Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Осипова Дмитрия Андреевича на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 03 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 августа 2022 года по административному делу по административному иску Осипова Дмитрия Андреевича к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Хорошевский о защите избирательных прав (дело N 2а-699/2022), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения административного истца Осипова Д.А, поддержавшего доводы жалобы, представителя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве- муниципального округа Хорошевский на основании доверенности Зелепухина А.М, возражавшего против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Половниковой А.А,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Осипов Д.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский от 25 июля 2022 года N13/17, обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский рассмотреть вопрос о регистрации Осипова Д.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Хорошевский.
В обоснование требований указав, что решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский от 25 июля 2022 г. N 13/17 Осипову Д.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Хорошевский по многомандатному избирательному округу N 2 по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 20 ст. 37 Закона г. Москвы от 06 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее Избирательный кодекс города Москвы). Административный истец считает, что решение избирательной комиссии принято с нарушением положений статьи 7 Избирательного кодекса города Москвы, поскольку избирательная комиссия неправомерно поставила вопрос N1 "Выполнены ли записи в графе "Фамилия, Имя, Отчество" от имени разных избирателей одним лицом?" и вопрос N2 "Выполнены ли записи дат внесения подписей от имени разных избирателей одним лицом?" для проверки подписных листов, в результате чего, согласно заключению экспертов, двенадцать подписей избирателей признаны недействительными. Также из п.8 ч.7 ст.37 Избирательного кодекса города Москвы не усматривается такое основание как "не полные сведения в подписном листе. Отсутствуют сведения о принадлежности к партии", по которому тридцать подписей избирателей признаны недействительными, кроме того, в бланке подписного листа нет соответствующей графы, в которой заполняются сведения о принадлежности к партии. Согласно копии схемы многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Хорошевский от 22.06.2022 г, находящейся в распоряжении административного истца, адреса места жительства избирателей Мишиной Я.В. и Петропавловского В.Н. относятся к адресам избирательного округа N2, однако, подписи указанных избирателей признаны избирательной комиссией недействительными, поскольку адреса места жительства вышеназванных избирателей относятся к избирательному округу N1.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 03 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 августа 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Осипова Д.А. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 августа 2022 года, заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что судебные акты по настоящему делу являются законными и обоснованными, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом.
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также иные вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесенные федеральным законодательством к ведению города Москвы, урегулированы Законом города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс города Москвы).
Согласно части 3 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Кодексом необходимого для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
В соответствии с частью 6 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подпись признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Пунктами 2, 7, 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы предусмотрено, что недействительными признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного, листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
В соответствии с частью 10 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы при обнаружении среди проверяемых подписей избирателей 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или при недостаточном для регистрации кандидата количестве достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением Совета депутатов муниципального округа Хорошевский в городе Москве от 15 июня 2022 года N 75/2 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Хорошевский на 11 сентября 2022 года, которое опубликовано в бюллетене "Московский муниципальный вестник".
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский от 15 июня 2022 года N 3/6 утверждено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Хорошевский в городе Москве, по избирательному округу N2 - 27 подписей, максимальное количество подписей избирателей, представляемых в избирательную комиссию - 31 подпись.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский от 16 июня 2022 года N4/7 определено, что проверке подлежат все представленные подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Хорошевский.
Рабочей группой избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский были проверены на соответствие требованиям закона подписные листы, предоставленные Осиповым Д.А... Как следует из протокола об итогах проверки подписных листов, проверена 31 подпись избирателей, из них признаны недостоверными или недействительными - 31 подпись.
2 подписи избирателей (лист 1 строка 2, лист 3 строка 5) были признаны недействительными, так как были выполнены лицами, не обладающими активным избирательным правом (прописаны на территории другого округа) - нарушение п.2 ч.7 ст.37 Избирательного кодекса г. Москвы.
2 подписи избирателей (лист 5 строка 3, лист 5, строка 5) были признаны недействительными, так как содержали неоговоренные исправления - нарушение п.7 ч.7 ст.37 Избирательного кодекса г. Москвы.
31 подпись была признана недействительной, так как во всех подписных листах отсутствовали полные сведения о кандидате: не указано членство в политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - нарушение п.8 ч.7 ст.37 Избирательного кодекса г. Москвы.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский от 25 июля 2022 года N 13/17 Осипову Д.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Хорошевский по многомандатному избирательному округу N 2 по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 20 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Требование об указании сведений о принадлежности кандидата к политической партии в подписном листе, если это указано в заявлении о согласии баллотироваться, закреплено п.8 ч.6 ст.34 Избирательного кодекса г. Москвы. Заявление о согласии баллотироваться Осипова Д.А. содержало данную информацию, кандидатом представлена в комиссию копия партийного билета, подтверждающего его членство в политической партии КПРФ.
Установив, что Осипов Д.А. в подписных листах не указал сведения о принадлежности к политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", членом которой он является, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении им требований действующего законодательства, в связи с чем оспариваемое решение признали законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов, основанными на правильном применении положений пункта 9 статьи 37, подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38, пунктов 6 и 7 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из следующего.
Согласно пункту 9 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 названного федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе. Недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, в который не внесены сведения, предусмотренные указанным пунктом (подпункт "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Как верно установлено судами, в заявлении о согласии баллотироваться Осипов Д.А. указал свою принадлежность к политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", однако, такие сведения отсутствуют во всех подписных листах, представленных кандидатом в избирательную комиссию, что является основанием для признания недействительными всех подписей избирателей.
Ссылки кассатора на то, что отражение в подписных листах сведений о принадлежности кандидата к политической партии приведет к повторности указания, поскольку данные сведения им указаны в заявлении о согласии баллотироваться, не могут быть приняты во внимание, поскольку указание в подписном листе сведений непосредственно о принадлежности кандидата к политической партии, содержащихся в заявлении о согласии баллотироваться, является безусловной обязанностью кандидата, установленной федеральным избирательным законодательством.
Неисполнение указанной выше обязанности является основанием согласно подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ для признания недействительными всех подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, не соответствующих форме, определенной в приложении N 5 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Поскольку все подписные листы не содержали предусмотренных законом сведений о принадлежности кандидата к политической партии, постольку в силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата является законным.
Ссылки кассатора на нарушение судом процессуальных норм, а именно на удалении из зала судебного заседания лиц, заявленных административным истцом в качестве свидетелей, длительность судебного заседания, не свидетельствуют о незаконности принятого в отношении административного истца решения, обоснованности выводов судов об отказе в удовлетворении требований не опровергают.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права. Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, апелляционного определения по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 03 августа, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Осипова Дмитрия Андреевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.