Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Федина К.А, судей Дорохиной О.А, Кориновской О.Л, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шестаковой Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-422/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области о взыскании с Сиваева Виталия Анатольевича недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням на недоимку по страховым взносам
по апелляционной жалобе административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области
на решение Полевского городского суда Свердловской области от 22 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Кориновской О.Л, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (далее также - МИФНС России N 25 по Свердловской области, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Сиваева В.А. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 18 229 рублей, задолженности по пеням на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 160 рублей 12 копеек, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 7 559 рублей 99 копеек, задолженности по пеням на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 66 рублей 40 копеек.
В обоснование административного иска указано на то, что в период с 02 июля 2013 года по 23 ноября 2020 года административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и, соответственно, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, обязанность по уплате которых им не исполнена. В связи с неисполнением плательщиком страховых взносов обязанности по их уплате, административным истцом произведено начисление пени на образовавшуюся недоимку и в адрес административного ответчика направлено требование об уплате страховых взносов, пени. В добровольном порядке данное требование также не исполнено, что послужило основанием для обращения административного истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с указанным административным исковым заявлением.
Решением Полевского городского суда Свердловской области от 22 апреля 2022 года административный иск МИФНС России N 25 по Свердловской области оставлен без удовлетворения.
Представитель административного истца МИФНС России N 25 по Свердловской области подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по административному делу новое решение - об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее автор ссылается на то, что административный ответчик не представил доказательств, подтверждающих, что предпринимательская деятельность им фактически не осуществлялась. Сиваев В.А. не принимал меры, направленные на прекращение его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и исключение соответствующей записи из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Требование об уплате страховых взносов, пеней направлено по месту регистрации административного ответчика, сведения о котором имеются в автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3").
Представитель административного истца МИФНС России N 25 по Свердловской области, административный ответчик Сиваев В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе посредством публикации указанной информации на официальном сайте Свердловского областного суда, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы представителя административного истца, возражения административного ответчика на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления налоговым органом плательщику страховых взносов требования об их уплате (пункты 1, 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 года N 335-ФЗ) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно пункту 1.1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, введенному Федеральным законом от 08 июня 2020 года N 172-ФЗ, для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20 318 рублей.
Порядок определения размера страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, в течение которого физическим лицом начата и прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, установлен пунктами 3-5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Календарным месяцем начала деятельности для индивидуального предпринимателя признается календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 2).
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5).
Кроме того, согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов являются пени.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пунктов 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты страховых взносов по день исполнения обязанности по их уплате включительно, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью плательщика страховых взносов в случае их уплаты в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Конституционный Суда Российской Федерации в определении от 12 мая 2005 года N 213-О указал на то, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п, равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется в судебном порядке. Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания закона не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, в период с 02 июля 2013 года по 23 ноября 2020 года Сиваев В.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Страховые взносы за 2020 год Сиваев В.А. не уплатил.
16 февраля 2021 года налоговым органом в адрес Сиваева В.А. по почте заказным письмом направлено требование N 20966 от 09 февраля 2021 года об уплате в срок до 30 марта 2021 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 18 229 рублей 76 копеек, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 160 рублей 12 копеек, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 7 559 рублей 99 копеек, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 66 рублей 40 копеек.
Указанное требование Сиваевым В.А. не исполнено, в связи с чем административный истец направил в адрес мирового судьи заявление о вынесении судебного приказа.
Судебный приказ N 2а-2513/2021 от 24 мая 2021 года о взыскании с Сиваева В.А. недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням отменен определением мирового судьи от 16 августа 2021 года.
Административное исковое заявление направлено административным истцом в суд по почте 16 февраля 2022 года.
Кроме того, судом при рассмотрении настоящего административного дела установлено, что в период с 27 марта 2015 года по 05 августа 2021 года административный ответчик Сиваев В.А. отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии.
Согласно справке ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области, за время отбывания Сиваевым В.А. наказания с его лицевого счета денежные средства по исполнительным листам не удерживались, ввиду их отсутствия на указанном счете.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении требований МИФНС России N 25 по Свердловской области, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что в период с 27 июля 2014 года по 23 ноября 2020 года Сиваев В.А. по объективным причинам не осуществлял и не мог осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку содержался в исправительном учреждении. По тем же причинам он не мог подать заявление о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и исключении соответствующей записи из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Соответственно, начисление страховых взносов Сиваеву В.А. как индивидуальному предпринимателю за 2020 год является необоснованным.
Кроме того, суд указал на то, что 04 апреля 2018 года Сиваев В.А. снят с регистрационного учета по адресу: "адрес", поскольку находился в местах лишения свободы, поэтому он не мог получить требование налогового органа об уплате страховых взносов, пеней и исполнить его. Процедура принудительного взыскания страховых взносов возможна только после выполнения требований статей 52, 69 Налогового кодекса Российской Федерации о направлении налоговым органом налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога, а, поскольку указанные требования выполнены не были, то есть требование направлено не по адресу регистрации или фактического нахождения Сиваева В.А, не имелось у административного истца и оснований для принудительного взыскания страховых взносов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с Сиваева В.А. недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням на недоимку по страховым взносам, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны по результатам исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается тот факт, что Сиваев В.А. предпринимательскую деятельность фактически не осуществлял, поскольку отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении.
При этом административный ответчик не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя в силу непреодолимых обстоятельств.
Как выше указано, на лицевом счете Сиваева В.А. во время отбывания наказания отсутствовали денежные средства, что ограничивало его возможность разрешить вопрос о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Судебная коллегия приходит к выводу о наличии в данном случае обстоятельств исключительного характера, препятствовавших Сиваеву В.А. своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что Сиваев В.А. не принимал меры, направленные на прекращение его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и исключение соответствующей записи из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, не влекут отмену решения суда первой инстанции, поскольку наличие у административного ответчика, содержавшегося в местах лишения свободы, реальной возможности принять такие меры какими-либо доказательствами они подтверждается.
Иные доводы апелляционной жалобы представителя административного истца также не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта.
Судебной коллегией не установлено оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает законным и обоснованным решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Полевского городского суда Свердловской области от 22 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий К.А. Федин
Судьи О.А. Дорохина
О.Л. Кориновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.