Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2014/2021 (УИД: 42RS0032-01-2021-003459-54) по иску Сидоровой Ольги Юрьевны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Прокопьевская психиатрическая больница" о признании незаконным приказа, по кассационной жалобе Сидоровой Ольги Юрьевны на решение Рудничного районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 27 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения Сидоровой Ольги Юрьевны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сидорова Ольга Юрьевна (далее - Сидорова О.Ю, истец) обратилась с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Прокопьевская психиатрическая больница" (далее - ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница", ответчик) о признании незаконным приказа.
В обоснование заявленных требований Сидорова О.Ю. указала, что состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница".
26 июня 2021 г. (так указано в иске) в отношении Сидоровой О.Ю. издан приказ N об отстранении ее от работы с 27 июля 2021 г, поскольку ею не была пройдена вакцинация. При этом требования об отстранении Сидоровой О.Ю. от работы со стороны должностных лиц Роспотребнадзора в ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" не поступало, отстранение произведено ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" по собственной инициативе, в отсутствие законных оснований.
Обращаясь с иском в суд, Сидорова О.Ю. ссылалась на то, что отстранение ее от работы и возложение на нее обязанности пройти вакцинацию являются незаконными, поскольку ответчик не разъяснил в полном объеме права и обязанности, не было разъяснено право на отказ от предоставления сведений, содержащих в себе врачебную тайну, предоставить сведения о том, к какому медицинском учреждению она прикреплена, чтобы Роспотребнадзор в силу имеющихся у него полномочий самостоятельно запросил сведения в отношении нее из указанного медицинского учреждения о наличия профилактической прививки, с соблюдением правовых гарантий, выбора медицинской организации по ее усмотрению, право на отказ от медицинского вмешательства, на отказ от профилактических прививок, иные права и обязанности в соответствии с вакцинацией. Ответчик потребовал от нее предоставить письменное подтверждение прохождения вакцинации. Однако, требование о предоставлении ею медицинских документов в подтверждение вакцинации, отсутствие которых явилось причиной для отстранения от работы, нормами Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит такого основания для отстранения от работы, как отсутствие профилактических прививок. Возможности устанавливать случаи отстранения от работы на основании постановлений санитарных врачей субъектов Российской Федерации Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает, к тому же и постановления главных санитарных врачей субъектов Российской Федерации ничего про отстранение от работы не говорят.
Прививка против коронавирусной инфекции внесена в Календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г..N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемических показаниям", необходимость вакцинации от COVID-19 определяет главный санитарный врач региона, при этом отказ от вакцинации, если санитарным врачом принято решение о ее проведении, чреват отстранением от работы лишь тех работников, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и в этом качестве поименована в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г..N 825. Обязанность проходить вакцинацию напрямую относится только к лицам, чья работа входит в указанный Перечень и не относится напрямую к ней. Вопросы, связанные с проведением вакцинации против COVID-19, регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем, к вопросам вакцинации работодатели отношения никакого не имеют. Незаконное отстранение от работы повлекло за собой вынужденный прогул, который должен быть компенсирован ответчиком. В связи с тем, что ответчик в отсутствие у него законных оснований ограничил ее в конституционном праве на труд, создал условия нервозности и не спокойствия на работе, отстранил от работы, она испытывает глубокие моральные и нравственные переживания.
Сидорова О.Ю, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд признать незаконным приказ от 26 июля 2021 г. N, обязать ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" допустить ее к выполнению работ на территории ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" с даты принятия решения судом в соответствии с обусловленной трудовым договором функцией, взыскать с ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" компенсацию морального вреда в размере 70 000 рублей, компенсацию за время вынужденного прогула в размере 345 946, 68 рублей.
Определениями Рудничного районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 18 октября 2021 г, от 12 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе, Государственная инспекция труда в Кемеровской области.
Решением Рудничного районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 27 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 апреля 2022 г, в удовлетворении исковых требований Сидоровой О.Ю. отказано.
В кассационной жалобе Сидоровой О.Ю. ставится вопрос об отмене решения Рудничного районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 27 декабря 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 апреля 2022 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представители ответчика ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница", третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе, Государственной инспекции труда в Кемеровской области, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобуне подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Сидорова О.Ю. с 24 июня 2014 г. работает в ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" в должности ведущего бухгалтера-расчетчика административно-хозяйственной части.
ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" является медицинской организацией, оказывающей специализированную медицинскую помощь гражданам, проживающим на территориях Прокопьевского городского округа, Прокопьевского муниципального округа и Киселевского городского округа, является объектом массового пребывания людей.
В связи с ухудшением ситуации по распространению новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) главным врачом ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" 4 декабря 2020 г. издан приказ N "О мерах по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- 19)", согласно которому главной медицинской сестре А. поручено обеспечить строгое соблюдение медицинскими работниками комплекса организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемиологических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции постоянно в период режима "повышенная готовность"; врачу эпидемиологу Д. - провести разъяснительные работы о необходимости проведения профилактических прививок с заполнением информированного добровольного согласия или отказа.
8 декабря 2020 г. Сидоровой О.Ю. оформлен информированный отказ от проведения прививки от COVID- 19.
На основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 1307н "О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125", в соответствии с требованием законодательства о проведении профилактических мероприятий, направленных на снижение и предотвращение заболеваемости работников во избежание остановки производственного процесса, главным врачом ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" 20 января 2021 г. издан приказ N "О соблюдении санитарно-эпидемиологического режима и недопущении распространения коронавирусной инфекции", согласно которому в период с 20 января 2021 г. по 31 января 2021 г. все медицинские работники ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" должны произвести вакцинацию от коронавирусной инфекции SARS-CoV-2, за исключением лиц, имеющих подтвержденные медицинские противопоказания для вакцинации.
С указанным приказом Сидорова О.Ю. ознакомлена 21 января 2021 г.
Приказом главного врача ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" от 7 июня 2021 г. N "Об организации обязательного проведения профилактических прививок" эпидемиолог Д. назначена ответственной за проведение вакцинации в ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница", поручено провести разъяснительную работу о необходимости проведения профилактических прививок.
Лист ознакомления Сидоровой О.Ю. с данным приказом не подписан.
На основании постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу от 17 июня 2021 г. N 10 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" главным врачом ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" 21 июня 2021 г. издан приказ N "О мероприятиях направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям работникам ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница".
Согласно указанному приказу эпидемиологу Д. поручено определить перечень работников подлежащих вакцинации, провести разъяснительную работу о необходимости проведения профилактических прививок в структурных подразделениях, в срок до 18 июля 2021 г. организовать и обеспечить проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 18 августа 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19); юрисконсульту М. - донести до сведения трудового коллектива информацию о возможности отстранения работника в случае отказа от прохождения вакцинации.
Лист ознакомления Сидоровой О.Ю. с данным приказом не подписан.
29 июня 2021 г. Сидоровой О.Ю. в адрес главного врача ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" направлен ответ на распоряжение о вакцинации, из которого следует, что требование пройти вакцинацию является незаконным.
Уведомлением о необходимости вакцинации от коронавирусной инфекции от 26 июля 2021 г. N Сидорова О.Ю. извещена о сроках прохождения вакцинации (первым и вторым компонентом), возможности отстранения от работы на основании ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
На указанном уведомлении Сидоровой О.Ю. сделан отметка, что согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" она имеет права на отказ от профилактических прививок, не согласна на проведение вакцинации.
Из акта N, составленного 26 июля 2021 г, следует, что Сидорова О.Ю. отказалась расписаться в получении уведомления о необходимости вакцинации от коронавирусной инфекции.
26 июля 2021 г. Сидоровой О.Ю. на имя главного врача ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" направлено заявление об отказе от проведения профилактической прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Приказом главного врача ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" от 26 июля 2021 г. N в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 с 27 июля 2021 г. и до момента прохождения вакцинации или изменения (отмены) постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу от 17 июня 2021 г. N 10 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" Сидорова О.Ю. отстранена от работы. Главному бухгалтеру предписано не начислять заработную плату за весь период отстранения; начальнику хозяйственной части внести изменения в табель учета рабочего времени.
Разрешая спор по существу, установив, что Сидорова О.Ю, как работник ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница", добровольно отказалась от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика предусмотренных законом оснований для отстранения Сидоровой О.Ю. от работы, в связи с чем, отказал в удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа главного врача ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" от 26 июля 2021 г. N.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Сидоровой О.Ю. о возложении обязанности на ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" допустить ее к выполнению работ на территории ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница", суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время в Кемеровской области - Кузбассе режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) не отменен, Сидоровой О.Ю. не представлено медицинское заключение о противопоказаниях к профилактической прививке или сведения о получении прививки.
Не установив факт нарушения ответчиком трудовых прав Сидоровой О.Ю, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы за время отстранения от работы, компенсации морального вреда.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), согласно п. 2 ст. 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений наряду с Российской Федерацией обладают и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст. 6 этого же закона).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абз. 2 ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2 и 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании подпунктов "в", "г" п. 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (п. 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (п. 3).
Согласно ст. 35 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, главным государственным санитарным врачам предоставляются полномочия давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абз. 4 п. 2 ст. 50); выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абз. 5 подп. 6 п. 1 ст. 51).
Согласно п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовавшие до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в п. 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4, действующие с 1 сентября 2021 г.
Согласно, п. 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (п. 16).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абз. 5 п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно ст. 10 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 3).
В действовавший по 30 декабря 2021 г. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемических показаниям", внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, а также указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям в медицинских организациях.
С 31 декабря 2021 г. действует Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2021 г. N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок", который содержит аналогичные положения.
Распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020 г. N 21-рг "О введении режима "повышенная готовность" на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 16 марта 2020 г. на территории Кемеровской области - Кузбасса введен режим повышенной готовности.
Пунктом 1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 17 июня 2021 г. N 10 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" Губернатору Кемеровской области - Кузбасса предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, относящимся к приоритету 1-го уровня вакцинации в соответствии с Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н, взрослым, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора, в том числе в медицинских организациях.
Распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 18 июня 2021 г. N 88-рг "О мероприятиях, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и внесении изменения в распоряжение губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 15 июня 2021 г. N 85-рг "О дополнительных мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" организациям, осуществляющим деятельность на территории Кемеровской области - Кузбасса, предписано организовать и обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, относящимся к приоритету 1-го уровня вакцинации в соответствии с Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н, и работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора, в том числе в медицинских организациях.
Пунктом 1.3 указанного распоряжения установлены сроки проведения вакцинации: до 18 июля 2021 г. - первым компонентом или однокомпонентной вакциной; до 18 августа 2021 г. - вторым компонентом вакцины.
Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаем, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).
Принимая обжалуемые судебные постановления, судебные инстанции, установив, что Сидорова О.Ю. без уважительной причины добровольно отказалась от проведения обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), пришли к правомерным выводам о наличии у ответчика оснований для отстранения Сидоровой О.Ю. от работы и об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа главного врача ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" от 26 июля 2021 г. N, поскольку Сидорова О.Ю. является работником медицинской организацией, оказывающей специализированную медицинскую помощь гражданам, являющейся объектом массового пребывания людей, ответчик в связи с отсутствием у Сидоровой О.Ю. профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в силу положений абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ и абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" исполнил свою обязанность по отстранению Сидоровой О.Ю. от работы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе сводятся к тому, что отстранение Сидоровой О.Ю. от работы является незаконным, не опровергают правильность выводов судебных инстанций о наличии оснований для отстранения Сидоровой О.Ю. от работы, поскольку в данном случае отстранение от выполнения трудовых обязанностей работника, не прошедшего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении Сидоровой О.Ю. своих должностных обязанностей.
Доводы кассационной жалобы о том, что Сидорова О.Ю. могла бы быть отстранена от работы без сохранения заработной платы не ранее даты, когда необходимо организовать проведение второго компонента вакцины, - 18 августа 2021 г, правильность выводов судебных инстанций не опровергает, поскольку Сидоровой О.Ю. 26 июля 2021 г. главному врачу ГБУЗ "Прокопьевская психиатрическая больница" представлено заявление об отказе от проведения профилактической прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Приведенные в кассационной жалобе ссылки на судебную практику во внимание судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а выводы по иным делам, приведенные истцом в обоснование своей позиции, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеют. Судебная практика не является формой права, и высказанная в ней позиция по конкретному делу не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судебных инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела, равно как и отличное от судов толкование положений закона, не подтверждает допущенных судами при рассмотрении дела нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рудничного районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 27 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сидоровой Ольги Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.