Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Стаховой Т.М, Вдовиченко С.В, при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Руновым Д.Ю, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-112/2022 по апелляционной жалобе Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле на решение Челябинского областного суда от 13 мая 2022 года, которым удовлетворен административный иск акционерного общества "Центр абонентских расчетов" о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26 ноября 2021 года N 70/23 "Об установлении тарифов на транспортировку воды для акционерного общества "Центр абонентских расчетов", оказывающего услуги холодного водоснабжения на территории Челябинской области, на 2022 - 2026 годы".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, выслушав представителя административного истца акционерного общества "Центр абонентских расчетов" - Абдувалиева Р.А, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, апелляционного представления, представителей административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - Захаровой Н.В, Полиахметовой Л.С, поддержавших доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, заключение прокурора Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - МТРиЭ, Министерство) 26 ноября 2021 года принято постановление N 70/23, опубликованное на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/, 1 декабря 2021 года, которым установлены тарифы на транспортировку воды и долгосрочные параметры регулирования тарифов для акционерного общества "Центр абонентских расчетов" (далее - АО "ЦАР", Общество), оказывающего услуги холодного водоснабжения на территории Челябинской области, на 2022 - 2026 годы согласно приложению (далее - Постановление N 70/23) (Т.4 л.д.180).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 70/23 тарифы действуют с 1 января 2022 года по 31 декабря 2026 года, согласно календарной разбивке, указанной в приложении.
АО "ЦАР" обратилось в Челябинский областной суд с административным иском, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просило признать недействующим Постановление N 70/23 со дня вступления решения суда в законную силу; обязать принять нормативные правовые акты, заменяющие оспариваемое постановление в части, признанной судом недействующей, в месячный срок со дня вступления решения в законную силу; возложить обязанность на МТРиЭ Челябинской области опубликовать в газете "Южноуральская панорама" решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу (Т.6 л.д.93-99, 107).
В обоснование заявленных суду требований административный истец указал, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком неверно произведен расчет расходов регулируемой организации на текущий ремонт, в связи с чем, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу и нарушает права АО "ЦАР", поскольку административный истец не сможет осуществлять обслуживание принадлежащего ему водовода.
АО "ЦАР" указывает, что экспертами не дана оценка представленным в материалы тарифного дела, на основании запроса тарифного органа, документам, подтверждающим размер расходов на текущий ремонт. Придя к выводу об обоснованности размера понесенных административным истцом расходов на текущий ремонт, административный ответчик, без наличия к тому правовых оснований, пропорционально распределил расходы на текущий ремонт на весь период регулирования.
Решением Челябинского областного суда от 13 мая 2022 года административный иск АО "ЦАР" удовлетворен. Суд признал недействующим со дня принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26 ноября 2021 года N 70/23 "Об установлении тарифов на транспортировку воды для акционерного общества "Центр абонентских расчетов", оказывающего услуги холодного водоснабжения на территории Челябинской области, на 2022 - 2026 годы" (Т.6 л.д.159-164).
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 13 мая 2022 года подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Административный ответчик указывает, что судом не произведена оценка утвержденной Министерством производственной программы, в том время как расчет тарифа напрямую связан с ее показателями; административным истцом не представлены документы, подтверждающие обоснованность расходов на текущий ремонт на 2022-2026 годы; расчеты, с учетом укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, на каждый год долгосрочного периода регулирования АО "ЦАР" в материалы тарифного дела не представлены; планируемые расходы на 2023-2026 годы не обоснованы и документально не подтверждены (Т.6 л.д.172-182).
Прокурором, участвующим в деле, подано апелляционное представление, в котором он просит решение Челябинского областного суда от 13 мая 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что обосновывающие материалы, подтверждающие расходы АО "ЦАР" на текущий ремонт на каждый год периода регулирования не представлялись; Министерством расходы обосновано уменьшены и соответствуют утвержденной производственной программе АО "ЦАР" на 2022-2026 годы (Т.6 л.д.203-206).
АО "ЦАР" представлены возражения на апелляционную жалобу и апелляционное представление.
Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
В систему регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения: входит тариф на транспортировку воды (подпункт "а" пункта 4 Основ ценообразования).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемое постановление принято административным ответчиком в пределах компетенции, подписано уполномоченным должностным лицом, опубликовано в установленном порядке на официальном интернет-портале правовой информации. Выводы суда первой инстанции в указанной части не оспариваются сторонами по делу.
Также судом установлено, что АО "ЦАР" является собственником водопроводных сетей, общей протяженностью 15674 м (Т.1 л.д.49-61, 70).
В связи с окончанием действия тарифов, установленных на 2019-2021 годы, административный истец обратился в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 26 апреля 2021 года с заявлением об установлении тарифов на транспортировку воды на 2022-2026 годы, предоставив обосновывающие материалы (Т.1 л.д.62, 66-68, Т.4 л.д.1-3).
Установление тарифов методом индексации, регулируется разделом IX Основ ценообразования и разделом VII Методических указаний.
При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом (пункт 75 Основ ценообразования).
Органом регулирования в соответствии с частью 10.1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, пунктом 75 Основ ценообразования в качестве метода регулирования тарифов выбран метод индексации. В отношении АО "ЦАР" метод индексации применяется вторично, поэтому долгосрочные тарифы установлены на пять лет (2022-2026 годы) (Т.6 л.д.46).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что механизм пропорционального распределения на весь период долгосрочного регулирования затрат на текущий ремонт регулируемой организации, заявленных на первый (базовый) год регулирования, не предусмотрен и противоречит тарифному законодательству.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Согласно пункту 40 Основ ценообразования в составе ремонтных расходов учитываются расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.
При определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации (пункт 51 Основ ценообразования).
Согласно подпункту "а" пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относится, в том числе базовый уровень операционных расходов.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по следующим основаниям: а) вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов; б) решение федерального органа регулирования тарифов, принятое по итогам рассмотрения разногласий или рассмотрения в досудебном порядке споров; в) решение федерального органа регулирования тарифов об отмене решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - региональный орган регулирования тарифов) об утверждении тарифов, принятое с нарушением законодательства Российской Федерации (предписания); г) решение регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации решения органа местного самоуправления об установлении тарифов; д) исполнение предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации"; е) решение регионального органа регулирования тарифов в отношении организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды; ж) решение регионального органа регулирования тарифов, принятое в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации.
Согласно пункту 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы (за исключением расходов по сомнительным долгам), определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 41, 42 (за исключением расходов по сомнительным долгам), 48 - 52 настоящего документа (пункт 61 Основ ценообразования).
Как установлено пунктом 16 Методических указаний при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов (подпункт "б"); прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) (абзац 2 подпункта "в").
Оспариваемым Постановлением N 70/23 базовый уровень операционных расходов для АО "ЦАР" определен на 2022 год в размере 10069, 05 тыс.руб.
В соответствии с пунктом 45 Методических указаний операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (далее - базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 настоящих Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)).
Операционные расходы на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования рассчитываются по формуле 8: ОРi = ОРi-1 * (1 - ИЭРi) * (1 + ИПЦi) * (1 + ИКАi), где:
ОРi-1 - операционные расходы в (i-1)-м году (базовый уровень), тыс. руб.;
ИЭРi - индекс эффективности операционных расходов в i-м году, процентов;
ИПЦi - индекс потребительских цен, определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной период регулирования;
ИКАi - индекс изменения количества активов в i-м году.
Согласно части 4 статьи 37 Закона о водоснабжении и водоотведении результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления.
Частью 5 статьи 37 Закона о водоснабжении и водоотведении требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 5 августа 2014 года N 437/пр утверждены требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей.
Обществом с ограниченной ответственностью Специализированное предприятие " "данные изъяты"" (далее - ООО СП " "данные изъяты"") в 2020 году по результатам анализа предоставленных материалов; натурного обследования объектов исследования, включающего фотофиксацию; технических замеров с использованием измерительных приборов, оборудования; определения степени износа водовода по увеличению удельного гидравлического сопротивления участка сети путем проведения замеров специализированным оборудованием, изменения пьезометрических напоров с составлением гидравлического расчета, измерения толщины стенок участка водопровода с использованием толщимера; обследования сетей с помощью контрольного ультразвукового сигнала; оценки технического состояния сетей водопровода, подготовлено заключение о результатах технического обследования сетей водоснабжения, в том числе капитального и текущего ремонта. В указанном заключении приведен перечень необходимых мероприятий капитального и текущего ремонта, зафиксировано неудовлетворительное состояние имущества (Т.3 л.д.254-397).
Пунктом 22 Основ ценообразования, пунктом 16 Методических указаний установлен перечень источников информации о ценах на работы (тарифах) на сырье, материалы, выполненные работы, которые используются при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов (в приоритетном порядке), в который входят цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов (подпункт "б" пункта 22 Основ ценообразования и пункта 16 Методических указаний).
АО "ЦАР" при обращении с заявлением в тарифный орган заявил расходы на текущий ремонт в размере 22878 тыс.руб, в том числе: на 2022 год - 4223, 94 тыс.руб, на 2023 год - 4392, 90 тыс.руб, на 2024 год - 4568, 61 тыс.руб, на 2026 год - 4941, 41 тыс.руб.
Как следует из заключения МТРиЭ N 123/2021 от 1 ноября 2021 года при анализе представленных АО "ЦАР" документов выявлено: стоимость фактических расходов за 2020 год по текущему ремонту сетей водоснабжения (договор N 8-ТР-ЦАР-ВС от 19 марта 2020 года) на сумму 3147, 98 тыс.руб. подтверждена соответствующей документацией и является экономически обоснованной. Стоимость плановых расходов на 2021 год по текущему ремонту сетей водоснабжения (договор N 2-ТП-ЦАР-ВС от 29 января 2021 года) на сумму 3318, 510 тыс.руб. подтверждена соответствующей документацией и является экономически обоснованной. Организацией при определении плановых расходов на 2022 год неверно квалифицированы виды ремонтных работ, что ведет к искажению стоимостных показателей необходимых для их выполнения. АО "ЦАР" необходимо представить документы формы ОС-6, а также акт технического обследования водопровода Д700, в соответствии с Требованиями, утвержденными Приказом Минстрой Российской Федерации от 5 августа 2014 года N 437/пр. (Т.4 л.д.52-69).
МТРиЭ в адрес административного истца 8 ноября 2021 года направлен запрос о предоставлении документов и дополнительных сведений с приложением заключения N 123/2021 от 1 ноября 2021 года (Т.5 л.д.293-294).
Во исполнение запроса от 8 ноября 2021 года административным истцом 18 ноября 2021 года МТРиЭ направлены дополнительные документы и материалы объемов ремонтных работ, в том числе: акт технического обследования водопровода, документы формы ОС-6, локальные сметы по текущему ремонту водопровода Д700 (период ремонта 1 год), дефектные ведомости текущего ремонта водопровода Д700 (период ремонта 1 год) (Т.4 л.д.70-73, 115-128, Т.5 л.д.295-296).
Вопрос об установлении тарифов на транспортировку воды для АО "ЦАР", оказывающего услуги холодного водоснабжения на территории Челябинской области, на 2022 - 2026 годы рассмотрен на заседании Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 26 ноября 2021 года (протокол N 70).
Также на заседании Правления 26 ноября 2021 года утверждена производственная программа АО "ЦАР" на 2022-2026 годы (постановление N 70/22 МТРиЭ от 26 ноября 2021 года (Т.4 л.д.181-182, Т.6 л.д.76-81).
Производственной программой АО "ЦАР" на 2022-2026 годы финансовые потребности на реализацию мероприятий АО "ЦАР" по текущему ремонту объектов водоснабжения определены в следующем размере: на 2022 год - 969, 07 тыс.руб, 2023 год - 969, 07 тыс.руб, 2024 год - 969, 07 тыс.руб, 2025 год - 969, 07 тыс.руб, 2026 год - 969, 07 тыс.руб. (Т.4 л.д.181-182).
Как следует из экспертного заключения от 24 ноября 2021 года расходы АО "ЦАР" на текущий ремонт скорректированы на сумму 3527, 9 тыс.руб. и учтены в размере 696, 07 тыс.руб. Расходы включены на выполнение текущего ремонта на сетях водоснабжения, протяженностью 15, 674 км (устранение повреждений, аварий на сетях) согласно производственной программе и заключенному договору подряда с ИП Кентаевым Т.С. от 19 марта 2020 года N 8-ТР-ЦАР-ВС с учетом их реализации в течение долгосрочного периода регулирования равными частями. Данным договором, заключенным на основании проведенных торгов, определена стоимость работ, выполненных в 2020 году, в размере 3147, 98 тыс.руб. С учетом индекса потребительских цен к указанной стоимости работ по договору расходы на текущий ремонт на 2022-2026 годы составили 3480, 98 тыс.руб. (3480, 34 тыс.руб.=3147, 98 тыс.руб.*1, 06*1, 043, где 1, 06 и 1, 043 - индексы потребительских цен в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации). То есть, на каждый год долгосрочного периода регулирования в том числе на 2022 год, складывается в размере 696, 07 тыс.руб. (3480, 34 тыс.руб./5 лет).
Заявленные расходы регулируемой организации на текущий ремонт (устранение повреждений, аварий на сетях) на 2023-2026 годы не приняты к рассмотрению органом регулирования тарифов в связи с отсутствием обоснования экономически (технически, технологически) объемов планируемых ремонтных работ.
Одновременно в тарифе АО "ЦАР" учтены расходы на текущее содержание сетей водопровода на 2022-2026 год в размере 9635, 34 тыс.руб. по статье "Расходы на оплату работ и услуг, выполняемые сторонними организациями" с учетом их выполнения в течение долгосрочного периода регулирования тарифов равными частями, в том числе на 2022 год 1930, 67 тыс.руб.=9653, 34/5 лет (Т.6 л.д.58-59).
Приходя к выводу о подтверждении понесенных АО "ЦАР" расходов на текущий ремонт в 2020 году, судебная коллегия считает, что орган регулирования обоснованно произвел расчет расходов в размере 3480, 34 тыс.руб. в соответствии с пунктом 45 Методических указаний.
В свою очередь, регулятор утвердил АО "ЦАР" расходы по текущему ремонту в размере 3480, 98 тыс.руб. распределил их пропорционально на весь период регулирования.
Подобный механизм пропорционального распределения на весь период долгосрочного регулирования расходов, заявленных на первый (базовый) год регулирования, по мнению суда первой инстанции, нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок расчета и установления рассматриваемых тарифов, не предусмотрен, с чем не может согласиться суд апелляционной инстанции, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа.
Согласно подпункту 2 пункта 44 Методических указаний операционные расходы включают в себя: ремонтные расходы, определенные в соответствии с пунктами 23 - 24 настоящих Методических указаний.
Из пункта 51 Основ ценообразования и пункта 24 Методических указаний следует, что при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
Порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем, требования к содержанию производственных программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении производственных программ и порядок осуществления контроля за их выполнением установлены Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 641 (далее - Правила N 641).
Производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов регулируемой организации, в соответствии с пунктом 3 Правил N 641.
Принимая во внимание, что АО "ЦАР" в материалы тарифного дела не было представлено материалов, подтверждающих необходимость несения затрат на текущий ремонт в каждом году долгосрочного периода, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что регулятор, при расчете тарифа на долгосрочный период расходы на текущий ремонт обоснованно распределил по годам, в целях исключения двойного учета данных затрат. При этом судебная коллегия учитывает, что поскольку 2022 год является первым годом долгосрочного периода регулирования, операционные расходы на 2022 год являются базовыми и в течение долгосрочного периода пересмотру не подлежат, а подлежат корректировке.
Доводы административного истца, согласно которым определенный органом регулирования размер расходов на текущий ремонт на 2022 год подлежал индексации на последующие периоды регулирования основан на неверном толковании норм тарифного законодательства, противоречит утвержденной Постановлением N 70/22 МТРиЭ Производственной программе, пунктам 40, 51 Основ ценообразования, пункту 24 Методических указаний.
Отклоняя указанные доводы, судебная коллегия учитывает тот факт, что тариф рассчитан органом регулирования с учетом показателей производственной программы. Производственная программа, утвержденная Постановлением N 70/22 в судебном порядке не оспорена.
Представленные в материалы дела договор подряда N 2-ТР-ЦАР-ВС от 29 января 2021 года, информация о закупке товаров, работ, услуг N "данные изъяты", заключение о результатах технического обследования сетей водоснабжения, выполненное ООО СП "ВКН", акты выполненных работ, акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, дефектные ведомости, акты обследования сетей, сведения о стоимости материалов для текущего ремонта сетей водоснабжения, предоставленные АО "ЦАР" в материалы тарифного дела, обосновано отклонены МТРиЭ, поскольку не подтверждают необходимость проведения текущего ремонта каждый год долгосрочного периода, а также стоимость работ. Заключение ООО СП " "данные изъяты"", дефектные ведомости, акты обследования сетей также не содержат сведений об объемах ремонта на каждый год долгосрочного периода.
При этом административным ответчиком учтены расходы понесенные АО "ЦАР" на текущий ремонт в 2020 году при расчете базового уровня операционных расходов на 2022 год и в качестве подтверждающих документов приняты: договор подряда от 19 марта 2020 года N "данные изъяты", информация о договоре о закупке товаров, работ, услуг N "данные изъяты", акты выполненных работ, акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, дефектные ведомости, акты обследования сетей, документы подтверждающие стоимость материалов для текущего ремонта сетей водоснабжения, что не оспаривается административным истцом и подтверждается экспертным заключением от 26 ноября 2021 года.
Поскольку в материалы дела АО "ЦАР" были представлены материалы о выполнении единовременных работ, расходы на текущий ремонт обосновано распределены МТРиЭ пропорционально по годам.
Как установлено пунктом 85 Методических указаний при установлении тарифов с применением метода индексации до начала очередного долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка регулируемой организации рассчитывается отдельно на каждый i-й расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования по формуле 30:, где:
- необходимая валовая выручка, установленная на год i долгосрочного периода регулирования, тыс. руб.;
- текущие расходы регулируемой организации, планируемые на год i, тыс. руб.;
- расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов в году i, тыс. руб.;
- нормативная прибыль, установленная на год i, тыс. руб.;
- величина изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, где i1 - последний год долгосрочного периода регулирования, i0 - первый год долгосрочного периода регулирования, рассчитанная в соответствии с формулами (5) и (6) настоящих Методических указаний;
- расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации на год i, тыс. руб.
Поскольку расчет тарифов на 2022-2026 годы произведен тарифным органом в соответствии с формулой 30 пункта 85 Методических указаний, при отсутствии установленных обстоятельств для признания неверным расчета расходов на текущий ремонт, оснований для признания недействующим Постановления N 70/23 не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права, что в силу пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области и апелляционное представление удовлетворить.
Решение Челябинского областного суда от 13 мая 2022 года отменить. Принять по делу новое решение об отказе акционерному обществу "Центр абонентских расчетов" в удовлетворении заявленных требований.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.09.2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.