Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Иванова П Е на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС N 1 по Московской области от 12 августа 2021 года, решение судьи Раменского городского суда Московской области от 15 февраля 2022 года, решение судьи Московского областного суда от 22 марта 2022 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Фирма Селена" (далее - ООО "Фирма Селена", общество) Иванова Петра Евгеньевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС N 1 по Московской области N от 12 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Раменского городского суда Московской области от 15 февраля 2022 года и решением судьи Московского областного суда от 22 марта 2022 года, директор ООО "Фирма Селена" Иванов П.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Иванов П.Е. просит отменить состоявшиеся по делу акты, приводя доводы об их незаконности, дело возвратить на новое рассмотрение в городской суд.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Иванова П.Е. к административной ответственности), осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) к резидентам относятся, в том числе физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации (подпункт "а"); постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (подпункт "б"); юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях" (подпункт "в").
В силу подпункта "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 данной статьи признаются нерезидентами.
В подпункте "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ закреплено, что использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа является валютной операцией.
Частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ определено, что, если иное не предусмотрено названным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Указанной нормой также установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в означенный перечень такая валютная операция не включена.
Согласно материалам дела ООО "Фирма Селена" создано в соответствии с законодательством Российской Федерации и для целей Закона N 173-ФЗ в силу подпункта "в" пункта 6 части 1 статьи 1 названного закона признается резидентом.
По результатам документарной проверки соблюдения валютного законодательства за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, проведенной Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области в отношении ООО "Фирма Селена", установлено, что в нарушение положений части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ работникам ФИО105, которые являются иностранными гражданами, не имеющими вида на жительство, и для целей валютного контроля в силу подпункта "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ признаются нерезидентами, 13 августа 2019 года произведена выплата заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, минуя банковские счета в уполномоченном банке.
Данное нарушение послужило основанием для составления в отношении директора общества Иванова П.Е. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесения должностным лицом, с выводами которого согласились судебные инстанции, постановления о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении; актом проверки, копией платежной ведомости, представленными МУ МВД России "Раменское" по запросу сведениями об отсутствии у запрашиваемых лиц вида на жительство и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 2.4 названного кодекса установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к этой статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях директор общества Иванов П.Е, не исполнивший надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 названного кодекса.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии указанного лица состава данного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Деяние директора общества Иванова П.Е. квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами валютного законодательства.
В настоящей жалобе заявитель утверждает, что вмененные ему действия по совершению в проверяемый период незаконных валютных операций посредством выплаты работникам - нерезидентам заработной платы в наличной форме, минуя счет в уполномоченных банках, выявлены в результате одной проверки в рамках дела валютного контроля от 20 января 2021 года, что влечет при назначении наказания применение положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с внесенными Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ (вступившим в силу 6 апреля 2022 года) изменениями в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, на период вынесения обжалуемых актов указанные изменения не были внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, основания для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесения определения об объединении таких материалов и рассмотрения их в одном производстве с вынесением одного постановления отсутствовали.
Правила действия закона во времени, конкретизируются в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
По данным ГИС ГМП административный штраф по постановлению должностного лица от 12 августа 2021 года Ивановым П.Е. уплачен.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии директора ООО "Фирма Селена" Иванова П.Е. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Иванова П.Е. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС N 1 по Московской области от 12 августа 2021 года, решение судьи Раменского городского суда Московской области от 15 февраля 2022 года, решение судьи Московского областного суда от 22 марта 2022 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Фирма Селена" Иванова П Е по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Иванова П Е - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.