Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Соловьевой О.В, Наконечной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стасевича Станислава Владимировича к областному государственному бюджетному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" о признании права на получение единовременной материальной выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения
по кассационной жалобе Стасевича Станислава Владимировича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 4 марта 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стасевич С.В. обратился в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" (далее - ОГБУ "МФЦ") о признании права на получение единовременной материальной выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения.
В обоснование иска указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, "адрес". Жилое помещение находилось в зоне затопления и получило повреждения вследствие воздействия паводковых, ливневых и почвенных вод во время режима чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2020 году. Межведомственной комиссией жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту. Между тем в выплате денежных средств на осуществление капитального ремонта решением ОГБУ "МФЦ" от 27.07.2021 ему отказано, поскольку в отношении этого дома в 2019 году аналогичная мера социальной поддержки была реализована.
Просил суд признать решение ОГБУ "МФЦ" от 27.07.2021 недействительным; включить Стасевича С.В. в список граждан для предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, пострадавших в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой ситуацией на территории Еврейской автономной области.
Решением Биробиджанского районного суда Еврейского автономной области от 24 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены.
Решение областного государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" от 27.07.2021 N 35 об отказе в предоставлении Стасевичу С. В. мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на осуществление капитального ремонта жилого помещения признано незаконным.
На областное государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" возложена обязанность включить Стасевича С.В. в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области в 2020 году, и предоставить ему выплату денежных средств на осуществление капитального ремонта жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Еврейской автономной области от 4 марта 2022 года решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 24 ноября 2021 года отменено, принято новое решение, которые исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Стасевич С.В. просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, указывая, что решением Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 29 декабря 2021 года ОГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" отказано в удовлетворении исковых требований к Стасевич С.В. о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки в сумме 234 000 рублей, предоставленной Стасевичу С.В. на проведение капитального ремонта. Вместе с тем, в период паводка в 2020 году жилой дом получил аналогичные повреждения, все что было отремонтировано в мае-июне 2020 года по акту, опять пришло в негодность. Межведомственная комиссия актом от 19.10.2020 рекомендовала провести капитальный ремонт жилого дома, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, истец Стасевич С.В. просит рассмотреть дело в своей отсутствие, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене постановления суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о возложении на ОГБУ "МФЦ" обязанности включить Стасевича С.В. в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области в 2020 году, и предоставить ему выплату денежных средств на осуществление капитального ремонта жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что, 14.09.2020 на территории Еврейской автономной области введен режим чрезвычайной ситуации, несмотря на предоставление истцу меры социальной поддержки, связанной с проведением капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, "адрес", пострадавшего вследствие чрезвычайной ситуации, имевшей место на территории Смидовичского района Еврейской автономной области в 2019 году, последний имеет право на аналогичные меры социальной поддержки и в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в 2020 году.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области не согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что распоряжением администрации муниципального образования "Приамурское городское поселение" Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области от 27.02.2020 N жилой дом по адресу: Еврейская автономная область, "адрес", повреждённый вследствие чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного ливневыми дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, признан подлежащим капитальному ремонту. Для проведения капитального ремонта жилого помещения по указанному адресу, принадлежащего Стасевичу С.В. на праве собственности в 2019 году было выплачено 234 000 рублей.
В соответствии с пунктом 15 Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления выплаты на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, утверждённого распоряжением правительства Еврейской автономной области от 03.02.2021 N 36-рп, основанием для принятия решения об отказе в предоставлении выплаты является отсутствие у гражданина права на её получение.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 N 1327, мероприятия реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения или повреждённого жилого помещения однократно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные доказательства, в том числе акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ N, составленный в отношении жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, "адрес", и акт обследования повреждённого жилого помещения от 14.05.2021 N 36, исходил из того, что признание судом первой инстанции за истцом права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на капитальный ремонт жилого помещения, в связи с чрезвычайной ситуацией, имевшей место на территории Смидовичского района в 2020 году, при отсутствии доказательств освоения в полном объёме денежных средств, выделенных на капитальный ремонт указанного дома истцу, в связи с чрезвычайной ситуацией, имевшей место в 2019 году, противоречит правовой природе социальной поддержки и конституционно значимым целям социальной защиты, которые в данном случае направлены на оказание лицам помощи, связанной с восстановлением жилищных условий, существовавших до чрезвычайной ситуации, и не направлены на неосновательное обогащение пострадавших граждан.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 4 марта 2022 года подлежит отмене.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции сделаны с существенным нарушением норм процессуального права, которое привело к принятию незаконного судебного постановления.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причинённого их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
Распоряжением Губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 N 284-рг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области" с 14.09.2020 на территории Еврейской автономной области введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Распоряжением Правительства Еврейской автономной области от 03.02.2021 N 36-рп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
Пунктом 3 названного Порядка предусмотрено, что право на получение выплаты имеют граждане:
а) являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками повреждённых в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, предусматривающей страхование риска повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли на праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
б) имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на повреждённые в результате чрезвычайной ситуации жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли на праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка выплата предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
Согласно пункту 6 Порядка повреждённое жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, повреждённых в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в 2020 году, формируемый управлением архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области информацию о повреждённых жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области формируют на основании имеющейся у них информации о повреждённых в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной в том числе на основании заявлений граждан и с учётом границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, определённых распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30.08.2019 N 302-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления".
Стасевич С.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, "адрес".
Обращаясь в суд с настоящим иском Стасевич С.В. указывал на то, что принадлежащее ему жилое помещение пострадало в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, нуждается в капитальном ремонте.
В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вступившим в законную силу решением Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 29 декабря 2021 года по делу по иску ОГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" к Стасевичу С.В, Николаевой Н.Г. о вызскании необоснованно полученной меря социальной поддержки, ОГБУ "МФЦ" отказано в удовлетворении исковых требований. При этом судом установлено, что заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Николаевского городского поселения, от 06.11.2019 жилое помещение по адресу: признано подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных характеристик жилого помещения.
Решением ОГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО" от 14.02.2020 Стасевич С.В. включен в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, на выплату на осуществление капитального ремонта. Платежным поручением от 14.04.2020 ответчику Стасевич С.В. перечислены денежные средства на осуществление капитального ремонта в размере 234 000 рублей.
Приняв во внимание, что 14.05.2021 комиссия по обследованию поврежденных жилых помещений в целях осуществления контроля за проведенными гражданами капитальным ремонтом установила, что Стасевич С.В. в жилом доме выполнены работы, подтвержденные чеками на сумму 57 767 рублей, а также дополнительно представлены договор подряда на проведение ремонтных работ жилого дома по адресу: Еврейская автономная область, "адрес" от 17.05.2020 на сумму 200 000 рублей, акт выполненных работ, квитанции к приходному кассовому ордеру от 17.05.2020 и от 03.07.2020 на общую сумму 200 000 рублей, товарный чек от 01.06.2020 на приобретение песка и щебня на сумму 13 000 рублей, Смидовичский районный суд пришел к выводу, что представленными доказательствами подтверждается проведение Стасевич С.В. капитального ремонта поврежденного жилого помещения на общую сумму 270 767 рублей, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований ОГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО" к ответчику Стасевич С.В. не усмотрел.
В нарушение требований ч.2 ст. 61 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области, принимая решение об отказе в иске Стасевич С.В, не учла обязательные при рассмотрении настоящего дела, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решение Смидовичского районного суда по ранее рассмотренному делу, которые не подлежат доказыванию вновь и оспариванию при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же лица.
При наличии вступившего в законную силу решения Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 29.12.2021, которым установлено, что за счет полученной Стасевич С.В. меры социальной поддержки в размере 234 000 рублей, выделенной ему на устранение последствий на осуществление капитального ремонта повреждённого жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации 2019 года, им фактически выполнен капитальный ремонт жилого помещения на сумму 270 767 рублей, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для выплаты истцу меры социальной поддержки на устранение последствий чрезвычайной ситуации имевшей место в 2020 году, нельзя признать верным.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца, в связи с чем, могут быть устранены только посредством отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским.
Поскольку при разрешении настоящего дела Биробиджанским районным судом ЕАО, имеющие значение для дела обстоятельства, установлены правильно, нормы материального права, регулирующие возникшее правоотношение, применены верно, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 4 марта 2022 года отменить, решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 24 ноября 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.