Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-52/2022 (УИД 55RS0007-01-2021-005983-78) по иску Иванова Евгения Евгеньевича к прокуратуре Омской области, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о возложении обязанности, по кассационной жалобе прокуратуры Омской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, действующего по доверенности от Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Прокуратуры Омской области, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванов Евгений Евгеньевич (далее - Иванов Е.Е, истец) обратился в суд с иском к прокуратуре Омской области, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о возложении обязанности.
В обоснование своих требований указывал на то, что Иванов Е.Е. является пенсионером прокуратуры Российской Федерации по выслуге лет. Выслуга лет Иванова Е.Е. составила 20 лет 5 месяцев 18 дней.
Вместе с тем, в соответствии с приказом прокуратуры Омской области от 24 февраля 2021 г. N 151 об увольнении Иванова Е.Е. полная календарная выслуга в органах прокуратуры составила 19 лет 6 месяцев 22 дня.
Иванов Е.Е. полагает исчисление стажа по выслуге лет неверным, так как в нем не учтен весь период его работы в органах Федеральной службы судебных приставов России, который составляет 2 года 4 месяца 23 дня. Иванову Е.Е. засчитан только период работы в службе судебных приставов с 2 февраля 2000 г. по 4 октября 2000 г. (8 месяцев 2 дня).
Иванов Е.Е. просил суд обязать прокуратуру Омской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии сотруднику прокуратуры Российской Федерации, период службы в должности судебного пристава-исполнителя подразделения судебных приставов Ленинского административного округа с 12 мая 1998 г. по 1 февраля 2000 г.; обязать ответчика произвести перерасчет не доначисленной пенсионной надбавки в размере 50 % за период продолжительностью 1 год 8 месяцев 20 дней, с 23 декабря 2018 г. по 12 сентября 2020 г, не доначисленной процентной надбавки за выслугу лет 15 % за период с 23 декабря 2018 г. по 1 марта 2021 г.
Решением Центрального районного суда г. Омска Омской области от 13 января 2022 г. исковые требования Иванова Е.Е. удовлетворены частично. На прокуратуру Омской области возложена обязанность включить Иванову Е.Е. в выслугу лет, дающую право на назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" период службы Иванова Е.Е. в должности судебного пристава-исполнителя Ленинского административного округа г. Омска Службы судебных приставов Управления юстиции Омской области с 12 мая 1998 г. по 1 февраля 2000 г. включительно. На прокуратуру Омской области возложена обязанность произвести перерасчет не доначисленной пенсии и процентной надбавки за выслугу лет с учетом включения в выслугу лет периода службы Иванова Е.Е. в должности судебного пристава-исполнителя Ленинского административного округа г. Омска Службы судебных приставов Управления юстиции Омской области с 12 мая 1998 г. по 1 февраля 2000 г. включительно в порядке статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Исковые требования Иванова Е.Е. о возложении обязанности включить в выслугу лет, дающую право на назначение пенсии, спорного периода работы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и процентной надбавки оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2022 г. решение Центрального районного суда г. Омска Омской области от 13 января 2022 г. изменено. На прокуратуру Омской области возложена обязанность включить Иванову Е.Е. в выслугу лет, дающую право на назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в выслугу лет, дающую право на получение доплаты прокурорскому работнику за выслугу лет, период службы Иванова Е.Е. в должности судебного пристава-исполнителя Ленинского административного округа г. Омска Службы судебных приставов Управления юстиции Омской области с 12 мая 1998 г. по 1 февраля 2000 г. включительно. На прокуратуру Омской области возложена обязанность произвести Иванову Е.Е. перерасчет ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть ему назначена, с учетом включения в выслугу лет, дающую право на назначение пенсии, периода службы в должности судебного пристава-исполнителя Ленинского административного округа г. Омска Службы судебных приставов Управления юстиции Омской области с 12 мая 1998 г. по 1 февраля 2000 г. Перерасчет произвести, начиная с 20 июля 2019 г. На прокуратуру Омской области возложена обязанность произвести Иванову Е.Е. перерасчет доплаты за выслугу лет с учетом включения в выслугу лет периода службы в должности судебного пристава-исполнителя Ленинского административного округа г. Омска Службы судебных приставов Управления юстиции Омской области с 12 мая 1998 г. по 1 февраля 2000 г. Перерасчет произвести, начиная с 21 ноября 2019 г. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе прокуратура Омской области просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона.
В абзаце 1 пункта 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что пенсионное обеспечение прокуроров осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Основания, условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, урегулированы Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
К числу специальных нормативных актов, регулирующих отношения в области пенсионного обеспечения прокурорских работников, относится Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, в соответствии с пунктом 1.1 которого в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в Министерстве юстиции Российской Федерации, его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 июня 2013 г..N 236 в целях определения единого порядка установления и перерасчета ежемесячной надбавки работникам органов и организаций прокуратуры, имеющим право на пенсию за выслугу лет, на основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" утверждено Положение о порядке установления и перерасчета ежемесячной надбавки работникам органов и организаций прокуратуры, имеющим право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с пунктом 1.1 указанного Положения ежемесячная надбавка устанавливается к денежному содержанию прокурорам, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее - работники), имеющим выслугу не менее 20 лет и классный чин прокурорского работника, в размере 50 процентов пенсии за выслугу лет, которая могла быть им назначена.
По правилам пункта 1.3 указанного положения выслуга лет для исчисления ежемесячной надбавки работникам органов и организаций прокуратуры, имеющим право на пенсию за выслугу лет, определяется как и выслуга лет для назначения пенсии в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и Положением об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам й следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г..N 942.
В целях определения единого порядка установления доплаты за выслугу лет прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, приказом Генпрокуратуры России от 21 мая 2012 г. N 213 утверждено Положение о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, подпункт 12 пункта 21 которого предусматривает аналогичные положения о включении в выслугу лет для выплаты доплаты прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры периодов работы в Министерстве юстиции Российской Федерации, его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Иванов Е.Е. с 20 октября 2003 г. по 1 марта 2021 г. проходил службу в разных должностях в органах прокуратуры Омской области.
20 октября 2003 г. Иванов Е.Е. принят на работу в органы прокуратуры Омской области и назначен на должность следователя Называевской межрайонной прокуратуры Омской области.
Согласно приказу Прокуратуры Омской области N 134 от 22 февраля 2006 г. истец с 26 февраля 2006 г. назначен помощником Называевского межрайонного прокурора Омской области.
Приказом прокурора Омской области N 729 от 6 сентября 2007 г. Иванов Е.Е. с 10 сентября 2007 г. назначен заместителем Исилькульского межрайонного прокурора Омской области.
Согласно приказа прокурора Омской области N 45 от 26 января 2012 г. Иванов Е.Е. освобожден от должности заместителя Исилькульского межрайонного прокурора Омской области и с 30 января 2012 г. назначен на должность заместителя прокурора Саргатского района Омской области.
Приказом прокурора Омской области N 151 от 24 февраля 2021 г. заместитель прокурора Саргатского района Омской области Иванов Е.Е. уволен из органов прокуратуры Омской области 1 марта 2021 г. в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по собственному желанию, в связи с уходом на пенсию за выслугу лет.
Согласно тексту приказа N 151 от 24 февраля 2021 г. полная календарная выслуга в органах прокуратуры для целей выплаты единовременного пособия при увольнении составила 19 лет 6 месяцев 22 дня.
По заявлению истца от 2 марта 2021 г. заключением N Ц/55427 от 4 марта 2021 г. Иванову Е.Е. на основании пункта "а" статьи 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" назначена пенсия за выслугу лет в размере 50 % от денежного содержания.
При этом, выслуга лет, дающая право на назначение пенсии прокурорскому работнику, по расчету кадрового подразделения Прокуратуры Омской области на момент увольнения составила 20 лет 5 месяцев 18 дней.
Из трудовой книжки истца и иных материалов дела следует, что периоду службы Иванова Е.Е. в органах прокуратуры Омской области предшествовали периоды учебы в Омском аграрном техникуме и в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Уральская государственная юридическая академия", периоды работы в Областном Центре социальной реабилитации несовершеннолетних, у индивидуальных предпринимателей, а также период службы судебным приставом-исполнителем Ленинского административного округа г. Омска с 12 мая 1998 г. по 4 октября 2000 г.
В соответствии с приказом начальника отдела юстиции Управления юстиции Администрации Омской области N 17 от 24 апреля 1998 г. Иванов Е.Е. назначен судебным приставом-исполнителем Ленинского административного округа г. Омска с 12 мая 1998 г. (параграф 18). На основании приказа N 114 от 28 декабря 1998 г. ему присвоен классный чин - юрист 3 класса, на основании приказа N 248 л/с от 20 сентября 2000 г. - уволен по статье 31 КЗоТ Российской Федерации (по собственному желанию).
Приказом прокурора Омской области N 50 от 23 января 2017 г, Иванову Е.Е. заместителю прокурора Саргатского района Омской области установлена выслуга лет с учетом стажа работы по состоянию на 3 января 2017 г. 15 лет 00 месяцев 00 дней. Размер надбавки за выслугу лет определен 55 %, выплачивать с 3 января 2017 г.
Иванов Е.Е. 20 июля 2020 г. подал на имя прокурора Омской области заявление о включении ему в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии работника прокуратуры Российской Федерации, периода службы в должности судебного пристава-исполнителя подразделения судебных приставов Ленинского административного округа г. Омска с 12 мая 1998 г. по 4 октября 2000 г.
Данное заявление было рассмотрено комиссией по установлению выслуги лет прокуратуры Омской области, а также пенсионной службой прокуратуры Омской области.
Решением комиссии по установлению выслуги лет прокуратуры Омской области от 4 августа 2000 г. N 1 постановлено зачесть в календарном и льготном исчислении в выслугу лет для выплаты доплаты период службы судебным приставом-исполнителем Ленинского административного округа г. Омска со 2 февраля 2000 г. (с момента принятия приказа Минюста России от 2 февраля 2000 г. N 48) по 4 октября 2000 г. (дата увольнения из Службы судебных приставов).
При перерасчете ранее установленной выслуги лет для доплаты прокурорскому работнику по состоянию на 4 августа 2020 г. с учетом включения периода службы судебным приставом-исполнителем Ленинского административного округа г. Омска со 2 февраля 2000 г. по 4 октября 2000 г. выслуга лет составила 18 лет 11 месяцев 26 дней, что соответствует доплате в размере 55%.
Считая незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не включении в выслугу лет для назначения пенсии прокурорскому работнику, соответственно, для установления ежемесячной пенсионной надбавки, в выслугу лет для выплаты доплаты прокурорскому работнику полного периода его службы судебным приставом-исполнителем Ленинского административного округа г. Омска с 12 мая 1998 г. по 4 октября 2000 г. общей продолжительностью 2 года 4 месяца 22 дня, истец Иванов Е.Е. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Иванова Е.Е. в указанной выше части, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о незаконности отказа ответчика во включении истцу в выслугу лет периода его работы с 12 мая 1998 г. по 4 октября 2000 г. в должности судебного пристава-исполнителя Ленинского административного округа г. Омска Управления юстиции Омской области, поскольку в спорный период служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации функционировала в составе Управления юстиции Омской области, являющегося территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Между тем, суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции в части требований о возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50% пенсии, а также перерасчет доплаты за выслугу лет.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что при условии включения в выслугу лет для назначения пенсии (для установления ежемесячной пенсионной надбавки) всего периода службы истца в должности судебного пристава-исполнителя Ленинского административного округа г. Омска с 12 мая 1998 г. по 4 октября 2000 г. 20 лет выслуги для назначения истцу ежемесячной пенсионной надбавки наступили 23 декабря 2018 г.
Статьей 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" предусмотрены сроки перерасчета размеров назначенных пенсий, и в частности, установлено, что в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Учитывая, что заявление о включении в выслугу лет спорного периода, соответственно о перерасчете выплат, было подано истцом 20 июля 2020 г, то перерасчет ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть ему назначена, необходимо произвести начиная с 20 июля 2019 г. (то есть но не более чем за 12 месяцев, предшествовавших дню обращения за перерасчетом).
При условии включения в выслугу лет для исчисления доплаты прокурорскому работнику за стаж выслуги лет полного периода службы судебным приставом-исполнителем Ленинского административного округа г. Омска с 12 мая 1998 г. по 4 октября 2000 г, как того требует действующее законодательство, 20 лет выслуги для выплаты указанной доплаты в размере 70 % от должностного оклада наступили 21 ноября 2019 г. Следовательно, именно с этой даты (21 ноября 2019 г.) Иванов Е.Е. имел право на доплату за выслугу лет в размере 70 % от должностного оклада.
В связи с чем, судом апелляционной инстанции в указанной части решение суда первой инстанции было изменено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1970 г. "Об образовании союзно-республиканского Министерства юстиции СССР" создано Министерство юстиции СССР.
Министерство юстиции РСФСР создано Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 сентября 1970 г. "Об образовании союзнореспубликанского Министерства юстиции РСФСР".
Из утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1972 г. N 378 "Положения о Министерстве юстиции РСФСР" следует, что главными задачами Министерства юстиции РСФСР являются: всемерное укрепление социалистической законности, охрана прав и законных интересов государственных, кооперативных, других общественных организаций и граждан; совершенствование совместно с другими государственными органами деятельности по борьбе с преступностью и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений; обеспечение организационного руководства судами, повышение уровня этой работы, всемерное содействие осуществлению целей правосудия и задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону.
Указанным положением предусмотрено, что Министерство юстиции РСФСР руководит порученной ему отраслью государственного управления РСФСР, как правило, через министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов и управляет непосредственно подчиненными ему учреждениями и организациями.
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) в силу Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. N 1187, является центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции. Министерство юстиции Российской Федерации, его органы, учреждения и организации образуют систему Министерства.
В целях реализации возложенных на Министерство задач оно организует работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров; определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей (абзац 14 пункта 6 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. N 1187).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (наименование нормативного акта и его положения приведены в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, в настоящее время - Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации") судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.
Согласно положениям частей 3, 4, 5 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции Российской Федерации. Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что Министерство юстиции Российской Федерации образует службу судебных приставов, возглавляемую заместителем министра юстиции Российской Федерации - главным судебным приставом Российской Федерации. Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации. В службу судебных приставов входят, в том числе: службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации - главными судебными приставами субъектов Российской Федерации; районные подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.
Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов через главного судебного пристава Российской Федерации.
Согласно Приложению N 9 к Указу Президента Российской Федерации N 981 от 3 сентября 1997. (действовавшему в период спорных правоотношений) работа на должности судебного пристава-исполнителя в органах Министерства юстиции Российской Федерации, в службе судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации отнесена к государственной должности федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа государственной власти.
Подраздел, дополнивший перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", должностью "судебный пристав-исполнитель" введен Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1998 г. N 462, вступившим в силу 12 мая 1997 г. При этом, Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1998 г. N 462 установлено, что такие дополнения вводятся в связи с принятием Федерального закона "О судебных приставах", прежние наименования должностей, такие как "старший судебный исполнитель" и "судебный исполнитель" после вступления в силу настоящего указа не применяются.
Таким образом, с 12 мая 1998 г. должность судебного пристава-исполнителя в органах Министерства юстиции Российской Федерации, в службе судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации отнесена к государственной должности федеральной государственной службы
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность. Основными задачами Минюста России помимо прочих являются обеспечение установленного порядка деятельности судов и обеспечение исполнения актов судебных и других органов. Основными функциями Минюста России помимо прочих является осуществление организационного и методического руководства деятельностью службы судебных приставов и финансирование органов и учреждений юстиции.
С учетом ранее действовавшего и действующего правового регулирования управления юстиции в субъектах Российской Федерации до их преобразования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 являлись фактически территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, поскольку входили в его систему, а Министерство юстиции в отношении своих органов было наделено определенными полномочиями.
Согласно справке начальника отдела государственной службы и кадров УФССП России по Омской области от 18 сентября 2009 г. N 24/11, Иванов Е.Е. был назначен на должность судебного пристава-исполнителя Ленинского административного округа г. Омска приказом руководителя Управления юстиции Администрации Омской области от 24 апреля 1998 г. N 17 л/с, так как Служба судебных приставов по 31 декабря 2004 г. входила в состав Управления. Первоначально, до создания согласно приказу по Управлению от 29 апреля 1998 г. N 38, в аппарате Управления юстиции службы судебных приставов прием, перевод и увольнение осуществлялись кадровой службой Управления, затем эти полномочия были переданы заместителю начальника Управления юстиции - главному судебному приставу Омской области.
В справке начальника отдела государственной службы и кадров УФССП России по Омской области от 27 ноября 2019 г. N 314 также отражено, что Иванов Е.Е. работал в Управлении юстиции Администрации Омской области Службы судебных приставов в должности судебного пристава-исполнителя Ленинского административного округа г. Омска с 12 мая 1998 г. по 4 октября 2000 г. Иванов Е.Е. имеет классный чин юрист 3 класса; в период службы относился к ведомству Министерства юстиции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для включения спорного периода работы Иванова Е.Е. в должности судебного пристава-исполнителя Ленинского административного округа г. Омска с 12 мая 1998 г. по 4 октября 2000 г. в управлении юстиции Омской области как территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в выслугу лет для назначения ему пенсии как сотруднику органов прокуратуры.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Установив, что при условии включения в выслугу лет для назначения пенсии (для установления ежемесячной пенсионной надбавки) всего периода службы истца в должности судебного пристава-исполнителя Ленинского административного округа г. Омска с 12 мая 1998 г. по 4 октября 2000 г. 20 лет выслуги для назначения истцу ежемесячной пенсионной надбавки наступили 23 декабря 2018 г, с заявлением о включении в выслугу лет спорного периода, соответственно о перерасчете выплат, было подано истцом 20 июля 2020 г, то суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что перерасчет ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть ему назначена, необходимо произвести начиная с 20 июля 2019 г.
Кроме того, также являются законными и обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о том, что 20 лет выслуги для исчисления доплаты прокурорскому работнику в размере 70 % от должностного оклада наступили 21 ноября 2019 г, а потому именно с 21 ноября 2019 г. Иванов Е.Е. имел право на доплату за выслугу лет в размере 70 % от должностного оклада.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу прокуратуры Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи С.Б. Латушкина
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.