 2021 г. до окончания срока действия договора найма в размере 3 600 рублей в месяц, в связи с чем, начальником исправительной колонии N издан соответствующий приказ N-лс от 12 апреля 2021 г.
Приказом начальника ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области от 20 августа 2021 г. N л/с в приказ N-лс от 12 апреля 2021 г. внесены изменения период выплаты денежной компенсации за наём жилого помещения установлен с 1 января 2021 г. по 30 сентября 2021 г.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 сентября 2016 года N894, исходя из того, что денежная компенсация размеры которой превышают 3 600 рублей в месяц выплачивается по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, руководитель ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области соответствующими полномочиями не наделен, согласие на выплату денежной компенсации в размере, превышающем 3 600 рублей в установленном порядке получено не было, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца в части признания незаконным решения об отказе в выплате денежной компенсации из норматива жилого помещения и предельной стоимости найма в сумме 13 651 рубль 64 копейки и обязании принять решение о выплате денежной компенсации в вышеуказанном размере, удовлетворению не подлежат
При этом, учитывая, что истцом 13 октября 2020 г. были предоставлены все необходимые документы для назначения компенсации из расчета 3 600 рублей, выплата компенсации в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 09 сентября 2016 года N894 производится с текущего месяца, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области произвести выплату денежной компенсации истцу за наем жилого помещения за период с 1 октября 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 3 600 рублей ежемесячно.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, или указанному сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставляется с учетом положения части 4 настоящей статьи жилое помещение специализированного жилищного фонда (пункт 1).
Не имеющим жилого помещения по месту службы признается сотрудник:
1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы (пункт 2).
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N217 "Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов", которым утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, установлено, что для рассмотрения вопроса о предоставлении специализированного жилого помещения сотрудник представляет в жилищную (жилищно-бытовую) комиссию органа (учреждения), в котором он проходит службу, следующие документы: а) рапорт на имя руководителя органа (учреждения), в котором он проходит службу; б) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи; в) выписку из домовой книги по месту жительства; г) копию финансового лицевого счета с места жительства; д) справку о сдаче специализированного жилого помещения по прежнему месту службы (в случае если такое жилое помещение ему предоставлялось); е) документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений по месту службы; ж) копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае если такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Российской Федерации определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. N 894 "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах".
Согласно пункту 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. N984 денежная компенсация выплачивается сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, если ему не было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, формируемого соответственно Федеральной службой исполнения наказаний.
Согласно пункту 4 указанных Правил для получения денежной компенсации сотрудник подает на имя руководителя органа (учреждения), в котором он проходит службу, рапорт с приложением следующих документов: а) копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи; в) документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу.
Как следует из пункта 7 Правил на основании решения жилищной (жилищно-бытовой) комиссии или уполномоченного органа (его территориального подразделения), указанных в пункте 6 настоящих Правил, издается приказ руководителя органа (учреждения) о выплате денежной компенсации, в котором указывается размер денежной компенсации.
Денежная компенсация выплачивается по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц (пункт 8 Правил).
В соответствии с пунктом 9 Правил выплата денежной компенсации производится со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения по день утраты сотрудником права на ее получение. Основанием для прекращения выплаты денежной компенсации является приказ руководителя органа (учреждения).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. N 894 денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, замещающим должности младшего, среднего, старшего, высшего начальствующего состава, не имеющим жилого помещения по месту службы, в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда у федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, не обеспеченным жилым помещением специализированного жилищного фонда и не являющимся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения (далее - члены семьи погибшего (умершего) сотрудника), до истечения 3 месяцев со дня получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения выплачивается в размере фактических расходов, но не превышающем размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения".
В случае если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, будут ниже размеров, установленных пунктом 3 настоящего постановления, денежная компенсация указанной в настоящем пункте категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не превышающем размеров, установленных пунктом 3 настоящего постановления.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров для одиноко проживающего сотрудника либо члена семьи погибшего (умершего сотрудника, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.
Денежная компенсация, размеры которой превышают размеры, установленные пунктом 3 настоящего постановления (при условии, что указанные расходы произведены с разрешения руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу сотрудники, или уполномоченных ими должностных лиц), выплачивается этими федеральными органами исполнительной власти за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели. В случае если решение о выплате денежной компенсации в размерах, рассчитанных в соответствии с настоящим пунктом, руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу сотрудники, или уполномоченными ими должностными лицами не принято, денежная компенсация выплачивается в размерах, установленных пунктом 3 настоящего постановления.
Пунктом 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается в размере, не превышающем 3 600 рублей в месяц в городах и районных центрах за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что выплата носит заявительный характер, по состоянию на 13 октября 2020 г. истцом для получения денежной компенсации были предоставлены документы в соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. N984, выплата в силу указанных Правил производится с текущего месяца, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности произвести истцу выплату денежной компенсации за найм жилого помещения за период с 1 октября 2021 г. по 31 декабря 2021 г.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом не были применены положения статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации не опровергают выводов судебных инстанций, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Удовлетворяя исковые требования в обжалуемой части, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об исполнении Григорьевым Д.В. в октябре 2020 г. своих обязанностей по предоставлению с рапортом о выплате денежной компенсации следующих документов: копии договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации; копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи; документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу, в соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. N984 и, как следствие, возникновения у него права на получения соответствующей компенсации.
Указанные доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов.
Ссылки кассатора на сложившуюся судебную практику по аналогичным делам, выводов судов не опровергают, поскольку указанное не свидетельствует о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом конкретных обстоятельств спора, так как обстоятельства по каждому конкретному спору устанавливаются непосредственно при рассмотрении дела, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцом до конца 2020 г. не была представлена копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации по существу сводятся к ошибочному толкованию норм права, а также несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и фактических обстоятельств, что не может служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, поскольку согласно положениям статьями 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Несогласие кассатора с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, а также положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.
С учетом разъяснений, данных в абзаце третьем пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", принимая во внимание, что ранее судом кассационной инстанции решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 10 сентября 2021 г. с учетом определения Первомайского районного суда г. Новосибирска от 25 октября 2021 г. об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 22 февраля 2022 г. по кассационной жалобе Григорьева Д.В. оставлено без изменения, суд кассационной инстанции указывает на оставление кассационной жалобы ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N3" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.