2-й Восточный окружной военный суд в составе:
председательствующего - Антонова А.Г.
и судей - Винника С.Ю, Даутова М.Ф, при секретаре судебного заседания Батомункуевой С.Н, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2 а-60/2022 по административному исковому заявлению военнослужащего "... " ".звание.." Батурина Евгения Владимировича об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии данного управления, связанных со снятием с учёта нуждающихся в служебных жилых помещениях и прекращением выплаты компенсации за наём жилого помещения, а также о компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе административного истца на решение Читинского гарнизонного военного суда от 13 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Даутова М.Ф, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, выслушав выступления представителя административного истца - адвоката Милецкой Е.А. в поддержание доводов указанной жалобы и представителя административных ответчиков - Шишканова В.А. в поддержание вынесенного судебного решения, окружной военный суд
установил:
Батурин Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в "... " 27 февраля 2019 года он с составом семьи (всего 6 человек) был обеспечен жилищной субсидией по избранному месту жительства - в городе "адрес", а 6 августа 2019 года приобрёл на выделенные средства жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" Решением жилищной комиссии "... " от 16 декабря 2021 года N 35, утверждённым начальником данного управления 20 декабря того же года, он и члены его семьи, как обеспеченные жилищной субсидией, были сняты с учёта нуждающихся в служебных жилых помещениях по месту прохождения им военной службы - в городе "адрес" По той же причине, ему в период с 1 июля 2019 года прекращена выплата компенсации за поднаём жилого помещения в общем размере ".000000.." рублей.
Полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд признать данные действия жилищной комиссии этого управления и названного должностного лица незаконными, обязать последнего отменить приведённое решение жилищной комиссии, восстановить его и членов его семьи на учёте нуждающихся в служебных жилых помещениях, а также взыскать с указанного управления в его пользу компенсацию за наём жилого помещения за период с 1 июля 2019 года по 1 марта 2022 года в общем размере ".000000.." рублей и компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Читинский гарнизонный военный суд решением от 13 апреля 2022 года отказал Батурину Е.В. в удовлетворении его административного искового заявления.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая своё несогласие с решением, просит его, как незаконное и необоснованное, отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме, в обоснование приводя следующие доводы.
Констатируя и анализируя положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303, автор жалобы утверждает о необоснованности вывода суда о законности снятия его и членов его семьи с учёта нуждающихся в служебных жилых помещениях после получения жилищной субсидии, поскольку место покупки жилья (город "адрес") не совпадает с местом прохождения им военной службы (город "адрес"). При этом документы на оформление жилищной субсидии с учётом его младшей дочери "..А.", "дата" года рождения, им в настоящее время не реализованы, вследствие чего она не может считаться обеспеченной по нормам жилищного законодательства, однако она была признана нуждающейся в служебном жилом помещении. Кроме того, денежная компенсация за наём (поднаём) жилых помещений выплачивается военнослужащему в случае его необеспеченности в соответствующем населённом пункте, а её выплата прекращается после утраты права на её получение.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, окружной военный суд находит решение законным и обоснованным.
Так, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, гарнизонный военный суд правильно исходил из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, Батурин Е.В, подлежащий на весь период военной службы обеспечению служебным жилым помещением, с 2013 года проходит военную службу в "... ", дислоцированном в городе "адрес".
Решением жилищной комиссии этого управления от 9 марта 2017 года административный истец и члены его семьи (всего 6 человек) приняты на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предназначенных для постоянного проживания.
Решениями жилищной комиссии данного управления от 19 марта 2015 года и от 17 марта 2017 года Батурин Е.В. с составом семьи с 10 ноября 2014 года был включён в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы, ввиду отсутствия которых ему до 1 июля 2019 года производилась выплата ежемесячной денежной компенсации за наём жилого помещения.
Решением жилищной комиссии указанного управления от 20 февраля 2019 года административному истцу предоставлена жилищная субсидия, на которую он приобрёл жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Решением жилищной комиссии "... " от 16 декабря 2021 года Батурин Е.В. и члены его семьи были сняты с учёта нуждающихся в служебных жилых помещениях вследствие предоставления ему жилищной субсидии, а с 1 июля 2019 года ему прекращена выплата ежемесячной денежной компенсации за наём жилого помещения.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Согласно абзацу двенадцатому п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона.
Содержание названных норм закона указывает на то, что жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а её предоставление - исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в населённых пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населённых пунктах - в других близлежащих населённых пунктах.
При этом в силу п. 3 ст. 15 Закона военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наём (поднаём) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названными предписаниями закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, согласно п. 2 которого выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Законом (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 года N 989).
Кроме того, согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, осуществляется ежемесячно за счёт и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение названного постановления приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303 утверждена Инструкция об организации в Вооружённых Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений, в соответствии с п. 8 которой выплата денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления им субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Из изложенного следует, что денежная компенсация за наём (поднаём) жилых помещений выплачивается военнослужащим в случае их необеспеченности жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте, а её выплата прекращается после утраты права на её получение.
При таких данных административный истец после получения 20 февраля 2019 года жилищной субсидии с 1 марта того же года утратил право на получение денежной компенсации за наём жилого помещения.
То обстоятельство, что Батурин Е.В. в порядке реализации жилищной субсидии приобрёл жилое помещение не по месту военной службы, а также то, что до 16 декабря 2021 года он не исключался из списка на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы, на законность принятого жилищным органом решения не влияет.
Согласно п. 9 ст. 2 Закона военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с названным федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В суде установлено, что административный истец, как подлежащий обеспечению на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет приобрёл право на получение жилищной субсидии. В то же время по месту военной службы он был признан нуждающимся в служебном жилом помещении. То есть, военнослужащий Батурин Е.В. при установленных обстоятельствах имел право на получение одной и той же социальной гарантии в форме жилищного обеспечения по двум основаниям: приобретение жилья за счёт реализации предоставленной ему жилищной субсидии и получение служебного жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
При таких данных реализация административным истцом права на жильё посредством приобретения по предоставленной ему жилищной субсидии жилого помещения в городе "адрес" исключала обеспечение его служебным жилым помещением по месту военной службы в городе "адрес".
Аналогичные выводы содержатся в п. 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2019), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 апреля 2019 года.
Таким образом, действия начальника и жилищной комиссии "... ", связанные со снятием Батурина Е.В. и членов его семьи с учёта нуждающихся в служебных жилых помещениях и прекращением выплаты компенсации за наём жилого помещения после предоставления жилищной субсидии являются законными и обоснованными.
Принимая во внимание изложенное, окружной военный суд приходит к выводу, что оснований для отмены либо изменения принятого гарнизонным военным судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется. Другие основания для этого также отсутствуют.
Ввиду вышеприведённого, а также руководствуясь ст. 307, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 13 апреля 2022 года по административному делу N 2 а-60/2022 по административному исковому заявлению военнослужащего "... " ".звание.." Батурина Евгения Владимировича об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии данного управления, связанных со снятием с учёта нуждающихся в служебных жилых помещениях и прекращением выплаты компенсации за наём жилого помещения, а также о компенсации морального вреда, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Председательствующий А.Г. Антонов
Судьи: С.Ю. Винник
М.Ф. Даутов
Дата составления мотивированного апелляционного определения - 8 июля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.