Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Добросердова К.Ю. на решение Люберецкого городского суда Московской области от 9 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Добросердова К.Ю. к территориальной избирательной комиссии города Люберцы Московской области о признании незаконным решения от 27 июля 2022 года N 90/7 "О регистрации Карнаухова Ю.И. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области по многомандатному (четырехмандатному) избирательному округу N 1, выдвинутого избирательным объединением "Люберецкое городское отделение Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области второго созыва, назначенных на 11 сентября 2022 года".
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, объяснения представителя Добросердова К.Ю. - Громовой И.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ТИК г. Люберцы Трубникова А.В, возражения на жалобу представителя Люберецкого городского отделения Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Чикирева С.А, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационною жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
решением Совета депутатов муниципального образования городского округа Люберцы Московской области от 21 июня 2022 года N 517/79 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области второго созыва на 11 сентября 2022 года.
Решением ТИК г. Люберцы от 27 июля 2022 года N 90/7 кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы по многомандатному (четырехмандатному) избирательному округу N 1 зарегистрирован Карнаухов Ю.И, выдвинутый Люберецким городским отделением Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Добросердов К.Ю, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы по многомандатному (четырехмандатному) избирательному округу N 1, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Московской области" обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ТИК г. Люберцы от 27 июля 2022 года N 90/7.
В обоснование заявленных требований указал, что документы, представленные для регистрации кандидата Карнаухова Ю.И, не соответствуют требованиям Федерального закона от 12 июня 2022 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьи 27 Закона Московской области от 4 июня 2013 года N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области", а именно: не представлены решение о создании Люберецкого городского отделения Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", принятое по результатам II чрезвычайного Съезда КПРФ 13-14 февраля 1993 года; документ, подтверждающий согласование с Бюро комитета регионального отделения кандидатур, выдвигаемых Люберецким городским отделением Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в качестве кандидатов по многомандатным избирательным округам списком с указанием наименования и номера многомандатного избирательного округа; список кандидатов заверен печатью Люберецкого городского отделения КПРФ, не являющегося юридическим лицом; согласование Бюро комитета Московского областного отделения КПРФ, как коллегиального органа, осуществлялось в нарушение пунктов 6.11, 6.12 Устава КПРФ без наличия кворума и проведения процедуры тайного голосования; в решении о выдвижении кандидатов по многомандатным избирательным округам списком не содержатся итоги тайного голосования за решение о выдвижении кандидатов списком и информация о согласовании выдвижения кандидатов с соответствующим органом избирательного объединения.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 9 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 августа 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 30 августа 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 6 сентября 2022 года, Добросердов К.Ю, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. В доводах жалобы обращает внимание, что первоначально в ТИК г. Люберцы пакет документов был подан без списка кандидатов по многомандатным округам, и только после вынесения решения ТИК об устранении недостатков, уполномоченным партии повторно подан пакет документов, состоящий только из одного списка кандидатов. Полагает, что Люберецкое городское отделение КПРФ юридическим лицом не является, в связи с чем не имеет права заверять документы печатью избирательного объединения. Судами не применены, подлежащие применению нормы пункта 6.11 Устава КПРФ и пункт 4 части 1 статьи 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", поскольку процедура согласования списка кандидатов проводилась без наличия кворума и тайного голосования.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив кассационную жалобу в пределах доводов, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Московского областного суда, исходил из того, что Люберецким городским отделением Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и кандидатом в депутаты Карнауховым Ю.И. представлены все необходимые документы для выдвижения и регистрации кандидата Карнаухова Ю.И. Список кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области второго созыва, выдвинутых избирательным объединением по многомандатным (четырехмандатным) избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, соответствует форме, утвержденной решением ТИК г. Люберцы от 24 июня 2022 года N 8/1, прошит, пронумерован и заверен подписью Первого секретаря комитета Люберецкого городского отделения Московского областного отделения партии и уполномоченного представителя избирательного объединения "Люберецкое городское отделение "Коммунистическая партия Российской Федерации" ФИО13, печатями Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и Люберецкого городского отделения партии. В постановлении второго этапа 55-ой отчетно-выборной конференции Люберецкого городского отделения "Коммунистическая партия Российской Федерации" содержатся сведения о проведении тайного голосования, о его результатах и наличии кворума. Список кандидатов зарегистрирован после исправления избирательным объединением недостатков. Оспариваемое решение административного ответчика принято в соответствии с нормами действующего законодательства, не противоречит гарантированному законом принципу равенства избирательных прав кандидатов в депутаты органов местного самоуправления, принцип равенства кандидатов, не был нарушен.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, соответствуют действующему законодательству.
Согласно подпункту "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона.
В соответствии с пунктами 2 статьи 35 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями представляет собой инициативу избирательного объединения. Такая инициатива осуществляется политическими партиями в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях". При этом выдвижение кандидатов, списков кандидатов осуществляется тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
В силу пункта 14 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов.
При выдвижении кандидата уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в соответствующую избирательную комиссию, в том числе решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата (пункт 1 части 1 статьи 26 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области").
Из положений статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" следует, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии (пункт 2); решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием (пункт 4); уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи (пункт 7).
Судами установлено, что регистрация кандидата Карнаухова Ю.И. осуществлена избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Предусмотренных Федеральным законом 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" оснований для отказа в регистрации кандидата не имелось.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций о законности оспариваемого решения избирательной комиссии соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, подлежащими применению по настоящему делу.
Доводы кассационной жалобы, в рамках которых административный истец продолжает настаивать на нарушении порядка выдвижения кандидата региональным отделением политической партии, подачи пакета документов без списка кандидатов по многомандатным округам, являются несостоятельными, поскольку в полном объеме аргументированно и объективно оценены в судебных актах и отвергнуты как безосновательные. Суждения кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств, оснований для которой не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом первой и апелляционной инстанций не допущено. Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 9 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Добросердова К.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.