Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-599/2022; УИД: 04RS0021-01-2022-000566-97 по иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах Вильмовой Светланы Ивановны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия о возложении обязанности включить в стаж для назначения пенсии периоды работы, назначить пенсию, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан - Удэ от 4 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 30 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения принимавшего участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия Дамбиевой Е.Б, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Заиграевского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах Вильмовой С.И, требуя с учетом принятого судом уточнения возложить на ответчика обязанность включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 1 ноября 1999 г. по 19 октября 2004 г. в должности медицинской сестры флюороартотеки Заиграевской Центральной районной больницы (далее по тексту также Заиграевская ЦРБ); назначить досрочную страховую пенсию по старости с 4 февраля 2022 г.
Требования мотивированы тем, что в специальный стаж для досрочного назначения пенсии Вильмовой С.И. при оценке ее пенсионных прав ответчиком необоснованно не учтен период с 1 ноября 1999 г. по 19 октября 2004 г. в качестве медицинской сестры флюороартотеки Заиграевской ЦРБ, что повлекло нарушение пенсионных прав Вильмовой С.И.
Решением Советского районного суда гор. Улан-Удэ от 4 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 30 мая 2022 г, постановлено:
"Исковые требования прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах Вильмовой Светланы Ивановны удовлетворить.
Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Республике Бурятия включить период работы Вильмовой Светланы Ивановны с 1 ноября 1999 г. по 19 октября 2004 г. в должности медицинской сестры флюорокартотеки Заиграевской ЦРБ в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение)по Республике Бурятия назначить Вильмовой Светлане Ивановне страховую пенсию по старости с 4 февраля 2022 г.".
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия Трунева О.Б. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, в удовлетворенной части исковых требований, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы прокурором прокуратуры Республики Бурятия Хорошевой О.Я. принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения принимавшего участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия Дамбиевой Е.Б, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 8 июля 2021 г. Вильмова С.И. обратилась в пенсионный орган за назначением ей страховой пенсии досрочно в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 21 июля 2021 г. истцу отказано в назначении пенсии с указанием на то, что на дату обращения стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 20 лет 05 месяцев 07 дней, при требуемой продолжительности стажа не менее 25 лет.
При этом ответчик указал, что в специальный стаж не включен период работы истца с 1 ноября 1999г. по 19 октября 2004 г. в должности медицинской сестры флюорокартотеки Заиграевской ЦРБ.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе трудовую книжку истца, должностную инструкцию медицинской сестры флюорокартотеки, утвержденную главным врачом Заиграевского ТМО 30 января 1998 г, сведения из наблюдательного дела ГАУЗ "Заиграевская ЦРБ", содержащие штатные расписания больницы, с учетом Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377, действовавшей в спорный период и исходя из положений Постановлений Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 и от 22 сентября 1999 года N 1066, районный суд пришел к выводу, что представленными доказательствами подтверждается, что спорный период работы истца подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, т.к. истец занимала должность медицинской сестры и указание на то, что она являлась медицинской сестрой флюорокартотеки лишь конкретизировало направление ее деятельности.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции в указанной части требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377, действовавшей в спорный период, должность медицинской сестры относилась к среднему медицинскому персоналу.
Установив из должностной инструкции медицинской сестры флюорокартотеки, утвержденной главным врачом Заиграевского ТМО 30 января 1998 г, что медицинская сестра флюорокартотеки относится к категории средний медицинский персонал, в ее обязанности входит выдача пациентам результатов флюрообследования, выдача направлений пациентам и контрактным лицам с патологией на дообследование, формирование картотеки результатов флюрообследования пациентов, вызов пациентов на обследование, контроль их явки, санитарно - просветительская работа, ведение учетно - отчетной медицинской документации, составление и заполнение отчетности (статистической) по направлению своей работы, повышение профессиональной квалификации, суд обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, что занимаемая истцом должность относится к среднему медицинскому персоналу, перечисленному в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем указанный период работы в названной должности подлежит включению в специальный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии, а неверное указание в трудовой книжке должности истца не является основанием для отказа в назначении пенсии в связи с не подтверждением стажа, поскольку её трудовой стаж работы в должности медицинской сестры подтвержден иными документами.
Согласно пункту 1.1. статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В приложении N 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что в 2020 году срок назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на страховую пенсию в соответствии с пп. 19-21 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 по 31 декабря 2020 г.г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Установив, что с учетом спорного периода работы истца, необходимый стаж по осуществлению деятельности по охране здоровья населения продолжительностью 25 лет выработан истцом 3 августа 2020 г. суд апелляционной инстанции, исходя из установленных обстоятельств дела и приведенных норм права, обоснованно пришел к выводу, что право на пенсию у истца возникло с 4 февраля 2022 г. (3 августа 2020 г. + 18 месяцев).
Из решения ответчика об отказе в назначении пенсии досрочно следует, что с заявлением о назначении пенсии истец обратилась 8 июля 2021 г.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На момент рассмотрения пенсионным органом заявления истца Вильмовой С.И, действовали Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера и т.д, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н.
В силу пунктом 19 указанных Правил заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Пунктом 23 Правил было определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Аналогичные положения содержаться и в ныне действующих Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера и т.д, вступивших в силу с 1 января 2022 г. и утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. N 546н.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
В Обзоре судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 29), указано, что рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по общему правилу, назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста (в данном случае до достижения необходимо размера специального стажа).
В силу Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N2122-1 на Пенсионный Фонд Российской Федерации возложены обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения, Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения, в числе прочего, обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии должен разъяснить гражданину права, связанные с его пенсионным обеспечением, и необходимость подачи заявления в пенсионный орган для назначения пенсии в целях своевременной реализации права на нее.
В данном спорном случае, как правильно указал суд апелляционной инстанции, пенсионный орган такой обязанности по разъяснению истцу ее прав не произвел, в решении об отказе в назначении пенсии, пенсионный орган не разъяснил истцу, что в случае возникновения спора по поводу невключения в специальный стаж спорного периода работы истца и разрешения спора в пользу истца, право на досрочное пенсионное обеспечение возникнет лишь спустя 18 месяцев с даты, когда выработан необходимый для назначения пенсии 25-летний стаж - с 4 февраля 2022 г, в связи с чем истцу будет необходимо обратиться вновь с заявлением о назначении пенсии к указанной дате.
Таким образом, в отсутствие указанных разъяснений, с учетом того, что на дату наступления права на пенсионное обеспечение разрешение спора производилось в суде, принимая во внимание, что истец заблаговременно обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочно пенсии в июле 2021 года, полагая, что необходимый для того стаж у нее имеется, суд апелляционной инстанции обоснованно обязал ответчика назначить пенсию с 4 февраля 2022 г, поскольку иное решение означало бы нарушение конституционного права Вильмовой С.И. на социальное обеспечение по возрасту, закрепленное в статье 39 Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу, не дана надлежащая оценка представленным стороной ответчика доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан - Удэ от 4 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 30 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.