Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению муниципального предприятия городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" о признании недействующим нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего кассационною жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
установила:
Министерством энергетики и тарифной политики Республики Мордовия издан приказ от 14 декабря 2017 года N 156 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для МП г.о. Саранск "Саранскгорводоканал" на 2018 - 2022 годы" (далее также - Приказ от 14 декабря 2017 года N 156), которым утверждены производственные программы для муниципального предприятия городского округа Саранск "Саранскгорводоканал" (далее - Предприятие) в сфере холодного водоснабжения согласно приложению N 1, в сфере водоотведения согласно приложению N 2; установлены тарифы на питьевое водоснабжение и водоотведение для потребителей, находящихся в границах городского округа Саранск согласно приложению N 3; долгосрочные параметры регулирования для установления тарифов на питьевую воду и водоотведение с использованием метода индексации на 2018 - 2022 годы согласно приложению N 4.
Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (далее - Служба, орган регулирования) от 16 декабря 2019 года N 186 "О внесении изменений в приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 14 декабря 2017 года N 156 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для МП г.о. Саранск "Саранскгорводоканал" на 2018 - 2022 годы" (далее также - Приказ от 16 декабря 2019 года N 186), от 15 декабря 2020 года N 184 "О внесении изменений в приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 14 декабря 2017 года N 156 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для МП г.о. Саранск "Саранскгорводоканал" на 2018 - 2022 годы" (далее также - Приказ от 15 декабря 2020 года N 184) были внесены изменения в пункт 2 Приказа от 14 декабря 2017 года N 156, приложение N 1, приложение N 2, приведены утверждённые органом регулирования тарифы на питьевое водоснабжение и водоотведение для потребителей, находящихся в границах городского округа Саранск, производственные программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с учётом корректировки.
Приказ от 14 декабря 2017 года N 156 был официально опубликован в издании "Известия Мордовии" N 145 - 64 от 26 декабря 2017 года и с указанной даты вступил в силу.
Приказ от 16 декабря 2019 года N 186 был официально опубликован в издании "Известия Мордовии" N 143 - 67 от 20 декабря 2019 года, вступил в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.
Приказ от 15 декабря 2020 года N 184 опубликован 21 декабря 2020 года на официальном интернет - портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) вступил в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.
Полагая свое право нарушенным, Предприятие обратилось в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений просило признать недействующим со дня принятия Приказ от 14 декабря 2017 года N 156 в редакции Приказа от 16 декабря 2019 года N 186 в части пункта 2, раздела 4 приложения N 1, раздела 4 приложения N 2 и в редакции Приказа от 15 декабря 2020 года N 184 в части пункта 2, раздела 4 приложения N 1, раздела 4 приложения N 2 в части установления тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для потребителей, находящихся в границах городского округа Саранск, производственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения, обязать Службу принять заменяющий нормативный правовой акт, в котором пересмотреть статью расходов "Амортизация основных средств".
В обоснование административного иска указало, что в нарушение тарифного законодательства при корректировке тарифов в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения Служба необоснованно не приняла расходы на амортизацию основных средств на 2020 год при определении тарифа на холодную воду в сумме 11 116, 1 тыс. рублей, на водоотведение - в сумме 4 222, 92 тыс. рублей; на 2021 год при определении тарифа на холодную воду - в сумме 11 444, 29 тыс. рублей, на водоотведение - в сумме 4 699, 71 тыс. рублей.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 25 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2021 года, административные иск удовлетворен.
Признан недействующим Приказ от 14 декабря 2017 года N 156 в редакции Приказа от 16 декабря 2019 года N 186 со дня его принятия в части:
пункта 2;
раздела N 4 "Финансовые потребности для реализации производственной программы" приложения N 1 "Производственная программа в сфере холодного водоснабжения муниципального предприятия "Саранскгорводоканал";
раздела N 4 "Финансовые потребности для реализации производственной программы" приложения N 2 "Производственная программа в сфере водоотведения муниципального предприятия "Саранскгорводоканал".
Признан недействующим Приказ от 14 декабря 2017 года N 156 в редакции Приказа от 15 декабря 2020 года N 184) со дня его принятия в части:
пункта 2;
раздела N 4 "Финансовые потребности для реализации производственной программы" приложения N 1 "Производственная программа в сфере холодного водоснабжения муниципального предприятия "Саранскгорводоканал";
раздела N 4 "Финансовые потребности для реализации производственной программы" приложения N 2 "Производственная программа в сфере водоотведения муниципального предприятия "Саранскгорводоканал".
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 24 июня 2022 года, Служба просит отменить состоявшиеся судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на отсутствии оснований для включения в необходимую валовую выручку амортизации по основным средствам, закрепленным за Предприятием на праве хозяйственного ведения; считает ошибочными выводы судов об отсутствии запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закрепленное на праве хозяйственного ведения. По мнению автора кассационной жалобы, судами неверно применен материальный закон.
В письменных возражениях прокуратура Республики Мордовия просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов в указанных сферах наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Проанализировав положения Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 года N 10-З "О правовых актах Республики Мордовия", Указа Главы Республики Мордовия от 21 сентября 2017 года N 212-УГ, нормы Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 года N 642, Положения о Министерстве энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики т 27 декабря 2010 года N 502, суд первой инстанции верно указал, что оспариваемые нормативные правовые акты, приняты уполномоченным (на дату их принятия) органом с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. По этим основаниям нормативные правовые акты не оспаривались.
Проверяя доводы Предприятия о несоответствии нормативных правовых актов в оспариваемой части положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд первой инстанции проанализировал содержание экспертных заключений Службы и верно указал на необоснованное исключение расходов на амортизацию муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия, при определении тарифов на водоснабжение и водоотведение.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом индексации, при котором расчет производился с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно пункту 30 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
В данном случае суд установил, что Предприятие является гарантирующей организацией, оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории города Саранска Республики Мордовия
На 2020 год предложение Предприятия по статье расходов "Амортизация основных средств" на холодное водоснабжение составило 23 277, 74 тыс. рублей, на водоотведение - 10 497, 06 тыс. рублей.
Из экспертных заключений по корректировке тарифов на 2020 год на питьевое водоснабжение и водоотведение от 2019 года следует, что затраты по данной статье расходов по тарифам на холодное водоснабжение определены в сумме 12 161, 64 тыс. рублей (отклонено 11 116, 1 тыс. рублей), на водоотведение - в сумме 6 274, 14 тыс. рублей (отклонено 4 222, 92 тыс. рублей). Затраты рассчитаны исходя из фактических данных за отчётный период 2018 года на основании представленных Предприятием оборотно-сальдовых ведомостей, полученных по дополнительному запросу, с исключением суммы амортизации муниципального имущества на основании статьи 77 Основ ценообразования, пункта 28 Методических указаний.
На 2021 год предложение Предприятия по статье расходов "Амортизация основных средств" на холодное водоснабжение составило 23 122, 22 тыс. рублей, на водоотведение - 10 406, 20 тыс. рублей.
Из экспертных заключений по корректировке тарифов на 2021 год на питьевое водоснабжение и водоотведение от 2020 года следует, что сумма затрат по данной статье расходов по тарифам в сфере холодного водоснабжения определена в сумме 11 677, 93 тыс. рублей (отклонено 11 444, 29 тыс. рублей), в сфере водоотведение - в сумме 5 706, 49 тыс. рублей (отклонено 4 699, 71 тыс рублей). Затраты рассчитаны исходя из фактических данных Предприятия - ведомости начисления амортизации, полученных по дополнительному запросу, с исключением амортизации основных средств, приобретённых за счёт бюджета, на основании статьи 77 Основ ценообразования, пункта 28 Методических указаний.
Установив, что иных оснований для исключения расходов на амортизацию орган регулирования не указал, размер заявленных расходов органом регулирования не анализировался с точки зрения его экономической обоснованности и документальной подверженности, суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности исключения расходов на амортизацию муниципального имущества по приведенным в экспертных заключениях основаниям.
Возражения автора кассационной жалобы относительно таких выводов судебной коллегией отклоняются исходя из следующего.
Согласно пункту 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 23 Основ ценообразования установлено, что при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.
В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Исходя из положений Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (часть 1 статьи 20, часть 1.1 статьи 30) документом в области регулирования бухгалтерского учета основных средств (федеральным стандартом) в спорный период являлось Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года N 26н, которым были установлены правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации, в том числе их износе (амортизации).
Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
В качестве исключения из общего правила о неизменности стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, пунктом 14 ПБУ 6/01 предусмотрено изменение первоначальной стоимости основных средств, в частности, в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации.
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (пункт 17 ПБУ 6/01).
Вопреки утверждениям автора кассационной жалобы, данное правило погашения стоимости объектов основных средств распространяется и на основные средства, находящихся в организации на праве хозяйственного ведения, на что прямо указано в пункте 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 года N 91н.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере бухгалтерского учета, не содержали запрета на начисление амортизации в отношении имущества, закрепленное за Предприятием на праве хозяйственного ведения. При определении расходов, связанных с производством и реализацией услуг по регулируемому виду деятельности, включаемых в необходимую валовую выручку, амортизация, начисленная в отношении таких объектов основных средств, не исключается.
Утверждения автора кассационной жалобы о том, что стоимостью объекта основных средств является исключительно сумма фактических затрат на приобретение, сооружение или изготовление объекта, и в данном случае такой суммы к погашению не имеется, не основан на положениях раздела II ПБУ 6/01, регламентирующих вопросы определения первоначальной оценки основных средств при их принятии к бухгалтерскому учету, которые предусматривают иные, отличные от указанных в кассационной жалобе, способы первоначальной оценки основных средств в зависимости от оснований приобретения прав на них.
Доводы кассационной жалобы сводятся к отрицанию определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете порядка начисления амортизации в отношении муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении организации, и его применения при ценообразовании. Между тем, пункт 28 Методических указаний содержит безальтернативное требование об учете расходов на амортизацию основных средств при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном именно в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Предусмотренный в последующем приказом ФАС России от 5 июля 2022 года N 498/22 иной порядок учета для целей тарифного регулирования амортизации по объектам основных средств, построенным за счет средств бюджетов, не может применяться к спорным правоотношениям в силу части 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено. Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 19 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.