Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фомина М.В, судей Катанаевой А.С. и Солдатовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Учадзе Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Севастопольского городского суда административное дело N 3а-66/2022 (УИД 92OS0000-01-2022-000109-18) по административным исковым заявлениям Басовой Ирины Ивановны, Блоха Дмитрия Хаимовича о признании незаконным постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от 10 июня 2022 г. N 131/784-2 по апелляционной жалобе административного истца Блоха Дмитрия Хаимовича на решение Севастопольского городского суда от 1 августа 2022 г, которым в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, объяснения административного истца Блоха Д.Х, представителя административных истцов Капцова М.Е, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Севастопольской городской избирательной комиссии Бариевой А.Е, просившей об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 7 июня 2022 г. N 130/772-2 на основании постановления Законодательного Собрания города Севастополя от 28 сентября 2021 г. N 558 "О досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания города Севастополя II созыва Лобач Татьяны Георгиевны" назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу N 1 на 11 сентября 2022 года (опубликовано 10 июня 2022 г.).
Согласно постановлению Севастопольской городской избирательной комиссии от 10 июня 2022 г. N 131/784-2 "О проведении голосования на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу N 1, назначенных на 11 сентября 2022 г, в течение нескольких дней подряд" (далее также постановление от 10 июня 2022 г. N 131/784-2), в целях создания дополнительных возможностей реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, принято решение о проведении голосования на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу N 1, назначенных на 11 сентября 2022 г, в течение нескольких дней подряд - 10 и 11 сентября 2022 года (размещено на официальном сайте Севастопольской городской избирательной комиссии sevastopol.izbirkom.ru).
Басова И.И, Блох Д.Х, являясь зарегистрированными кандидатами в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу N 1, обратились в Севастопольский городской суд с административными исковыми заявлениями, в которых просили признать незаконным постановление Севастопольской городской избирательной комиссии от 10 июня 2022 г. N 131/784-2 "О проведении голосования на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу N 1, назначенных на 11 сентября 2022 г, в течение нескольких дней подряд".
Заявленные требования административные истцы мотивировали положениями Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статья 63.1) и Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 4-ЗС "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя" (статья 64.1), которые, по их мнению, указывают на недопустимость проведения голосования на дополнительных выборах в течение нескольких дней подряд, поскольку указанные нормы закрепляют возможность принятия решения о проведении голосования на выборах, при повторном голосовании, при проведении повторных выборов.
В развитие приведенного довода, исходя из анализа положений Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", раскрывающих понятие "выборы", одним из признаков которого, является цель их проведения - формирование органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица (статья 2), регламентирующих основания назначения повторного голосования, повторных выборов, дополнительных выборов (статья 71), приводят суждение о том, что дополнительные выборы не направлены на формирование, в частности органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в то время как, целью выборов и повторных выборов, является такое формирование.
Административные истцы отмечают, что голосование в течение нескольких дней подряд требует дополнительного финансирования для оплаты труда членам участковых избирательных комиссий; при проведении такого голосования они, как кандидаты, за свой счет вынуждены обеспечить присутствие своих наблюдателей на всех избирательных участках в течение всех дней проведения голосования, что возлагает на них дополнительную финансовую нагрузку и снижает качество наблюдения за выборами.
Решением Севастопольского городского суда от 1 августа 2022 г. в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Блох Д.Х. просит решение суда отменить, приводя в ее обоснование доводы, изложенные в административном исковом заявлении, дополнительно ссылаясь на такое последствие оспариваемого решения избирательной комиссии как смещение сроков совершения избирательных действий.
Относительно доводов апелляционной жалобы Севастопольской городской избирательной комиссией и участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не установила.
В силу положений пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
На территории города Севастополя действует Закон города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 4-ЗС "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя" (далее Закон города Севастополя N 4-ЗС), в силу положений статьи 2 которого, законодательство о выборах депутатов Законодательного Собрания основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", других федеральных законов, Устава города Севастополя и настоящего Закона (пункт1).
Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 2).
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В статье 3 Федерального закона N 67-ФЗ закреплен принцип участия граждан Российской Федерации в выборах и референдуме на основе всеобщего равного избирательного права и права на участие в референдуме.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 28 части 2 статьи 15, частью 4 статьи 78 Закона города Севастополя N 4-ЗС организация подготовки и проведения, в том числе дополнительных выборов в Законодательное Собрание города Севастополя является компетенцией Севастопольской городской избирательной комиссии.
Согласно статье 63.1 Федерального закона N 67-ФЗ по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (пункт 1).
В случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд предусмотренные настоящим Федеральным законом сроки избирательных действий, действий по подготовке и проведению референдума, осуществляемых до дня голосования или после него, отсчитываются от последнего из указанных дней голосования, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное. Если определенные действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) в день голосования или в предшествующий ему день, такие действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) соответственно в любой из указанных дней голосования или в предшествующий им день, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное (пункт 3).
Статьей 64.1 Закона города Севастополя N 4-ЗС также закреплено, что по решению Севастопольской городской избирательной комиссии голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания (включая повторные выборы) может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания и не подлежит пересмотру (пункт 1).
В случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд предусмотренные настоящим Законом сроки избирательных действий, осуществляемых до дня голосования или после него, отсчитываются от последнего из указанных дней голосования, если Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не предусмотрено иное. Если определенные действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) в день голосования или в предшествующий ему день, такие действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) соответственно в любой из указанных дней голосования или в предшествующий им день, если Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не предусмотрено иное (пункт 2).
Исходя из представленной суду апелляционной инстанции копии протокола заседания Севастопольской городской избирательной комиссии от 10 июня 2022 г, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ, статей 3, 8, глав IV, V Регламента Севастопольской городской избирательной комиссии, утверждённого постановлением Севастопольской избирательной комиссии от 20 июля 2015 г. N 76/349-1, судебная коллегия приходит к выводу о соблюдении при принятии оспариваемого постановления от 10 июня 2022 г. N 131/784-2 порядка его принятия и доведения до сведения.
Анализируя доводы административных истцов, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу пункта 9 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Наряду с общим порядком назначения выборов статьей 71 Федерального закона N 67-ФЗ регламентированы процедуры повторного голосования, повторных и дополнительных выборов.
Согласно пункту 8 указанной статьи в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы.
В этом же пункте закреплено, что если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.
Приведенные положения, в их взаимосвязи, не указывают на обоснованность суждения стороны административных истцов об отсутствии оснований для применения к понятию "дополнительные выборы" понятия "выборы", закрепленного в статье 2 Федерального закона N 67-ФЗ, в том числе по признаку цели их проведения. Представляется, что в ином случае при проведении дополнительных выборов законодательно закреплённые общие принципы, процедуры (избирательные действия), характерные для избирательного процесса, подлежащие реализации и при проведении дополнительных выборов, также не должны применяться.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что дополнительные выборы, как и иные их виды, осуществляются в форме голосования, возможность проведения которого в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней, определена статьей 63.1 Федерального закона N 67-ФЗ и статьей 64.1 Закона города Севастополя N 4-ЗС, отметив, в рассматриваемом случае, что дополнительные выборы, целью которых является формирование продолжающего свою деятельность Законодательного Собрания города Севастополя, исключением из указанных правовых норм не являются.
Вопреки позиции стороны административных истцов, оспариваемое решение Севастопольской городской избирательной комиссии не разрешает вопросы, касающиеся особенностей порядка и сроков реализации прав кандидатов и иных участников избирательного процесса, совершения избирательных действий при проведении голосования на дополнительных выборах в течение нескольких дней подряд.
С учетом изложенного, принимая во внимание цели принятия оспариваемого постановления от 10 июня 2022 г. N 131/784-2, указанные в его преамбуле, судебной коллегией также не усматривается признаков необоснованности его принятия.
При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Севастопольского городского суда от 1 августа 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Блоха Дмитрия Хаимовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы, кассационного представления через Севастопольский городской суд в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 августа 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.