Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 16 августа 2022 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Власова А.В. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 15 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 июля 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Печатники, УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты, возложении обязанности зарегистрировать кандидата в депутаты, взыскании компенсации морального вреда (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-555/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения административного истца Власова А.В, представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Печатники Юхина А.А, заключение прокурора Гаврилова Д.А, судебная коллегия
установила:
Решением Совета депутатов муниципального округа Печатники от 14 июня 2022 года N 7/4 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Печатники на 11 сентября 2022 года.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Печатники от 22 июня 2017 года N 2/5 определено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу N 2, составляет 19 подписей.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Печатники от 29 июня 2022 года N 3/3 Власову А.В. отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Печатники по многомандатному избирательному округу N 2.
Власов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к УВД по ЮВАО ГУ МВД России по Москве о признании незаконными действий специалиста ЭКЦ УВД по ЮВАО ГУ МВД России по Москве по выявлению обстоятельств, послуживших основанием для признания недостоверной и недействительными подписей избирателей, признании недействительным заключения специалиста ЭКЦ УВД по ЮВАО ГУ МВД России по Москве, признании достоверными подписей избирателей;
к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Печатники об оспаривании и отмене решения от 29 июня 2022 года N 3/3, возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты, выдать удостоверение установленного образца, воздержаться от привлечения к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей экспертов из числа специалистов УВД по ЮВАО ГУ МВД России по Москве;
взыскании с административных ответчиков компенсации морального вреда.
Требования мотивировал тем, что основанием для признания подписей избирателей недействительными недостоверными явилось заключение специалиста ЭКЦ УВД по ЮВАО ГУ МВД России по Москве по проверке подписных листов от 24 июня 2022 года N 1193. Однако заключение специалиста является неполным, неясным, противоречивым, не отражает ход и результаты проведения исследований, что ставит под сомнение обоснованность и объективность заключения и незаинтересованность специалиста в результате исследования. Выводы заключения некомпетентные и заведомо ложные, результат исследования не соответствует действительности, противоречит фактическим обстоятельствам и опровергается избирателями.
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 15 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 июля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Власова А.В. отказано.
В кассационной жалобе Власова А.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 2 статьи 32 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 данного Федерального закона), иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с пунктом 17 этой же статьи.
Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве регламентирован Избирательным кодексом г. Москвы от 6 июля 2005 года N 38.
В силу части 2 статьи 34 Избирательного кодекса г. Москвы количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, устанавливается организующей выборы избирательной комиссией на основании данных о численности избирателей в соответствующем одномандатном и (или) многомандатном избирательном округе, указанных в схеме избирательных округов, или данных о численности избирателей городского или единого избирательного округа, опубликованных в соответствии с частью 3 статьи 12 или частью 3.1 статьи 13 настоящего Кодекса, и публикуется указанной избирательной комиссией не позднее чем за 75 дней до дня голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы, не позднее чем за 65 дней до дня голосования на выборах в органы местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, муниципального списка кандидатов, и документов, необходимых для регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Частью 6 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы предусмотрено, что недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подпись признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы недействительными признаются:
подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи (пункт 6);
подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи (пункт 11).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 20 июня 2022 года Власовым А.В. представлены документы для регистрации, в том числе подписные листы, содержащие 23 подписи избирателей, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовый отчет.
Рабочей группой избирательной комиссии была проведена проверка представленных документов, в том числе проверка представленных подписей избирателей.
Согласно протоколу рабочей группы от 24 июня 2022 года и ведомостей проверки подписных листов от 24 июня 2022 года из 23 представленных в комиссию и проверенных подписей избирателей недействительными и недостоверными признаны 6 подписей, в связи с чем количество представленных достоверных подписей оказалось недостаточным для регистрации кандидата.
Так, подписи избирателей лист 1/строка 5, лист 4/строка 2 и лист 5/строка 2 признаны недостоверными, так как выполнены от имени одного лица другим лицом.
Подписи избирателей лист 4/строка 2, лист 4/строка 3, лист 5/строка 2, лист 5/строка 3 признаны недействительными, так как фамилия, имя, отчество указаны избирателями не собственноручно.
Подпись избирателя лист 5/строка 1 признана недействительной, так как имеются исправления в дате внесения подписи в подписной лист и эти исправления собственноручно не оговорены избирателем.
Протокол рабочей группы основан на заключении эксперта ЭКЦ УВД по ЮВАО ГУ МВД России по Москве Личман О.В. от 24 июня 2022 года N 1193, согласно которому в подписных листах кандидата Власова А.В. выявлены записи фамилии, имени, отчества от имени разных избирателей, выполненные одним лицом (лист 1/строка 5, лист 4/строка 2, лист 5/строка 2; лист 4/строка 1, лист 4/строка 3, лист 5/строка 3);
записи дат внесения подписей от имени избирателей, выполнены одним лицом (лист 1/строка 2, лист 4/строка 2; лист 4/строка 1, лист 4/строка3);
подписи избирателей, выполненные одним лицом (лист 1/строка 2, лист 1/строка 5, лист 4/строка 2, лист 5/строка 2).
Установив на основании собранных доказательств, в том числе подлинников подписных листов, что количество представленных Власовым А.В. подписей избирателей составляет менее количества, необходимого для регистрации кандидата в депутаты, суд первой инстанции признал оспариваемое решение избирательной комиссии законным и обоснованным, с чем согласилась судебная коллегия апелляционной инстанции.
Проанализировав порядок проверки подписей, установленный действующим законодательством, суды обеих инстанций признали необоснованными требования административного истца, предъявленные к УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, как основанными на нормах материального права, регулирующих правоотношения сторон.
Не соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, в кассационной жалобе административный истец приводит доводы о том, что специалисты административного ответчика УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве Личман О.В. и Седова, проводившие исследование его подписных листов, не входили в состав рабочей группы избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Печатники.
Приведенные доводы на законность судебных актов не влияют и их отмену не влекут.
Как следует из содержания приведенных выше положений части 6, пунктов 6, 11 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы, в соответствующих случаях подписи избирателей признаются недостоверными и недействительными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы устанавливает, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность включения специалистов в рабочую группу избирательной комиссии, а не обязанность, в связи с чем отсутствие специалистов в рабочей группе избирательной комиссии нарушением избирательного законодательства не является.
Следует отметить, что согласно материалам дела решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Печатники от 11 июля 2022 года N 4/1 Власов А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Печатники по многомандатному избирательному округу N 2 (л.д. 85).
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суды установили правильно, представленные доказательства оценили в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применили верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допустили, оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы Власова А.В. не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Люблинского районного суда г. Москвы от 15 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Власова А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 августа 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.