Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чуряева А.В, судей Сабаевой И.Н, Дятлова М.В, при секретаре Трухановой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело N2а-333/2022 по административному исковому заявлению К.О.Н. к бюджетному учреждению Орловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", директору бюджетного учреждения Орловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" ФИО8, Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы N 9 по Орловской области, начальнику Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы N 9 по Орловской области У.И.В. о признании незаконным бездействия, об обязании исключить из реестра индивидуальных предпринимателей
по апелляционной жалобе административного истца - К.О.Н. на решение Советского районного суда г. Орла от 27 января 2022 года, которым административное исковое заявление К.О.Н. оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н, выслушав объяснения К.О.Н. и ее представителя Р.Е.В, поддержавших доводы жалобы, возражения представителя бюджетного учреждения Орловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Сусловой Е.Н, Межрайонной инспекции ФНС N9 по Орловской области Р.О.С, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда, установила:
административный истец - К.О.Н. обратилась в суд с административным иском к бюджетному учреждению Орловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - БУ ОО "МФЦ"), директору БУ ОО "МФЦ" ФИО8, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Орловской области (далее - МИ ФНС N9 по Орловской области), начальнику МИ ФНС N9 по Орловской области У.И.В. о признании незаконным бездействия, обязании исключить из реестра индивидуальных предпринимателей.
В обоснование заявленных требований указывала, что 24.12.2018 она обратилась в МФЦ Шаблыкинского района Орловской области с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, отказа в регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя административный истец не получала, поэтому полагала, что ее статус в качестве индивидуального предпринимателя прекращен.
С 2019 года деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не осуществляет.
В 2021 году К.О.Н. узнала, что она исключена из реестра индивидуальных предпринимателей на основании решения об исключении недействующего индивидуального предпринимателя от 18.01.2021.
По изложенным основаниям, с учетом уточнения заявленных требований, административный истец просила суд признать незаконным бездействие МИ ФНС N9 по Орловской области по не передаче БУ ОО "МФЦ" решения и его не вручении; обязать исключить ее из реестра индивидуальных предпринимателей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К.О.Н. просит отменить решение суда. Приводит довод о том, что отделом МФЦ в суд первой инстанции не была представлена выписка из реестра, где указано о поступлении документов и отказе налогового органа на имя К.О.Н.
При этом в представленном отделом МФЦ реестре стоит поддельная подпись о получении административным истцом документов от 30.10.2019, подлинность ее подписи на заявлении, адресованном налоговому органу, также вызывает сомнение.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу директор БУ ОО "МФЦ" ФИО8 полагает, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из части 9 статьи 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, согласно части 2 статьи 62 и части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Согласно статье 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) документа об уплате государственной пошлины (пункт 1).
Представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона; государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона; государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи (пункты 7 - 9 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2021 N129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В силу статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации; требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации; заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (пункт 1); датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (пункт 2); заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов (пункт 3).
В соответствии с пунктом 5.1.3 раздела 5 Соглашения о взаимодействии N 57 между БУ ОО "МФЦ" и Управлением ФНС России по Орловской области от 06.07.2016, МФЦ, многофункциональные центры и привлекаемые организации, указанные в Приложении N 2 к настоящему Соглашению, передают (направляют) в налоговые органы, указанные в Приложении N3 к настоящему Соглашению, полученный от заявителя запрос о предоставлении государственной услуги, предусмотренной настоящим Соглашением, в срок, предусмотренный Порядком взаимодействия при организации предоставления государственных услуг.
Согласно статье 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1); моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 2); регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр (пункт 3).
Из буквального толкования пункта 1 статьи 22.1, пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ следует, что для принятия налоговым органом решений о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, прекращении данного статуса и внесении соответствующих записей в ЕГРИП необходимо волеизъявление гражданина, выраженное в установленной законом форме, с представлением предусмотренных законом документов.
Учитывая, что Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ определены конкретные сроки совершения регистрационных действий, с которыми законодатель связывает правовые последствия в виде возникновения и прекращения статуса индивидуального предпринимателя, факт обращения в налоговый орган для совершения юридически значимых действий подтверждается соответствующей распиской о приеме документов, в том числе, если документы направляются в налоговый орган по почте.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе К.О.Н. поставлена на учет в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации с присвоением 05.07.2011 ИНН N.
05.07.2011 К.О.Н. была зарегистрирована МИ ФНС N 7 по Орловской области в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесены сведения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее -ЕГРИП) с присвоением государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя N.
07.07.2011 в ЕГРИП внесены сведения в отношении К.О.Н. о регистрации в качестве страхователя в государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шаблыкинском районе Орловской области (л.д.121, 159-161).
24.12.2018 К.О.Н. подала в обособленное подразделение - Отдел МФЦ Шаблыкинского района Орловской области заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, с указанием о выдаче решения заявителю (л.д.144, 145-148, 79).
На основании пункта 5.1.3 раздела 5 Соглашения о взаимодействии N от 06.07.2016 обособленное подразделение Отдел МФЦ Шаблыкинского района Орловской области направило заявление К.О.Н. в МИ ФНС N 9 по Орловской области для рассмотрения и принятия решения.
25.12.2018 заявление К.О.Н. о прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя было получено МИ ФНС N 9 по Орловской области. Одновременно определена дата выдачи документов административному истцу - 10.01.2019 (л.д.144).
Решением МИ ФНС N 9 по Орловской области от 09.01.2019 NА, К.О.Н. было отказано в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по тем основаниям, что в представленном 25.12.2018 на государственную регистрацию прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя заявлении указан номер ОГРНИП другого физического лица (л.д.149-150).
30.10.2019 указанное решение получено административным истцом лично (л.д.80).
Факт получения К.О.Н. 30.10.2019 решения МИ ФНС N 9 по Орловской области об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подтвердила в суде первой инстанции, допрошенная в качестве свидетеля, специалист по приему и выдаче документов Шаблыкинского МФЦ ФИО9 (л.д.208-209).
18.01.2021 К.О.Н. была исключена из ЕГРИП, как недействующий индивидуальный предприниматель (ГРН N).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что действия административных ответчиков соответствуют требованиям закона, права, свободы и законные интересы К.О.Н. нарушены не были, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку при рассмотрении административного дела не установлено совокупности необходимых условий, предусмотренных частью 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения административных исковых требований.
Кроме того, судом сделан правильный вывод о пропуске административным истцом установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 КАС РФ).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя К.О.Н. стало известно 30.10.2019, однако с административным иском она обратилась в районный суд только 01.10.2021, т.е. по истечении установленного законом срока.
При этом, уважительных причин пропуска срока административным истцом представлено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают и не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным.
Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, к его отмене, в том числе и по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 27 января 2022 года оставить без изменения, жалобу К.О.Н. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Судья Короткова О.И. 57RS0019-03-2021-000113-24
дело N 33а-1626/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июня 2022 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чуряева А.В, судей Сабаевой И.Н, Дятлова М.В, при секретаре Трухановой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело N2а-333/2022 по административному исковому заявлению К.О.Н. к бюджетному учреждению Орловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", директору бюджетного учреждения Орловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" ФИО8, Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы N 9 по Орловской области, начальнику Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы N 9 по Орловской области У.И.В. о признании незаконным бездействия, об обязании исключить из реестра индивидуальных предпринимателей
по апелляционной жалобе административного истца - К.О.Н. на решение Советского районного суда г. Орла от 27 января 2022 года, которым административное исковое заявление К.О.Н. оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н, выслушав объяснения К.О.Н. и ее представителя Р.Е.В, поддержавших доводы жалобы, возражения представителя бюджетного учреждения Орловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Сусловой Е.Н, Межрайонной инспекции ФНС N9 по Орловской области Р.О.С, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда, установила:
административный истец - К.О.Н. обратилась в суд с административным иском к бюджетному учреждению Орловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - БУ ОО "МФЦ"), директору БУ ОО "МФЦ" ФИО8, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Орловской области (далее - МИ ФНС N9 по Орловской области), начальнику МИ ФНС N9 по Орловской области У.И.В. о признании незаконным бездействия, обязании исключить из реестра индивидуальных предпринимателей.
В обоснование заявленных требований указывала, что 24.12.2018 она обратилась в МФЦ Шаблыкинского района Орловской области с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, отказа в регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя административный истец не получала, поэтому полагала, что ее статус в качестве индивидуального предпринимателя прекращен.
С 2019 года деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не осуществляет.
В 2021 году К.О.Н. узнала, что она исключена из реестра индивидуальных предпринимателей на основании решения об исключении недействующего индивидуального предпринимателя от 18.01.2021.
По изложенным основаниям, с учетом уточнения заявленных требований, административный истец просила суд признать незаконным бездействие МИ ФНС N9 по Орловской области по не передаче БУ ОО "МФЦ" решения и его не вручении; обязать исключить ее из реестра индивидуальных предпринимателей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К.О.Н. просит отменить решение суда. Приводит довод о том, что отделом МФЦ в суд первой инстанции не была представлена выписка из реестра, где указано о поступлении документов и отказе налогового органа на имя К.О.Н.
При этом в представленном отделом МФЦ реестре стоит поддельная подпись о получении административным истцом документов от 30.10.2019, подлинность ее подписи на заявлении, адресованном налоговому органу, также вызывает сомнение.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу директор БУ ОО "МФЦ" ФИО8 полагает, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из части 9 статьи 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, согласно части 2 статьи 62 и части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Согласно статье 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) документа об уплате государственной пошлины (пункт 1).
Представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона; государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона; государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи (пункты 7 - 9 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2021 N129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В силу статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации; требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации; заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (пункт 1); датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (пункт 2); заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов (пункт 3).
В соответствии с пунктом 5.1.3 раздела 5 Соглашения о взаимодействии N 57 между БУ ОО "МФЦ" и Управлением ФНС России по Орловской области от 06.07.2016, МФЦ, многофункциональные центры и привлекаемые организации, указанные в Приложении N 2 к настоящему Соглашению, передают (направляют) в налоговые органы, указанные в Приложении N3 к настоящему Соглашению, полученный от заявителя запрос о предоставлении государственной услуги, предусмотренной настоящим Соглашением, в срок, предусмотренный Порядком взаимодействия при организации предоставления государственных услуг.
Согласно статье 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1); моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 2); регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр (пункт 3).
Из буквального толкования пункта 1 статьи 22.1, пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ следует, что для принятия налоговым органом решений о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, прекращении данного статуса и внесении соответствующих записей в ЕГРИП необходимо волеизъявление гражданина, выраженное в установленной законом форме, с представлением предусмотренных законом документов.
Учитывая, что Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ определены конкретные сроки совершения регистрационных действий, с которыми законодатель связывает правовые последствия в виде возникновения и прекращения статуса индивидуального предпринимателя, факт обращения в налоговый орган для совершения юридически значимых действий подтверждается соответствующей распиской о приеме документов, в том числе, если документы направляются в налоговый орган по почте.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе К.О.Н. поставлена на учет в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации с присвоением 05.07.2011 ИНН N.
05.07.2011 К.О.Н. была зарегистрирована МИ ФНС N 7 по Орловской области в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесены сведения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее -ЕГРИП) с присвоением государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя N.
07.07.2011 в ЕГРИП внесены сведения в отношении К.О.Н. о регистрации в качестве страхователя в государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шаблыкинском районе Орловской области (л.д.121, 159-161).
24.12.2018 К.О.Н. подала в обособленное подразделение - Отдел МФЦ Шаблыкинского района Орловской области заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, с указанием о выдаче решения заявителю (л.д.144, 145-148, 79).
На основании пункта 5.1.3 раздела 5 Соглашения о взаимодействии N от 06.07.2016 обособленное подразделение Отдел МФЦ Шаблыкинского района Орловской области направило заявление К.О.Н. в МИ ФНС N 9 по Орловской области для рассмотрения и принятия решения.
25.12.2018 заявление К.О.Н. о прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя было получено МИ ФНС N 9 по Орловской области. Одновременно определена дата выдачи документов административному истцу - 10.01.2019 (л.д.144).
Решением МИ ФНС N 9 по Орловской области от 09.01.2019 NА, К.О.Н. было отказано в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по тем основаниям, что в представленном 25.12.2018 на государственную регистрацию прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя заявлении указан номер ОГРНИП другого физического лица (л.д.149-150).
30.10.2019 указанное решение получено административным истцом лично (л.д.80).
Факт получения К.О.Н. 30.10.2019 решения МИ ФНС N 9 по Орловской области об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подтвердила в суде первой инстанции, допрошенная в качестве свидетеля, специалист по приему и выдаче документов Шаблыкинского МФЦ ФИО9 (л.д.208-209).
18.01.2021 К.О.Н. была исключена из ЕГРИП, как недействующий индивидуальный предприниматель (ГРН N).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что действия административных ответчиков соответствуют требованиям закона, права, свободы и законные интересы К.О.Н. нарушены не были, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку при рассмотрении административного дела не установлено совокупности необходимых условий, предусмотренных частью 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения административных исковых требований.
Кроме того, судом сделан правильный вывод о пропуске административным истцом установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 КАС РФ).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя К.О.Н. стало известно 30.10.2019, однако с административным иском она обратилась в районный суд только 01.10.2021, т.е. по истечении установленного законом срока.
При этом, уважительных причин пропуска срока административным истцом представлено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают и не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным.
Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, к его отмене, в том числе и по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 27 января 2022 года оставить без изменения, жалобу К.О.Н. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.