Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Стрекаловского С.В. на решение Люберецкого городского суда Московской области от 9 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области второго созыва на выборах, по многомандатному (четырехмандатному) избирательному округу N 6 Стрекаловского С.В. к Территориальной избирательной комиссии города Люберцы об отмене решения от 27 июля 2022 года N 114/7 "О регистрации Астаховой И.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области по многомандатному (четырехмандатному) избирательному округу N 7, выдвинутой избирательным объединением "Люберецкое городское отделение Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области второго созыва, назначенных на 11 сентября 2022 года".
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения представителя Стрекаловского С.В. - Громовой И.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Территориальной избирательной комиссии города Люберцы Трубникова А.В, оставившего разрешение кассационной жалобы на усмотрение судебной коллегии, представителя Люберецкого городского отделения Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Чикирева С.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу неподлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов муниципального образования городского округа Люберцы Московской области от 21 июня 2022 года N 517/79 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области второго созыва на 11 сентября 2022 года.
Решением Территориальной избирательной комиссии города Люберцы Московской области N 114/7 от 27 июля 2022 года (далее также - Решение N 114/7) Астахова И.А. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области по многомандатному (четырехмандатному) избирательному округу N 6, выдвинутой избирательным объединением "Люберецкое городское отделение Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области второго созыва, назначенных на 11 сентября 2022 года.
Стрекаловский С.В, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области по многомандатному (четырехмандатному) избирательному округу N 6, обратился в суд с административным иском, в котором просил отменить решение Территориальной избирательной комиссии города Люберцы Московской области (далее ТИК города Люберцы, Избирательная комиссия) от 27 июля 2022 года N 114/7 о регистрации Астаховой И.А. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области по многомандатному (четырехмандатному) избирательному округу N 6.
Требования мотивировал тем, представленные для регистрации кандидата Астаховой И.А. документы не соответствовали требованиям избирательного законодательства и уставным документам политической партии - Коммунистическая партия Российской Федерации, а именно а именно:
- не представлено решение о создании Люберецкого городского отделения Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", принятое по результатам II чрезвычайного Съезда Коммунистической партии Российской Федерации 13-14 февраля 1993 года;
- список кандидатов заверен печатью Люберецкого городского отделения Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", не являющегося юридическим лицом;
- не представлен документ, подтверждающий согласование с Бюро комитета регионального отделения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов по многомандатным избирательным округам списком с указанием наименования и номера многомандатного избирательного округа, на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области Люберецким городским отделением Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации";
- согласование Бюро комитета Московского областного Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" как коллегиального органа осуществлялось в нарушение пунктов 6.11, 6.12 Устава Коммунистической партии Российской Федерации без наличия кворума и проведения процедуры тайного голосования;
- в решении о выдвижении кандидатов по многомандатным избирательным округам списком не содержатся следующие обязательные данные: итоги тайного голосования за решение о выдвижении кандидатов списком; информация о согласовании выдвижения кандидатов с соответствующим органом избирательного объединения.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 9 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 августа 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Люберецкий городской суд Московской области 30 августа 2022 года, поступившей в Первый кассационный суд 6 сентября 2022 года, Стрекаловский С.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Повторяя доводы, изложенные в судах первой и апелляционной инстанций, указывает на непредставление уполномоченным лицом полного комплекта документов, заверение списка кандидатов Люберецким городским отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", не являющимся юридическим лицом, несоблюдение процедуры согласования кандидатов по многомандатным избирательным округам списком. Выражает несогласие с выводами судов, полагает их ошибочными, также считает, что судами неверно применены нормы избирательного законодательства.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Отказывая в удовлетворении административного иска, городской суд, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что избирательным объединением Люберецкое городское отделение Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и кандидатом в депутаты Астаховой И.А. представлены в ТИК города Люберцы все необходимые документы для выдвижения и регистрации кандидата Астаховой И.А. Представленный список кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области второго созыва, выдвинутых избирательным объединением по многомандатным (четырехмандатным) избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, соответствует форме, утвержденной решением ТИК города Люберцы от 24 июня 2022 года N 8/1, прошит, пронумерован и заверен подписью Первого секретаря Комитета Люберецкого городского отделения Московского областного отделения партии и уполномоченного представителя избирательного объединения "Люберецкое городское отделение "Коммунистическая партия Российской Федерации" Бызова В.А, печатями Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и Люберецкого городского отделения партии. В постановлении второго этапа 55-ой отчетно-выборной конференции Люберецкого городского отделения "Коммунистическая партия Российской Федерации" содержатся сведения о проведении тайного голосования, о его результатах и наличии кворума. Список кандидатов зарегистрирован после исправления избирательным объединением недостатков. В связи с этим пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято в соответствии с нормами действующего избирательного законодательства, не противоречит гарантированному законом принципу равенства избирательных прав кандидатов в депутаты органов местного самоуправления, а потому оснований к его отмене не усмотрел.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судебных инстанций не имеется, поскольку такие выводы основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, соответствуют нормам закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации).
Основные гарантии реализации этого конституционного права установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона.
Согласно положениям пункта 2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями представляет собой инициативу избирательного объединения. Такая инициатива осуществляется политическими партиями в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях". При этом выдвижение кандидатов, списков кандидатов осуществляется тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
В силу пункта 14 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов.
Пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ и пунктом 1 статьи 27 Закона Московской области от 4 июня 2013 года N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" также предусмотрен перечень документов, который уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в избирательную комиссию, организующую выборы.
При выдвижении кандидата уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в соответствующую избирательную комиссию, в том числе решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата (пункт 1 части 1 статьи 26 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области").
Согласно положениям статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии (пункт 2); решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием (пункт 4); уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи (пункт 7).
При рассмотрении дела судами установлено, что регистрация кандидата Астаховой И.А. осуществлена Избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Предусмотренных Федеральным законом N 67-ФЗ оснований для отказа в регистрации кандидата не имелось.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций о законности оспариваемого решения избирательной комиссии соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, подлежащими применению по настоящему делу.
Доводы кассационной жалобы о том, что при повторной подаче в Избирательную комиссию документов уполномоченным лицом был представлен только список кандидатов по многомандатным округам без представления иных документов, предусмотренных частью 1 статьи 27 Закона Московской области N 46/2013-ОЗ, опровергаются материалами дела, из которых следует, что в Избирательную комиссию были представлены список кандидатов, выдвинутых Люберецким городским отделением Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" и комплект документов, предусмотренный приведенными выше законоположениями, в том числе документ, подтверждающий создание Люберецкого городского отделения Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации".
Подлежат отклонению судебной коллегией и доводы кассационной жалобы о заверении списка кандидатов печатью Люберецкого городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", не являющегося юридическим лицом, поскольку как установлено судами, список кандидатов, представленный избирательным объединением в ТИК города Люберцы, заверен печатью как Люберецкого городского отделения Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации", так и печатью Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации".
Утверждение автора кассационной жалобы о нарушении согласования списка кандидатов с Бюро комитета Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации", об отсутствии кворума и непроведении процедуры тайного голосования, опровергается представленными в Избирательную комиссию и имеющимися в материалах дела постановлением Бюро комитета Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" от 21 июня 2022 года N Б-17/8-Л о согласовании для выдвижения на конференции Люберецкого городского отделения Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области второго созыва, назначенных на 11 сентября 2022 года, а также постановлением второго этапа 55-ой отчетно-выборной конференции Люберецкого городского отделения Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" от 11 июля 2022 года, содержащим сведения о наличии кворума и результатах тайного голосования.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права применены судами правильно; выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене состоявшихся по административному делу судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 9 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Стрекаловского С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.