Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
N 2-208/2021 (УИД 38RS0012-01-2021-000211-94) по иску Трефиновой Нинель Владимировны к Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Киренскому району и Катангскому району" о признании права на получение жилищной субсидии, обязании восстановить на учете, по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Киренского районного суда Иркутской области от 16 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Трефинова Нинель Владимировна (далее - Трефинова Н.В, истец) обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Киренскому району и Катангскому району" (далее - ОГКУ "УСЗН по Киренскому району и Катангскому району", ответчик) о признании незаконным решения о снятии Трефиновой Н.В. с учета в очереди на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в очереди инвалидов, с учетом даты постановки на учет Трефиновой Н.В. с 1 апреля 2004 г, с составом семьи дочь Трефинова Светлана Юрьевна (далее также Трефинова С.Ю.)
В обоснование заявленных требований истец указывала, что Трефинова Н.В. и Трефинов Ю.М. являлись друг другу мужем и женой, состояли в законном браке. Трефинова С.Ю. является родной дочерью Трефиновой Н.В. и Трефинова Ю.М.
Трефинов Ю.М. с 1 апреля 2004 г. состоял в ОГКУ "УСЗН по Киренскому району и Катангскому району" на учете граждан, имеющих право на предоставление жилищной субсидии, как имеющий категорию "инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства", так как имел инвалидность 2 группы. Вместе с ним на учете с 2004 года состояла жена Трефинова Н.В, так как была указана в заявлении на предоставление жилищной субсидии, как член семьи.
22 сентября 2005 г. Трефинов Ю.М. умер. После смерти мужа Трефинова Ю.М. с 2005 года на учет поставлена супруга Трефинова Н.В. и была признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". С 2016 года в заявлении о постановке в очередь на получение субсидии указана дочь Трефинова С.Ю, как член семьи. В связи с изменениями в Федеральном законе N 212-ФЗ от 17 июля 2011 г. Трефинову Н.В. с 25 января 2021 г. перевели в категорию "пенсионеров" и перевели из очереди предоставления жилищных сертификатов для категории "инвалиды I, II группы" в общую очередь, так как истец имеет инвалидность 3 группы. С данным решением ОГКУ "УСЗН по Киренскому району и Катангскому району" истец не согласна, так как после смерти мужа она является наследником имущества Трефинова Ю.М. Поскольку истец вправе наследовать право на получение жилищной субсидии, то она не может быть лишена права состоять в очереди на получение субсидии по первоначальной дате постановки на учет умершего Трефинова Н.В. именно в той очереди, в которой состоял ее муж, с составом своей семьи.
Трефинова Н.В. просила суд признать за Трефиновой Н.В. право на получение жилищной субсидии по категории "инвалиды I, II группы, инвалиды с детства", с даты первоначальной постановки на учет - 1 апреля 2004 г, с составом своей семьи ? дочерью Трефиновой С.Ю.; обязать ОГКУ "УСЗН по Киренскому району и Катангскому району" восстановить Трефинову Н.В. на учете на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в категории "инвалиды I, II группы, инвалиды с детства", с даты первоначальной постановки на учет ? 1 апреля 2004 г, с составом семьи ? дочерью Трефиновой С.Ю.
Решением Киренского районного суда Иркутской области от 16 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 апреля 2022 г. исковые требования удовлетворены.
За Трефиновой Н.В. признано право на получение жилищной субсидии по категории "инвалиды I, II группы, инвалиды с детства", с даты первоначальной постановки на учет - 1 апреля 2004 г, с составом семьи - дочерью Трефинова С.Ю..
На ОГКУ "УСЗН по Киренскому району и Катангскому району" возложена обязанность восстановить Трефинову Н.В. на учете на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в категории "инвалиды I, II группы, инвалиды с детства", с даты первоначальной постановки на учет - 1 апреля 2004 г, с составом семьи - дочерью Трефинова С.Ю..
В кассационной жалобе представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просит об отмене решения Киренского районного суда Иркутской области от 16 ноября 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 апреля 2022 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в связи со смертью Трефинова Ю.М, последовавшей в 2005 году, на учет поставлена супруга Трефинова Н.В, являющаяся членом семьи Трефинова Ю.М. В соответствии с действующим на тот момент законодательством, дата постановки супруги Трефинова Ю.М. на очередь для получения жилищной субсидии с 1 апреля 2004 г. была сохранена для Трефиновой Н.В, но так как она имела инвалидность только 3 группы, и являлась пенсионером, ее перевели в категорию "пенсионеров".
Кроме того, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, поскольку внесенные в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N212-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" изменения вступили в силу и применяются к отношениям сторон с 1 января 2012 г. и на спорные отношения не распространяется.
Также следует обратить внимание на то, что Трефинов Ю.М. был поставлен на учет на получение жилищной субсидии по категории "инвалиды I, II группы, инвалиды детства" с составом семьи - жена Трефинова Н.В, при этом дочь Трефинова С.Ю. в его состав семьи включена не была.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Трефинова Н.В, представитель ответчика ОГКУ "УСЗН по Киренскому району и Катангскому району", представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Трефинова С.Ю, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами допущено неправильное применение норм материального права, повлекшее принятие незаконных и необоснованных судебных постановлений по делу, что является основанием для их отмены.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 13 февраля 1962 г. между Трефинов Ю.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Трефиновой (Шеиной) Нинель Владимировной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован брак, о чем отделом по Киренскому району управления службы ЗАГС Иркутской области составлена запись акта о заключении брака N от 13 февраля 1962 г.
21 января 1962 г. в "адрес" родилась Трефинова С.Ю, родителями которой в свидетельстве о рождении указаны Трефинов Ю.М. и Трефинова Нинель Владимировна.
ДД.ММ.ГГГГ Трефинов Ю.М. умер, о чем управлением ЗАГС Иркутской области отделом по Киренскому району составлена запись акта о смерти ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из материалов учетного дела N 749, представленного ОГКУ "УСЗН по Киренскому району и Катангскому району", решением N от 10 марта 2005 г. Трефинов Ю.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: "адрес", включен в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, для приобретения (строительства) жилого помещения, и поставлен на учет с 1 апреля 2004 г. в категорию "инвалиды I, II группы, инвалиды с детства". Согласно имеющейся справке от 2 февраля 2004 г. Трефинов Ю.М. имел следующий состав семьи - жена Трефинова Н.В.
Решением ОГКУ "УСЗН по Киренскому району" N от 25 июня 2006г, в связи со смертью Трефинова Ю.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоявшего на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий с датой постановки на учет 1 апреля 2004 г, последовавшей 23 сентября 2005 г, Трефинова Н.В, являющаяся членом семьи умершего, поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, с первоначальной датой постановки ДД.ММ.ГГГГ В связи с отсутствием у Трефиновой Н.В. инвалидности I, II группы, либо инвалидности с детства, ей определена категория граждан "пенсионеры".
Решением ОГКУ "УСЗН по Киренскому району" N от 23 мая 2017 г. в состав семьи Трефиновой Нинель Владимировны, состоящей на учете на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей включена ее дочь Трефинова С.Ю, в связи с совместным проживанием и ведением совместного хозяйства.
В последующем каждый год Трефинова Н.В. подтверждала свое право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с указанным составом семьи, предоставляя в ОГКУ "УСЗН по Киренскому району и Катангскому району" соответствующие заявления и документы. Также Трефинова Нинель Владимировна признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", что подтверждается уведомлениями ОГКУ "УСЗН по Киренскому району и Катангскому району".
Согласно ответу ОГКУ "УСЗН по Киренскому району и Катангскому району" от 25 января 2021 г. уполномоченный орган отказал истцу в восстановлении ее в категории "инвалиды 1, II группы, инвалиды с детства" с датой постановки на учет 1 апреля 2004 г, в связи с тем, что на момент постановки на учет Трефинова Н.В. не имела инвалидности I, II группы, либо инвалидности с детства, а изменения, внесенные в Федеральный закон от 25 октября 2002 г. 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", применяются только для правоотношений, возникших с 1 января 2012 г.
С данным решением ОГКУ "УСЗН по Киренскому району и Катангскому району" Трефинова Н.В. не согласилась, в связи с чем, обратилась с настоящим иском в суд.
Разрешая спор, по существу, и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции указал, что истец является членом семьи умершего Трефинова Ю.М, который стоял на учете на получение социальной выплаты в категории "инвалиды I, II группы, инвалиды с детства". При этом на день смерти Трефинова Ю.М. истец проживала совместно с ним и вела общее хозяйство, что не было оспорено ответчиком в судебном заседании. Следовательно, истец вправе претендовать на получение жилищной субсидии и состоять именно в той категории и очереди на получение жилищной субсидии, в которой стоял ее умерший муж - "инвалиды I, II группы, инвалиды с детства", с даты первоначальной постановки на учет 1 апреля 2004 г, с составом семьи дочерью Трефиновой С.Ю.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что доказательств, подтверждающих незаконность переоформления учетного дела по заявлению Трефиновой Н.В. в 2006 году, ответчиком и третьим лицом, не представлено. До момента смерти Трефинова Ю.М. его право состоять в очереди на получение жилищной субсидии по категории "инвалиды I, II группы, инвалиды с детства" кем-либо не оспаривалось. Факт того, что Трефинова Н.В, являлась членом семьи умершего Трефинова Ю.М, а дочь истца Трефинова С.Ю. является членом семьи Трефиновой Н.В. применительно к условиям получения жилищной субсидии, ответчиком также не оспаривалось.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов первой и апелляционной инстанции неправомерными, основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ), в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N212-ФЗ, установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.
Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.
Статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ, в редакции до внесения в него изменений Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N212-ФЗ, установлена следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ, в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N212-ФЗ, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. п. 17, 19, 20, 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N879, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2007 г. N780, одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, формируются списки по форме согласно приложению N3 по следующим категориям граждан:
а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
б) пенсионеры;
в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
г) работающие граждане.
Органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пунктах 17 и 18 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (п. 19 Положения).
В случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение жилищных субсидий, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях. (п. 20 Положения)
В соответствии с п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение жилищных субсидий в случае:
а) получения жилищной субсидии заявителем или членом его семьи;
б) выезда в другую местность на постоянное место жительства;
в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;
г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет;
д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств жилищных субсидий на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам);
е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им жилищных субсидий, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение жилищной субсидии;
ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета;
з) смерти;
и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета.
Снятие граждан с учета имеющих право на получение жилищных субсидий осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения. (п. 22 Положения).
Таким образом, с учетом действовавшего в период спорных отношений (2004-2006 год) законодательства, регулирующего порядок постановки в очередь на получение жилищной субсидии граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и порядок снятия их с учета, учитывая, что в очередь на получение жилищной субсидии по группе "инвалиды I и II группы, инвалиды с детства" 1 апреля 2004 года был поставлен на учет Трефинов, ДД.ММ.ГГГГ рождения с составом семьи - супруга Трефинова Нинель Юрьевна, после смерти Трефинова Ю.М. (ДД.ММ.ГГГГ), в силу п. п. "з" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N879, у уполномоченного органа имелись все основания для снятия Трефинова Ю.М. вместе с составом его семьи с учета имеющих право на получение жилищных субсидий. При этом Трефинова Н.В. на основании решения Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Киренскому району" N от 25 июня 2006 г. правомерно поставлена на самостоятельный учет имеющих право на получение жилищных субсидий по группе очередности "пенсионеры" на основании ее заявления, что прямо предусмотрено пунктом 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N879.
При этом статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" дополнена абзацем 4 следующего содержания; "В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи" Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N212-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2012 года (статья 22 Федерального закона от 17 июля 2011 г. N212 - ФЗ).
Положения Федерального закона от 17 июля 2011 года N212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не предусматривают положений, распространяющих действие положений данного Федерального закона на ранее возникшие отношения.
Следовательно, изменения, внесенные указанным Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N212-ФЗ в части внесения изменений в статью 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ, предусматривающих сохранение за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на получение указанной субсидии по той же очередности за членами семьи умершего, не распространяются на отношения, возникшие до даты введения в действие указанного Федерального закона от 17 июля 2011 г. N212-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N909 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской федерации", внесены изменения в Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N879, с учетом которых подпункт з) пункта 21 Положения изложен в следующей редакции; " граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Между тем, указанные изменения, внесенные в Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N879, вступили в силу с 1 января 2012 года и не распространяются на спорные отношения сторон, возникшие в 2004-2006 годах.
Суд кассационной инстанции полагает неправомерной ссылку судов первой и апелляционной инстанции на Федеральный закон от 20 июля 2020 года N228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", как основание для распространения действия изменений в статью 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 17 июля 2011 года N212-ФЗ на ранее возникшие отношения.
Федеральным законом от 20 июля 2020 года N228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" были внесены изменения в статью 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", предусматривающим конкретизацию критериев признания граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, с целью соблюдения прав лиц, уже включенных в реестр имеющих право на получение жилищных субсидий лиц, законодатель предусмотрел в статье 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N228-ФЗ положение о том, что действие положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции настоящего федерального закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты постановки их на такой учет.
Между тем, указанная норма статьи 2 Федерального закона 20 июля 2020 года N228-ФЗ никак не изменяет и не может изменить порядок введения в действие и применения во времени положений и изменений, которые были введены Федеральным законом от 17 июля 2011 года N212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает решение Киренского районного суда Иркутской области от 16 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 апреля 2022 года подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть изложенное в настоящем определении, правильно применить материальный закон, регулирующий спорные отношения во времени, в зависимости от выясненных обстоятельств, имеющих значение для дела, разрешить спор, исходя из правового регулирования, действовавшего в спорный период времени.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киренского районного суда Иркутской области от 16 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 апреля 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Киренский районный суд Иркутской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.