Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-166/2022; УИД: 04RS0021-01-2021-007210-34 по иску Хандажапова Даши Батоевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия о включении в стаж периодов работы, назначении пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 4 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия Труневой О.Б, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Хандажапова Даши Батоевича - Шаталовой А.В, поддержавшей доводы возражений на кассационную жалобу, принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хандажапов Д.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия, просил признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия от 2 ноября 2021г. об отказе в установлении (выплате) пенсии по старости, включить в специальный стаж периоды работы с 13 февраля 1991 г. по 27 декабря 1994 г. в качестве старшего прораба в ПМК-803 треста "Связьстрой-8", с 1 декабря 2004 г. по 14 октября 2011 г. - в качестве начальника участка СМУ-610 филиала Трест "Связьстрой-6", обязать ответчика принять решение о назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права.
Требования мотивированы тем, что 21 октября 2021 г. Хандажапов Д.Б. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости, в чем ему было отказано решением от 2 ноября 2021 г. со ссылкой на то, что на дату обращения продолжительность стажа на соответствующих видах работ составил 3 года 5 месяцев 26 дней при требуемой продолжительности не менее 10 лет. Вместе с тем, ответчиком необоснованно не приняты во внимание периоды работы с 13 февраля 1991 г. по 27 декабря 1994 г. в качестве старшего прораба в ПМК-803 треста "Связьстрой-8", с 1 декабря 2004 г. по 14 октября 2011 г. - в качестве начальника участка СМУ-610 филиала Трест "Связьстрой-6".
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 7 февраля 2022 г. исковые требования Хандажапова Даши Батоевича удовлетворены частично. Включен Хандажапову Даши Батоевичу в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы с 13 февраля 1991 г. по 27 декабря 1994 г. в должности старшего прораба в ПМК-803 треста "Связьстрой-8". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 4 мая 2022 г. постановлено:
"решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 7 февраля 2022 г. отменить в части отказа в удовлетворении иска о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Хандажапову Даши Батоевичу, периода работы с 2008 г. по 2011 г. и назначении пенсии и в этой части принять новое решение суда, которым обязать Государственное учреждение -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия включить в стаж работы Хандажапова Даши Батоевича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 2008 г. по 2011 г. и назначить Хандажапову Даши Батоевичу досрочно страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 21 октября 2021 г. В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения".
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия Трунева О.Б. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 4 мая 2022 г, как незаконное и необоснованное, в части включения в стаж работы Хандажапова Даши Батоевича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 2008 г. по 2011 г, и назначении Хандажапову Даши Батоевичу досрочно страховой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 21 октября 2021 г. Просит оставить без изменения решение Советского районного суда г. Улан - Удэ от 7 февраля 2022г.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Хандажапова Д.Б. - Шаталовой А.В. принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия Труневой О.Б, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Хандажапова Даши Батоевича - Шаталовой А.В, поддержавшей доводы возражений на кассационную жалобу, принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21 октября 2021 г. Хандажапов Д.Б. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, которое решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия от 2 ноября 2021 г. оставлено без удовлетворения, поскольку продолжительность стажа на соответствующих видах работ составила 3 года 5 месяцев 26 дней при требуемой продолжительности не менее 10 лет.
При этом при подсчете стажа работы для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости ответчиком не учтены периоды его работы в ПМК-803 треста "Связьстрой" с 13 февраля 1991 г. по 27 декабря 1994 г. в должности старшего прораба, в СМУ-610 филиала "Трест "Связьстрой-6" с 1 декабря 2004 г. по 14 октября 2011 г. в должности начальника участка.
Оценив собранные по делу доказательства, доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований с включением Хандажапову Д.Б. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 13 февраля 1991 г. по 27 декабря 1994 г. в должности старшего прораба, с отказом в удовлетворении иска в части назначения досрочной страховой пенсии по старости виду недостаточности у истца продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для назначения досрочной пенсии.
Суд апелляционной инстанции проверяя законность решения суда первой инстанции отменил его в части отказа в удовлетворении иска о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Хандажапову Д.Б, периода работы с 2008 г. по 2011 г. и назначении пенсии, приняв в этой части новое решение, которым обязал Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия включить в стаж работы Хандажапова Д.Б, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 2008 г. по 2011 г. и назначить Хандажапову Д.Б. досрочно страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 21 октября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами суда апелляционной инстанции не может согласиться, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в тяжелых условиях труда с 13 февраля 1991 г. по 27 декабря 1994 г. в качестве старшего прораба в ПМК-803 треста "Связьстрой - 8", составил 3 года 10 месяцев 15 дней. Пенсионным органом определена продолжительность стажа на соответствующих видах работ 03 года 05 месяцев 26 дней. Всего стаж работы Хандажапова Д.Б, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом решения Советского районного суда г. Улан - Удэ от 7 февраля 2022г. составил 07 лет 04 месяца 11 дней.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 от 26 января 1991 г, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют производители работ (позиция 22900006-24441).
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258 н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отменяя решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 7 февраля 2022 г. в части отказа в удовлетворении иска о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Хандажапову Д.Б, периода работы с 2008 г. по 2011 г. и назначении пенсии и принимая в указанной части новое решение о включении в стаж работы Хандажапова Д.Б, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 2008 г. по 2011 г. и назначении Хандажапову Д.Б. досрочно страховой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 21 октября 2021 г, суд апелляционной инстанции указанные выше положения пенсионного законодательства во внимание не принял.
Из трудовой книжки Хандажапова Д.Б. усматривается, что с 1 декабря 2004 г. по 14 декабря 2011 г. он работал начальником участка СМУ-610 филиала "Трест "Связьстрой -6".
В соответствии с разделом XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 от 26 января 1991 года N10 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N10, наименование должности "начальник участка" не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о включении спорного периода работы истца в должности начальника участка СМУ-610 филиала "Трест "Связьстрой-6" исходя из анализа должностной инструкции начальника участка СМУ-610 филиала "Трест "Связьстрой -6" и должностных обязанностей производителя работ, указанных в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37.
При этом судом апелляционной инстанции не приняты во внимание разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" согласно которым, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается (пункт 16).
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.
Между тем, из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37, следует, что начальник участка и производитель работ это две самостоятельные должности.
Из письменных материалов гражданского дела следует, что в системе обязательного пенсионного страхования Хандажапов Д.Б. зарегистрирован 14 сентября 1998 г.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица период работы истца с 1 декабря 2004 г. по 14 октября 2011 г. в качестве начальника участка СМУ-610 филиала Трест "Связьстрой-6" указан без кода льготных условий.
Из письменных материалов гражданского дела также следует, что истцом была представлена в письменные материалы гражданского дела справка N от 27 октября 2020 г, согласно которой период работы истца с 1 декабря 2004 г. по 14 октября 2011 г. в качестве начальника участка СМУ-610 филиала Трест "Связьстрой-6" поименована работодателем в качестве работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по позиции 2290000Б-24441 подраздела б раздела XXVII списка N 2 от 26 января 1991 года N10.
Между тем, в соответствии с письмом от 19 августа 2021 г. указанная справка работодателем отозвана.
Карты аттестации рабочего места по занимаемой истцом в спорный период должности в материалах гражданского дела отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие, устранить противоречия в доказательствах и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 4 мая 2022 г. отменить в части отмены решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 7 февраля 2022 г. в части отказа в удовлетворении иска о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Хандажапову Даши Батоевичу, периода работы с 2008 г. по 2011 г. и назначении пенсии и принятия в этой части нового решения, которым обязать Государственное учреждение -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия включить в стаж работы Хандажапова Даши Батоевича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 2008 г. по 2011 г. и назначить Хандажапову Даши Батоевичу досрочно страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 21 октября 2021 г, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный суд Республики Бурятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.