Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Катанаева А.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И., рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу Бортновской Инессы Викторовны на определение Краснодарского краевого суда от 6 июня 2022 г. о прекращении производства по административному делу N 3а-694/2022 по административному исковому заявлению Бортновской И.В. об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав возражения представителя административных ответчиков главы администрации (губернатора) Краснодарского края, администрации Краснодарского края Евсеенко В.Е. по доводам частной жалобы, заключение прокурора Екимцова М.Н, полагавшего, что определение суда подлежит оставлению без изменения, суд
установил:
Бортновская И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просила признать недействующими подпункты 1, 2, 3, 4 пункта 2(1) постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. N 129 "О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 ноября 2021 г. N 814) в части возможности посещения тех или иных мероприятий, а также определенных общественных мест только при наличии QR-кода сертификата вакцинации (сертификата вакцинации) или медицинского документа, которыми подтверждается получение гражданами второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции, либо QR-кода сертификата о перенесенном заболевании COVID-19 (сертификата о перенесенном заболевании) или медицинского документа, подтверждающих, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, либо медицинского документа, подтверждающего отвод от иммунизации по медицинским показаниям в отношении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В обоснование указала, что указанные положения нормативного правового акта нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку устанавливают, в том числе для нее, запрет на посещение указанных мест и мероприятий, ограничивают право на свободу передвижения, фактически носит дискриминирующий характер, противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Определением Краснодарского краевого суда от 6 июня 2022 г. производство по административному делу прекращено.
В частной жалобе Бортновская И.В. просит об отмене определения суда, считая его незаконным и необоснованным.
Представителем административных ответчиков главы администрации (губернатора) Краснодарского края, администрации Краснодарского края Евсеенко В.Е, а также участвовавшим в деле прокурором представлены возражения относительно доводов частной жалобы.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы частной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя административных ответчиков, заключение прокурора, проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно положениям статей 208, 213, 215, 217.1 КАС РФ, регулирующих производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (далее - акты, обладающие нормативными свойствами), предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт или акт, обладающий нормативными свойствами, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым актом.
Нормативный правовой акт или акт, обладающий нормативными свойствами, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения прав и обязанностей не является и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц не влечет, поэтому такой акт не подлежит проверке судом по правилам главы 21 Кодекса.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указано, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя. Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Таким образом, при рассмотрении дела суд должен выяснить, допущено ли в период действия отмененного нормативного правового акта нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. N 129 на территории Краснодарского края введен режим повышенной готовности и приняты меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
19 ноября 2021 г. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 814 в указанное постановление от 13 марта 2019 г. N 129 внесены изменения, в том числе, пункт 2(1) изложен в следующей редакции:
"2.(1). Установить, что в период действия режима "Повышенная готовность" на территории Краснодарского края:
1) посещение гражданами деловых мероприятий, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, просветительских, рекламных, социально ориентированных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, проведение которых не приостановлено настоящим постановлением, официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, профессиональных спортивных соревнований по командным игровым видам спорта среди профессиональных спортивных лиг, плавательных бассейнов, тренажерных залов, тренировочных залов, фитнес-центров допускается при условии соблюдения ограничений (запретов) и требований, установленных настоящим постановлением, а также при условии наличия у посетителей (за исключением лиц, не достигших 18 лет) QR-кода сертификата вакцинации (сертификата вакцинации) или медицинского документа, которыми подтверждается получение гражданами второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции, либо QR-кода сертификата о перенесенном заболевании COVID-19 (сертификата о перенесенном заболевании) или медицинского документа, подтверждающих, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, либо медицинского документа, подтверждающего отвод от иммунизации по медицинским показаниям в отношении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
2) оказание услуг общественного питания в объектах общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами таких мест, допускается при условии соблюдения ограничений (запретов) и требований, установленных настоящим постановлением, а также при условии наличия у посетителей (за исключением лиц, не достигших 18 лет) QR-кода сертификата вакцинации (сертификата вакцинации) или медицинского документа, которыми подтверждается получение гражданами второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции, либо QR-кода сертификата о перенесенном заболевании COVID-19 (сертификата о перенесенном заболевании) или медицинского документа, подтверждающих, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, либо медицинского документа, подтверждающего отвод от иммунизации по медицинским показаниям в отношении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
3) посещение гражданами организаций (объектов) розничной торговли (за исключением организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости, аптечных организаций), общественного питания, по оказанию бытовых услуг населению, торгово-развлекательных комплексов, торгово-развлекательных центров, многофункциональных торгово-развлекательных комплексов, многофункциональных торгово-развлекательных центров допускается при условии соблюдения ограничений (запретов) и требований, установленных настоящим постановлением, а также при условии наличия у посетителей (за исключением лиц, не достигших 18 лет) QR-кода сертификата вакцинации (сертификата вакцинации) или медицинского документа, которыми подтверждается получение гражданами второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции, либо QR-кода сертификата о перенесенном заболевании COVID-19 (сертификата о перенесенном заболевании) или медицинского документа, подтверждающих, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, либо медицинского документа, подтверждающего отвод от иммунизации по медицинским показаниям в отношении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
4) с 15 декабря 2021 г. государственным органам Краснодарского края и рекомендовать федеральным государственным органам, органам местного самоуправления с учетом постановления главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 12 октября 2021 г. N 14 "О проведении профилактических прививок отдельных групп граждан по эпидемическим показаниям" обеспечить доступ государственных гражданских служащих и муниципальных служащих в административные здания данных органов при наличии у указанных лиц QR-кода сертификата вакцинации (сертификата вакцинации) или медицинского документа, которыми подтверждается получение гражданами второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции, либо QR-кода сертификата о перенесенном заболевании COVID-19 (сертификата о перенесенном заболевании) или медицинского документа, подтверждающих, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, либо медицинского документа, подтверждающего отвод от иммунизации по медицинским показаниям в отношении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).".
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 3 марта 2022 г. N 50 пункт 2(1) постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. N 129 исключен.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2022 г. N 216 "Об отмене режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и признании утратившими силу некоторых правовых актов главы администрации (губернатора) Краснодарского края" постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. N 129 признано утратившим силу.
Прекращая производство по настоящему административному делу, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что оспариваемый нормативный правовой акт признан недействующим и не затрагивал права, свободы и законные интересы административного истца.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, названных в части 11 статьи 213 Кодекса, которые препятствовали бы прекращению производства по данному делу, обоснован, поскольку в материалах дела сведений о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся к административному истцу, не имеется. Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в подпунктах 2 и 4 пункта 2(1), исходя из их содержания, закреплены правовые предписания в отношении лиц, оказывающих услуги общественного питания в объектах общественного питания (подпункт 2), а также в отношении государственных органов Краснодарского края, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, находящихся на территории Краснодарского края. Доказательств того, что административный истец является субъектом данных правоотношений, суду не представлено.
В связи с изложенным нет оснований полагать, что судом допущено нарушение пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" о возможности прекращения производства по делу об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в случае утраты оспариваемым актом силы, его отмены или изменения, на который ссылается административный истец в апелляционной жалобе.
Все юридически значимые доводы Бортновской И.В, вопреки ее утверждению в частной жалобе, являлись предметом надлежащей проверки при вынесении определения, мотивы, по которым они правомерно отвергнуты судом первой инстанции, подробно изложены в мотивировочной части судебного акта.
Определение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Краснодарского краевого суда от 6 июня 2022 г. - оставить без изменения, частную жалобу Бортновской Инессы Викторовны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 августа 2022 г.
Судья А.С. Катанаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.