Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захаровой С.В, судей Бибеевой С.Е. и Байбакова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о признании действий незаконными (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-426/2022)
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО9, объяснения истца ФИО1 и ее представителя ФИО4 (по ходатайству), поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" (далее также - ОПФР по "адрес") с иском, в котором просила признать незаконным отказ в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет, обязать ответчика назначить пособие на ребенка ФИО5 от 8 до 17 лет с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что является матерью ФИО6, 2015 года рождения, и ФИО5, 2011 года рождения, имеет удостоверение многодетной матери. Брак с отцом детей ФИО10 расторгнут, в связи с чем истец является одиноким родителем, осуществляющим уход за несовершеннолетними детьми. Однако в назначении пособия истцу отказано по мотиву отсутствия в числе документов решения судебного органа о взыскании алиментов.
Решением Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, как незаконных.
Заявитель утверждает, что дважды обращалась к ответчику по вопросу выплаты спорного пособия, один раз - устно, затем ДД.ММ.ГГГГ - письменно, при этом ответчик умышленно не вызвал истца в пенсионный орган для написания заявления по форме, не запросил материальные сведения, при том, что истец имеет право на спорную выплату, поскольку нотариальное соглашение об уплате алиментов приравнивается к судебному акту о взыскании алиментов. Указывает, что действующим законодательством не предусмотрен перечень обязательных к предоставлению для получения спорного пособия документов.
От Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" поступили возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела представитель ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес", третье лицо ФИО7, не представившие сведений о причинах неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поступивших относительно нее возражений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно ст. 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении дела, и выразились они в следующем.
Как установлено судом и следует из обжалуемых судебных постановлений, ФИО1 имеет несовершеннолетних детей ФИО6, 2015 года рождения, ФИО5, 2011 года рождения, и ФИО8, 2019 года рождения.
Из объяснений истца следует, что она обратилась лично в пенсионный орган для подачи заявления о назначении пособия на несовершеннолетних детей в возрасте от 8 до 17 лет в отношении несовершеннолетней дочери ФИО5 В приеме заявления и документов истцу было отказано в устном порядке со ссылкой на отсутствие судебного акта о взыскании алиментов. Доказательств отказа пенсионного органа в приеме документов истцом в соответствии с положениями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом зарегистрировано заявление ФИО1 о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении (предоставления) мер социальной поддержки, назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, установленное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, с момента первоначального заявления.
К заявлению были приложены копии паспорта, свидетельств о рождении детей ФИО5, ФИО6, удостоверения многодетной семьи, свидетельства о расторжении брака, нотариального соглашения об уплате алиментов.
На указанное заявление пенсионным органом ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о рассмотрении обращения со ссылкой на нормативно-правовые акты, предусматривающие порядок назначения пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, а также на условия назначения пособия. Одновременно в ответе обращено внимание на то, что заявления от ФИО1 о назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лег не поступало. Указанное обращение было рассмотрено в порядке Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями ст. ст. 3, 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, и пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований, при этом исходили из того, что истец заявления по установленной законом форме для назначения пособия ни одним из предусмотренных законом способов (лично или через Единый портал государственных услуг) не подавала.
Суды учли, что согласно абзацу 3 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Правил, заявления о назначении пособий подаются в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по формам, утвержденным указанным постановлением Правительства Российской Федерации, для соответствующего пособия, и только после заполнения утвержденной законом формы заявления и сообщения содержащихся в нем сведений обращение о назначении пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет можно признать поданным в установленном законом порядке, в то время как доказательства того, что ФИО1 в пенсионный орган предоставлялось заявление установленной формы одним из предусмотренных законом способов, в материалах дела отсутствуют.
Суды также отметили, что произвольная форма подачи соответствующего заявления законом не предусмотрена, поскольку в заявлении отражаются сведения, необходимые для осуществления межведомственного взаимодействия в целях принятия решения о соблюдении условий для назначения пособия; за достоверность сведений, изложенных в заявлении, предусмотрена ответственность.
Поскольку в отсутствие заявления соответствующей формы у пенсионного органа не имелось возможности проверки необходимых сведений для принятия решения о наличии оснований для назначения пособия, в связи с чем решение об отказе в назначении истцу пособия ответчиком не выносилось, а ответ ОПФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ не является решением по вопросу о назначении пособия, суды пришли к выводу о том, что истец не лишена возможности обращения в суд за защитой нарушенного права в случае отказа в назначении пособия после обращения в пенсионный орган в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает, что нормы права, регулирующие спорные отношения, судебными инстанциями применены неправильно, вследствие этого обстоятельства, имеющие значение для дела, с учетом заявленных ФИО1 исковых требований и их обоснования, и, соответственно, влияющие на его исход, судами первой и апелляционной инстанций не определены и не установлены.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ФЗ) право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
В силу статьи 10.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" лицам, указанным в статье 10.1 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет выплачивается со дня достижения ребенком возраста восьми лет, если обращение за назначением указанного пособия последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком такого возраста, но не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ. В остальных случаях ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет выплачивается со дня обращения за назначением указанного пособия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Согласно абзацу 3 указанных Правил (здесь и далее нормы Правил приводятся в редакции, действовавшей на дату обращения истца к ответчику за назначением спорного пособия), заявления о назначении пособий, подаются в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении", для соответствующего пособия.
Согласно п. 4 Правил заявления о назначении пособий, заявления об изменении реквизитов кредитной организации, осуществляющей доставку пособий, подаются:
а) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал);
б) лично по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя. Заявление о назначении пособия по месту фактического проживания подается при условии отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания).
Подача заявления о назначении пособий посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность заявителя установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи (п. 5 Правил).
В соответствии с п. 6 Правил документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты (прекращения выплаты) пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении" (далее - соответственно документы (сведения), перечень), запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем.
Срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос, предусмотренный пунктом 6 настоящих Правил, не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию (п. 7 Правил).
Согласно п. 9 Правил, в случае если заявление о назначении пособий подано с использованием единого портала, заявитель в течение 10 рабочих дней со дня регистрации территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пособий представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы (сведения), предусмотренные перечнем.
Согласно п. 10 Правил, в случае если при личном обращении заявителя за назначением пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, им представлен неполный комплект документов (сведений), заявитель вправе представить недостающие документы (сведения) в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении пособий территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении о назначении пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 11 Правил).
В соответствии с п. 13 основаниями для отказа в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, являются, в частности:
а) превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением пособия;
б) наличие в заявлении о назначении пособий недостоверных или неполных данных, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящих Правил;
в) непредставление заявителем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов (сведений) (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 20 и 22 перечня), а также непредставление документов (сведений) в сроки, указанные в пунктах 9 и 10 настоящих Правил;
г) непредставление заявителем в течение 5 рабочих дней заявления о назначении пособий и (или) документов (сведений) после возвращения их на доработку в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил;...
Согласно п. 14 Правил решение о назначении либо об отказе в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении пособий.
Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия, или недостающих документов (сведений), представленных в срок позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении пособий.
В случае принятия решения об отказе в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, заявителю направляется в срок, не превышающий 1 рабочего дня со дня принятия такого решения, уведомление с указанием аргументированного обоснования.
В силу п. 15 Правил, в случае установления факта наличия в заявлении о назначении пособий и (или) документах (сведениях), представленных заявителем, недостоверной и (или) неполной информации территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе вернуть их заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.
В этом случае срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, приостанавливается до момента представления заявителем доработанного заявления о назначении пособий и (или) документов (сведений), но не более чем на 5 рабочих дней.
Заявитель представляет доработанные заявление о назначении пособий и (или) документы (сведения) в течение 5 рабочих дней со дня их возврата от территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, возобновляется со дня поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации доработанных заявления о назначении пособий и (или) документов (сведений).
Из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя; заявление о назначении указанного ежемесячного пособия подается в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в электронном виде с использованием единого портала либо лично по месту жительства заявителя; документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем, при этом в случае представления заявителем неполного комплекта документов (сведений) он (заявитель) вправе представить недостающие документы (сведения), а в случае установления факта наличия в заявлении о назначении пособия и (или) документах (сведениях), представленных заявителем, недостоверной и (или) неполной информации территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе вернуть их заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке (в этом случае срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении пособия приостанавливается до представления заявителем доработанных заявления о назначении пособия и (или) документов (сведений)).
Непредставление заявителем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов (сведений) (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 20 и 22 перечня), непредставление документов (сведений) в сроки, указанные в пунктах 9 и 10 настоящих Правил, а также непредставление заявителем в течение 5 рабочих дней заявления о назначении пособий и (или) документов (сведений) после возвращения их на доработку в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил является основанием для отказа в назначении пособия.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 77-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения и ряда социальных выплат возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о порядке определения размера указанного пособия, порядке и условиях его назначения и выплаты, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Суды первой и апелляционной инстанций изложенные нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, и нормы о социальном обеспечении граждан пособиями по случаям детства и материнства в их взаимосвязи к спорным отношениям не применили.
По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований ФИО1 о признании незаконным отказа Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет, обязании ответчика назначить пособие на ребенка ФИО5 от 8 до 17 лет с ДД.ММ.ГГГГ являлось установление следующих обстоятельств: являлись ли информация в зарегистрированном ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заявлении ФИО1 о назначении спорного пособия и (или) приложенные к нему документы (сведения) достаточными для принятия ответчиком решения о назначении либо об отказе в назначении пособия; какие документы подлежали предоставлению заявителем ФИО1 при обращении к ответчику за назначением ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, а какие подлежали запросу территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия; было ли ответчиком обеспечено право ФИО1 на представление недостающих документов (сведений) при обращении за назначением спорного пособия, в том числе посредством возврата ей территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.
Однако суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали и применили к спорным отношениям нормы материального права, регулирующие спорные отношения, не определили и не установили названные юридически значимые обстоятельства для разрешения спора по иску ФИО1 о признании незаконным отказа в назначении пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет, обязании ответчика назначить пособие на ребенка ФИО5 от 8 до 17 лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований о незаконности оспариваемого отказа в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет ФИО1 в исковом заявлении и ее представитель в судебных заседаниях суда первой инстанции приводили доводы о незаконности содержащегося в ответе пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ утверждения о том, что одним из условий, требуемых для осуществления ежемесячного пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет, является оформление в отношении таких детей алиментов именно в судебном порядке, поскольку полагали, что нотариальное соглашение об уплате алиментов, копию которого истец представляла в пенсионный орган, приравнивается к судебному акту о взыскании алиментов.
В нарушение положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данным доводам ФИО1 и представленным ей доказательствам какая-либо правовая оценка не дана.
Указав в судебных постановлениях, что со слов истца ФИО1 она обращалась лично в пенсионный орган для подачи заявления о назначении пособия на несовершеннолетних детей в возрасте от 8 до 17 лет в отношении несовершеннолетней дочери ФИО5, и в приеме заявления и документов истцу было отказано в устном порядке со ссылкой на отсутствие судебного акта о взыскании алиментов, суды, вместе с тем, не установили, имел ли место в действительности факт данного обращения ФИО1, была ли территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в данном случае выполнена обязанность по ее информированию о порядке обращения с заявлением о назначении и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, а также не был ли пенсионным органом в ответе истцу от ДД.ММ.ГГГГ фактически прикрыт отказ в назначении спорного пособия в связи с отсутствием у ФИО1 судебного решения о взыскании алиментов.
Судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на допущенный судами формальный подход к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешается спор, связанный с реализацией гражданином права на гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и права ФИО1 на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает нужным отменить принятые по делу судебные акты, как незаконные, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379?, 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Фрунзенский районный суда "адрес".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.