Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Белкина И.В., судей Баландина А.Г. и Буданова К.М., при секретаре судебного заседания Човбане И.Ю., с участием административного истца Никонорова С.М., военного прокурора военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Клопоцкого С.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-45/2022 по апелляционной жалобе административного истца Никонорова С.М. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 28 апреля 2022 г., которым частично удовлетворен административный иск бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Никонорова Сергея Михайловича об оспаривании действий командира войсковой части N и начальника территориального отдела "Саратовский" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения положенными видами денежного довольствия, невыплатой жилищной субсидии во внеочередном порядке, а также о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Буданова К.М, изложившего обстоятельства административного дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, объяснения административного истца Никонорова С.М, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также заключение военного прокурора Клопоцкого С.В, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, окружной военный суд
установил:
Никоноров обратился в Саратовский гарнизонный военный суд с административным иском, в котором с учетом уточнений просил:
- признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с исключением его из списков личного состава воинской части без обеспечения положенным денежным довольствием и предоставления жилищной субсидии;
- отменить приказ командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N в части исключения его из списков личного состава воинской части, восстановив его на военной службе;
- обязать командира войсковой части N произвести выплату ежемесячной надбавки за особые условия военной службы и ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с мая по декабрь 2021 г.;
- взыскать с командира войсковой части N компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.;
- признать незаконными действия начальника территориального отдела "Саратовский" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс"), связанные с отказом в предоставлении вне очереди жилищной субсидии, обязав указанное должностное лицо предоставить субсидию вне очереди;
- взыскать с начальника территориального отдела "Саратовский" ФГАУ "Росжилкомплекс" компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.
Саратовский гарнизонный военный суд 28 апреля 2022 г. частично удовлетворил административный иск Никонорова, признав незаконными действия командира войсковой части N, связанные с не обеспечением выплаты Никонорову ежемесячной надбавки за особые условия военной службы и ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с мая по декабрь 2021 г, возложив обязанность на указанное должностное лицо произвести данные выплаты, а в остальной части в удовлетворении административного иска отказал.
Не согласившись с решением суда, Никоноров подал апелляционную жалобу, в которой просит его изменить в части и принять по делу новое решение, а именно признать незаконным и отменить приказ командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении его из списков личного состава воинской части, возложив на начальника территориального отдела "Саратовский" ФГАУ "Росжилкомплекс" обязанность предоставить ему вне очереди жилищную субсидию.
В обоснование жалобы Никоноров указывает на то, что он не давал своего согласия на увольнение с военной службы без предоставления жилищной субсидии, поэтому его исключение из списков личного состава воинской части до ее получения является незаконным. Кроме того он подлежит внеочередному обеспечению жилищной субсидией, поскольку в период прохождения им военной службы в войсковой части N территориальным отделом "Саратовский" ФГАУ "Росжилкомплекс" не предприняты исчерпывающие меры по обеспечению его служебным жильем взамен признанного аварийным.
В возражениях на апелляционную жалобу командир войсковой части N полковник Скитский О.И. и старший помощник военного прокурора Саратовского гарнизона подполковник юстиции Осипов Ю.А. указывают на несостоятельность содержащихся в ней доводов и просят оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев административное дело, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поступивших относительно нее возражениях, заслушав объяснения административного истца и заключение прокурора, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Никоноров, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1998 г, на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ обеспечен на состав семьи 4 человека служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес"
Решением ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N Никоноров в составе семьи из 4 человек принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в "адрес", после чего ДД.ММ.ГГГГ он изъявил желание быть обеспеченным жилищной субсидией.
Согласно постановлению администрации Энгельского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ N жилой "адрес", расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N Никоноров досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и согласно приказу командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ
После получения жилищным органом сведений о признании дома аварийным и включения Никонорова в список на предоставление служебного жилого помещения в декабре 2021 г. и январе 2022 г. начальником территориального отдела "Саратовский" ФГАУ "Росжилкомплекс" административному истцу предлагались служебные жилые помещения, но он от них отказался.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу п. 17 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищная субсидия вне очереди предоставляется военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, в том числе относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
Возможность предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, проживавшим в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, поскольку Никоноров проживает в служебной квартире, тяжелыми формами хронических заболеваний не страдает, от предлагаемых иных служебных жилых помещений отказался, законных оснований для предоставления ему жилищной субсидии во внеочередном порядке не имеется, о чем к правильному выводу пришел суд первой инстанции.
Представленное в суде апелляционной инстанции сообщение начальника 1 отдела Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, вопреки мнению административного истца, не свидетельствует о признании за ним права на внеочередное обеспечение жилищной субсидией, а свидетельствует о направлении представленных им документов для разрешения в установленном порядке.
Вопреки доводам жалобы, в ходе беседы ДД.ММ.ГГГГ Никоноров выразил согласие с увольнением с военной службы, однако возражал против исключения из списков личного состава до обеспечения жилищной субсидией. То есть, нахождение на военной службе административный истец связывал не с ее прохождением, а с реализацией жилищных прав, законность приказа об увольнении с военной службы не оспаривал.
Между тем запрет на исключение уволенного с военной службы военнослужащего из списков личного состава воинской части, в отсутствие его согласия на это, в силу п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, предусмотрен лишь в случае необеспечения его денежным, вещевым и продовольственным обеспечением.
При таких данных судом первой инстанции обоснованно признан законным приказ об исключении Никонорова из списков личного состава воинской части.
Иные суждения административного истца по данным вопросам, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
С учетом изложенного не согласиться с решением суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, а приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к принятию неверного решения, судом первой инстанции также допущено не было.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, констатируя его законность и обоснованность.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 28 апреля 2022 г. по административному делу по административному иску Никонорова Сергея Михайловича об оспаривании действий командира войсковой части N и начальника территориального отдела "Саратовский" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения положенными видами денежного довольствия, невыплатой жилищной субсидии во внеочередном порядке, а также о взыскании компенсации морального вреда, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Саратовский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) К.М. Буданов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.