Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре Кадочниковой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-61/2022 по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора об оспаривании в части приказа управления лесами Правительства Хабаровского края от 30 ноября 2018 года N 1022П "Об утверждении лесохозяйственного регламента Литовского лесничества" с апелляционной жалобой Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 28 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора обратился в Хабаровский краевой суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения предмета административно-правового спора, просил признать не действующим со дня принятия лесохозяйственный регламент Литовского лесничества (далее - Регламент), утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 30 ноября 2018 года N 1022П, в части отнесения лесов, расположенных в границах экологического коридора "Симминский" к эксплуатационным лесам согласно таблице 3 пункта 1.1.6 Регламента относительно кварталов 97, 98, 100, 101, 102 Самболинского участкового лесничества и в части установления вида разрешенного использования лесов согласно таблице 7 пункта 1.2 Регламента - заготовка древесины в отношении указанных кварталов.
В обоснование заявленных требований указано, что отнесение лесных кварталов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным лесам противоречит положениям статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 24, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", поскольку фактически допускает виды использования лесов без соблюдения ограничений, установленных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий. Данные нарушения законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации как собственника лесного фонда, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, обеспечение законного и рационального природопользования.
Определением судьи от 04 февраля 2022 года к участию в деле привлечены заинтересованные лица краевое государственное казенное учреждение "Падалинское лесничество" и Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
Определением судьи от 07 февраля 2022 года произведена замена административного ответчика Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (с 22 апреля 2020 года правопреемник управления лесами Правительства Хабаровского края на основании постановления Правительства Хабаровского края от 21 апреля 2020 года N 162-пр) на правопреемника Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края.
Решением Хабаровского краевого суда от 28 марта 2022 года административные исковые требования заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворены. Лесохозяйственный регламент Литовского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 30 ноября 2018 года N 1022П, в оспариваемой части признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, ссылаясь на незаконность, неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит постановленный судебный акт отменить или изменить и принять новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов на территории Хабаровского края, а также внесение сведений в Регламент выполнено в соответствии с приказом Рослесхоза от 18 декабря 2009 года N 517 "Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ". Проект Регламента был размещен на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края и на сайте Министерства, а также был направлен в прокуратуру для проведения экспертизы.
По мнению апеллянта, положения таблицы 7 пункта 1.2 Регламента в части разрешения заготовки древесины соответствуют федеральному и краевому законодательству. Судом при вынесении обжалуемого решения не учтено примечание к таблице 7 Регламента, согласно которому использование лесов ограничено в пределах зеленых зон, ценных лесов, особо охраняемых природных территорий.
Относительно доводов апелляционной жалобы, участвующим в деле, прокурором представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно частям 1, 4, 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункту 1.1 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 года 185-пр (в редакции на дату утверждения Регламента), управление является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на территории Самболинского участкового лесничества находится особо охраняемая природная территория - экологический коридор "Симминский".
Таким образом, управление лесами Правительства Хабаровского края, являющееся исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждая Регламент, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемой природной территории, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что являлось основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Согласно части 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации эксплуатационные леса имеют цели освоения, направленные на устойчивое, максимально эффективное получение высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
Часть 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В одну из категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (части 1 и 6 статьи 111, части 1 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 июля 2019 года - пункт 1 части 2, часть 5 статьи 102, часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (части 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Из материалов административного дела следует, что экологический коридор "Симминский" является особо охраняемой природной территорией краевого значения, расположен в Амурском муниципальном районе в бассейне рек Сельгон и Укур (пункт 1.1 Положения об экологическом коридоре "Симминский", утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 28 декабря 2017 года N 542-пр "Об организации экологического коридора "Симминский" в Амурском муниципальном районе Хабаровского края").
Пунктом 2.1 вышеуказанного Положения установлено, что на территории экологического коридора, в том числе запрещается рубка лесных насаждений, за исключением рубок, проводимых в рамках строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов и их неотъемлемых частей, мероприятий по пожарной и санитарной безопасности в лесах, и рубок лесных насаждений в пределах лесных участков, предоставленных в аренду до утверждения настоящего Положения (подпункт 2.1.14).
Как установлено судом, экологический коридор "Симминский" находится в пределах кварталов 97, 98, 100, 101, 102 (части) Самболинского участкового лесничества. Правовой режим экологического коридора определен как особо охраняемая природная территория, эти земли ограничены в обороте (таблица 5 "Характеристика имеющихся на территории лесничества особо охраняемых природных территорий и объектов" лесохозяйственного регламента Литовского лесничества).
В таблице 3 пункта 1.1.6 лесохозяйственного регламента Литовского лесничества приведены сведения о распределение лесов по целевому назначению и категориям лесов по кварталам и их частям. К эксплуатационным лесам отнесены лесные участки в кварталах 1-41, 43-57, 60-65, 67-74, 76-87, 90-93, 95, 97, 98, 100-102, 104-107, 109-111, 114-116, 119, 120, 122, 123, части кварталов 89, 94 Самболинского участкового лесничества.
В таблице 7 "Виды разрешенного использования лесов" пункта 1.2 лесохозяйственного регламента Литовского лесничества указано, что на территории Самболинского участкового лесничества (кварталы 1-96, 99, 103-124 (покрытые лесом земли), части кварталов 97-98, 100-102) Литовского лесничества разрешена заготовка древесины.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что отнесение лесных участков, в границах которых находится особо охраняемая природная территория - экологический коридор "Симминский", к эксплуатационным лесам и установление для них такого вида разрешенного использования, как заготовка древесины, не соответствует положениям федерального законодательства, регулирующего лесные правоотношения, правомерно указав, что такое использование лесов фактически допускает их рубку (заготовку древесины), как предпринимательскую деятельность, и размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры, что может повлечь использование этих территорий не в соответствии с задачами и особенностями режима особой охраны конкретного экологического коридора, без соблюдения ограничений, определенных лесным законодательством для особо охраняемых природных территорий.
В этой связи, утверждение апеллянта о том, что положения таблицы 7 пункта 1.2 Регламента в части разрешения заготовки древесины соответствуют федеральному законодательству, являются не состоятельными.
Доводам административного ответчика относительно того, что оспариваемый Регламент принят во исполнение приказа Рослесхоза от 18 декабря 2009 года N 517 "Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ", судом дана надлежащая правовая оценка, с приведением убедительной аргументации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Ссылка Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края на наличие примечания к таблице N 7 Регламента, позволяющего с достоверностью установить соответствующие кварталы территорий участковых лесничеств, занятых лесами особо охраняемой природной территории, и производный от этого запрет на осуществление указанных в этом нормативном положении видов разрешенного использования лесов, судебной коллегией также признается необоснованной, поскольку содержание данного примечания не отвечает критерию правовой определенности.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правомерно признал его не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой собранных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского краевого суда от 28 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 августа 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.