Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Крамаренко О.А, судей Ганцевича С.В, Тращенковой О.В, при секретаре Каленик А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Столярова А.С. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 6 мая 2022 года по гражданскому делу по искам Столярова ФИО1 к АО "Автотор" о взыскании неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований об устранении недостатков товара, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ганцевича С.В, объяснения представителя ответчика Магамадова А.Г, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Столяров А.С. обратился в суд с исками в количестве 117 шт. к АО "Автотор" (далее - Общество), в которых с учётом заявления об уточнении исковых требований указал, что 29.12.2015 им был получен от продавца, приобретенный по договору купли-продажи N N, заключенному 08.12.2015 с ООО " "данные изъяты"" в лице его филиала " "данные изъяты"" (официальный дилер), автомобиль BMW Х6 N (далее - "БМВ"), ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, изготовителем которого является Общество. Стоимость автомобиля составила 4 390 000 руб. На автомобиль была установлена гарантия: 12 лет от сквозной коррозии, 3 года на ЛКП, на весь остальной автомобиль - 2 года, а также постгарантийное обслуживание в 3-й год, но до достижения 100 000 км пробега.
Все установленные руководством по эксплуатации регламентные работы выполнялись им на дилерских сервисных станциях, однако в период эксплуатации у автомобиля проявились недостатки, о которых он уведомлял продавца и дилера, и производителя. Неоднократно обращался с требованием об устранении недостатков, но дилером были выполнены только некоторые работы, а автомобиль так и не приведен в исправное состояние.
Первое обращение было направлено официальному дилеру - ООО " "данные изъяты"" 21.06.2017, но недостатки не были устранены.
27.11.2018 им была подана претензия Обществу об устранении дефектов в порядке гарантии, постгарантийного обслуживания, либо в порядке п. 1 ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1). Претензия получена ответчиком 05.12.2018, но оставлена без удовлетворения.
15.04.2019 истцом направлена Обществу претензия о принятии некачественного автомобиля и возврате уплаченных денежных средств. Претензия вручена 24.04.2019. Требования, изложенные в претензии, Общество не выполнило.
В дальнейшем он обратился в суд с иском о возврате автомобиля и взыскании его стоимости, а также о взыскании неустойки за неисполнение требования о возврате некачественного товара. Иск был удовлетворен, автомобиль возвращен производителю, в его пользу взыскана стоимость автомобиля, компенсация морального вреда, неустойка за неисполнение требования о возврате товара и штраф.
При этом решением Советского районного суда г. Самара от 28.10.2019 по гражданскому делу N2-1886/19 со ссылкой на заключение судебной экспертизы, выполненной ООО "Лаборатория экспертиз "Регион 63", установлено, что на автомобиле имеются множественные производственные дефекты, в том числе существенные недостатки (по признаку неоднократности), которые влияют на безопасность движения, создают угрозу здоровью водителя и пассажиров, и делают автомобиль не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом, приводят к недопустимости использования данного автомобиля в целях, для которых данный автомобиль обычно используется.
Полагает, что выявленные производственные дефекты влияют на долговечность автомобиля и снижают его потребительские свойства (товарный вид автомобиля, способность удовлетворять требованиям владельца, престижность автомобиля и т.п.). Ссылаясь на положения п. 1 ст. 23, ст.ст. 20, 21 и 22 Закона N 2300-1, заявил о взыскании неустойки за неисполнение требования об устранении недостатков товара в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки, при этом указывает, что на основании п. 32 постановления Пленума ВС РФ N 17 от 28.06.2012 неустойка должна быть взыскана за каждое допущенное нарушение. Расчёт неустойки считает необходимым производить с 13.12.2018, поскольку в соответствии с выводом судебной экспертизы по вопросу N 6 для устранения всех дефектов на автомобиле необходимо 48, 1 часов, что, исходя из восьми часового рабочего дня, составляет семь суток. Т.е. работы по устранению недостатков должны были быть завершены не позднее 12.12.2018 (05.12.2018 + 7 суток). Вместо этого ремонт не был произведён с 12.12.2018 по 24.04.2019 (дата получения Обществом требования о возврате ТС и взыскании его стоимости).
Направленные в адрес Общества досудебные претензии о выплате неустойки за нарушение сроков удовлетворения требования об устранении недостатков в порядке п. 1 ст. 23 и ст. 20 Закона N 2300-1, были оставлены последним без удовлетворения.
Таким образом, полагал, что у него возникло право в судебном порядке требовать взыскания с ответчика неустойки, а также компенсации морального вреда, в связи с чем он обратился в Центральный районный суд г. Калининграда, а также к мировому судье 6-го судебного участка Центрального судебного района г. Калининграда с вышеназванными исками.
Просил взыскать с Общества в свою пользу:
1. неустойку за нарушение срока устранения установленного недостатка товара в виде дефекта накладки воздуховода (хромированная) - передних правого и левого крыльев имеет повреждения в виде "вздутия" гальванического покрытия за периоды:
- с 13.12.2018 по 29.12.2018 (17 дней) в размере 991 258, 12 руб, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.;
- с 30.12.2018 по 31.12.2018 (2 дня) в размере 94 400 руб, компенсацию морального вреда в размере 5500 руб.;
- с 01.01.2019 по 16.01.2019 (16 дней) в размере 932 948, 82 руб, компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.;
- с 17.01.2019 по 18.01.2019 (2 дня) в размере 95 300 руб, компенсацию морального вреда в размере 4300 руб.;
- с 19.01.2019 по 05.02.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 36 000 руб.
- с 06.02.2019 по 07.02.2019 (2 дня) в размере 95 500 руб, компенсацию морального вреда в размере 3500 руб.;
- с 08.02.2019 по 20.02.2019 (13 дней) в размере 758 020, 92 руб, компенсацию морального вреда в размере 75 000 руб.
- с 21.02.2019 по 22.02.2019 (2 дня) в размере 95 000 руб, компенсацию морального вреда в размере 4500 руб.;
с 23.02.2019 по 09.03.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 77 000 руб.
2. неустойку за нарушение срока устранения установленного недостатка товара в виде дефекта двери передней правой - потертости (задиры) ЛКП до грунта и металла в передней торцевой части S 2x0, 5см в сопряжении с передним правым крылом за периоды:
- с 13.12.2018 по 29.12.2018 (17 дней) в размере 991 258, 12 руб, компенсацию морального вреда в размере 46 000 руб.;
- с 30.12.2018 по 31.12.2018 (2 дня) в размере 93 000 руб, компенсацию морального вреда в размере 6000 руб.;
- с 01.01.2019 по 16.01.2019 (16 дней) в размере 932 948, 82 руб, компенсацию морального вреда в размере 26 000 руб.;
- с 17.01.2019 по 18.01.2019 (2 дня) в размере 94 300 руб, компенсацию морального вреда в размере 5100 руб.;
- с 19.01.2019 по 05.02.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 31 000 руб.
- с 06.02.2019 по 07.02.2019 (2 дня) в размере 94 100 руб, компенсацию морального вреда в размере 5500 руб.;
- с 08.02.2019 по 20.02.2019 (13 дней) в размере 758 020, 92 руб, компенсацию морального вреда в размере 55 000 руб.;
- с 21.02.2019 по 22.02.2019 (2 дня) в размере 94 500 руб, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.;
- с 23.02.2019 по 09.03.2019 в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 95 000 руб.
3. неустойку за нарушение срока устранения установленного недостатка товара в виде дефекта двери задка (крышка багажника) - потертости, поверхностные царапины ЛКП на внутренней части в сопряжении с уплотнителями проема багажника за периоды:
- с 13.12.2018 по 29.12.2018 (17 дней) в размере 991 258, 12 руб, компенсацию морального вреда в размере 53 000 руб.;
- с 30.12.2018 по 31.12.2918 (2 дня) в размере 92 500 руб, компенсацию морального вреда в размере 7000 руб.;
- с 01.01.2019 по 16.01.2019 (16 дней) в размере 932 948, 82 руб, компенсацию морального вреда в размере 33 000 руб.;
- с 17.01.2019 по 18.01.2019 (2 дня) в размере 95 700 руб, компенсацию морального вреда в размере 3300 руб.;
- с 19.01.2019 по 05.02.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 39 000 руб.;
- с 06.02.2019 по 07.02.2019 (2 дня) в размере 95 700 руб, компенсацию морального вреда в размере 3300 руб.;
- с 08.02.2019 по 21.02.2019 (14 дней) в размере 816 330, 22 руб, компенсацию морального вреда в размере 90 000 руб.
- с 22.02.2019 по 23.02.2019 (2 дня) в размере 95 500 руб, компенсацию морального вреда в размере 4000 руб.;
- с 24.02.2019 по 08.03.2019 (13 дней) в размере 758 020, 92 руб, компенсацию морального вреда в размере 65 000 руб.;
4. неустойку за нарушение срока устранения установленного недостатка товара в виде дефекта сайлентблоков подвески передних нижних (продольных рычагов) передней подвески имеют трещины демпфирующего материала изготовления за периоды:
- с 13.12.2018 по 29.12.2018 (17 дней) в размере 991 258, 12 руб, компенсацию морального вреда в размере 55 000 руб.;
с 30.12.2018 по 31.12.2018 (2 дня) в размере 94 600 руб, компенсацию морального вреда в размере 5100 руб.;
- с 01.01.2019 по 16.01.2019 (16 дней) в размере 932 948, 82 руб, компенсацию морального вреда в размере 35 000 руб.;
- с 17.01.2019 по 18.01.2019 (2 дня) в размере 94 900 руб, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.;
- с 19.01.2019 по 05.02.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 43 000 руб.;
- с 06.02.2019 по 07.02.2019 (2 дня) в размере 95 100 руб, компенсацию морального вреда в размере 4700 руб.;
- с 08.02.2019 по 21.02.2019 (14 дней) в размере 816 330, 22 руб, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
- с 22.02.2019 по 23.02.2019 (2 дня) в размере 92 900 руб, компенсацию морального вреда в размере 7000 руб.;
- с 24.02.2019 по 08.03.2019 (13 дней) в размере 758 020, 92 руб, компенсацию морального вреда в размере 55 000 руб.;
5. неустойку за нарушение срока устранения установленного недостатка товара в виде дефекта сайлентблоков подвески редуктора заднего моста (3 шт.) - трещины демпфирующего материала изготовления за периоды:
- с 13.12.2018 по 29.12.2018 (17 дней) в размере 991 258, 12 руб, компенсацию морального вреда в размере 56 000 руб.;
- с 30.12.2018 по 31.12.2018 (2 дня) в размере 96 200 руб, компенсацию морального вреда в размере 3500 руб.;
- с 01.01.2019 по 16.01.2019 (16 дней) в размере 932 948, 82 руб, компенсацию морального вреда в размере 36 000 руб.;
- с 17.01.2019 по 18.01.2019 (2 дня) в размере 97 000 руб, компенсацию морального вреда в размере 2900 руб.;
- с 19.01.2019 по 05.02.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 45 000 руб.;
- с 06.02.2019 по 07.02.2019 (2 дня) в размере 97 300 руб, компенсацию морального вреда в размере 2500 руб.;
- с 08.02.2019 по 20.02.2019 (13 дней) в размере 758 020, 92 руб, компенсацию морального вреда в размере 105 000 руб.
- с 21.02.2019 по 22.02.2019 (2 дня) в размере 97 300 руб, компенсацию морального вреда в размере 2500 руб.;
с 23.02.2019 по 09.03.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.;
6. неустойку за нарушение срока устранения установленного недостатка товара в виде дефекта проёмов всех четырёх боковых дверей - потертости, царапины ЛКП с повреждением слоя эмали в верхних частях в сопряжении с уплотнителями дверей за периоды:
- с 13.12.2018 по 29.12.2018 (17 дней) в размере 991 258, 12 руб, компенсацию морального вреда в размере 54 000 руб.;
- с 30.12.2018 по 31.12.2018 (2 дня) в размере 93 300 руб, компенсацию морального вреда в размере 6500 руб.;
- с 01.01.2019 по 16.01.2019 (16 дней) в размере 932 948, 82 руб, компенсацию морального вреда в размере 34 000 руб.;
- с 17.01.2019 по 18.01.2019 (2 дня) в размере 95 700 руб, компенсацию морального вреда в размере 3700 руб.;
- с 19.01.2019 по 05.02.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 41 000 руб.;
- с 06.02.2019 по 07.02.2019 (2 дня) в размер 95 500 руб, компенсацию морального вреда в размере 3900 руб.;
- с 08.02.2019 по 20.02.2019 (13 дней) в размере 758 020, 92 руб, компенсацию морального вреда в размере 95 000 руб.
- с 21.02.2019 по 22.02.2019 (2 дня) в размере 96 700 руб, компенсацию морального вреда в размере 3100 руб.;
- с 23.02.2019 по 09.03.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 60 000 руб.;
7. неустойку за нарушение срока устранения установленного недостатка товара в виде дефекта сайлентблоков (втулки нижние) амортизаторов задней подвески (2шт. левый и правый) - трещины демпфирующего материала изготовления за периоды:
- с 13.12.2018 по 29.12.2018 (17 дней) в размере 991 258, 12 руб, компенсацию морального вреда в размере 45 000 руб.;
- с 30.12.2018 по 31.12.2018(за 2 дня) в размере 95 800 руб, компенсацию морального вреда в размере 3700 руб.;
- с 01.01.2019 по 16.01.2019 (16 дней) в размере 932 948, 82 руб, компенсацию морального вреда в размере 37 000 руб.;
- с 17.01.2019 по 18.01.2019(за 2 дня) в размере 92900 руб, компенсацию морального вреда в размере 7000 руб.;
- с 19.01.2019 по 05.02.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 47 000 руб.
- с 06.02.2019 по 07.02.2019(за 2 дня) в размере 93 700 руб, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.;
- с 08.02.2019 по 21.02.2019 (14 дней) в размере 816 330, 22 руб, компенсацию морального вреда в размере 111 000 руб.;
- с 22.02.2019 по 23.02.2019(за 2 дня) в размере 96 700 руб, компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.;
- с 24.02.2019 по 08.03.2019 (13 дней) в размере 758 020, 92 руб, компенсацию морального вреда в размере 45 000 руб.;
8. неустойку за нарушение срока устранения установленного недостатка товара в виде дефекта капота - потертости и царапины ЛКП в сопряжении с уплотнителем (внутренняя часть капота) за периоды:
- с 13.12.2018 по 29.12.2018 (17 дней) в размере 991 258, 12 руб, компенсацию морального вреда в размере 51 000 руб.;
- с 30.12.2018 по 31.12.2018 (2 дня) в размере 95 000 руб, компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.;
- с 01.01.2019 по 16.01.2019 (16 дней) в размере 932 948, 82 руб, компенсацию морального вреда в размере 31 000 руб.;
- с 17.01.2019 по 18.01.2019 (2 дня) в размере 94 300 руб, компенсацию морального вреда в размере 5500 руб.;
- с 19.01.2019 по 05.02.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 37 000 руб.;
- с 06.02.2019 по 07.02.2019 (2 дня) в размере 94 700 руб, компенсацию морального вреда в размере 5100 руб.;
- с 08.02.2019 по 21.02.2019 (14 дней) в размере 816 330, 22 руб, компенсацию морального вреда в размере 80 000 руб.;
- с 22.02.2019 по 23.02.2019 (2 дня) в размере 94 500 руб, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.;
- с 24.02.2019 по 08.03.2019 (13 дней) в размере 758 020, 92 руб, компенсацию морального вреда в размере 75 000 руб.;
9. неустойку за нарушение срока устранения установленного недостатка товара в виде дефекта дверей боковых (4 шт.) - потертости, задиры ЛКП до грунта и металла в задних частях по торцам в сопряжении с уплотнителями за периоды:
- с 13.12.2018 по 29.12.2018 (17 дней) в размере 991 258, 12 руб, компенсацию морального вреда в размере 52 000 руб.;
- с 30.12.2018 по 31.12.2018 (2 дня) в размере 95 200 руб, компенсацию морального вреда в размере 4700 руб.;
- с 01.01.2019 по 16.01.2019 (16 дней) в размере 932 948, 82 руб, компенсацию морального вреда в размере 32 000 руб.;
- с 17.01.2019 по 18.01.2019 (2 дня) в размере 97 000 руб, компенсацию морального вреда в размере 2900 руб.;
- с 19.01.2019 по 05.02.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 38 000 руб.;
- с 06.02.2019 по 07.02.2019 (2 дня) в размере 97 100 руб, компенсацию морального вреда в размере 2700 руб.;
- с 08.02.2019 по 20.02.2019 (13 дней) в размере 758 020, 92 руб, компенсацию морального вреда в размере 85 000 руб.;
- с 21.02.2019 по 22.02.2019 (2 дня) в размере 96 700 руб, компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.;
- с 23.02.2019 по 09.03.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 70000 руб.;
10. неустойку за нарушение срока установленного недостатка товара в виде дефекта потертости ЛКП в задней части по торцу на переднем правом крыле в сопряжении с передней правой дверью зазор в сопряжении 2 мм на S 2x0, 5 см до грунта за периоды:
- с 13.12.2018 по 29.12.2018 (17 дней) в размере 991 258, 12 руб, компенсацию морального вреда в размере 45 000 руб.;
- с 30.12.2018 по 31.12.2018 (2 дня) в размере 94 500 руб, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.;
- с 01.01.2019 по 16.01.2019 (16 дней) в размере 932 948, 82 руб, компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.;
- с 17.01.2019 по 18.01.2019 (2 дня) в размере 95 000 pyб, компенсацию морального вреда в размере 4500 руб.;
- с 19.01.2019 по 05.02.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.;
- с 06.02.2019 по 07.02.2019 (2 дня) в размере 95 100 руб, компенсацию морального вреда в размере 4300 руб.;
- с 08.02.2019 по 21.02.2019 (14 дней) в размере 816 330, 22 руб, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
- с 22.02.2019 по 23.02.2019 (2 дня) в размере 95 100 руб, компенсацию морального вреда в размере 4700 руб.;
- с 24.02.2019 по 08.03.2019 (13 дней) в размере 758 020, 92 руб, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.;
11. неустойку за нарушение срока установленного недостатка товара в виде дефекта надписи "XDRIVE 30d" на передних правой и левой дверях - повреждение гальванического покрытия за периоды:
- с 13.12.2018 по 29.12.2018 (17 дней) в размере 991 258, 12 руб, компенсацию морального вреда в размере 49 000 руб.;
- с 30.12.2018 по 31.12.2018 (2 дня) в размере 95 900 руб, компенсацию морального вреда в размере 4000 руб.;
- с 01.01.2019 по 16.01.2019 (16 дней) в размере 932 948, 82 руб, компенсацию морального вреда в размере 29 000 руб.;
- с 17.01.2019 по 18.01.2019 (2 дня) в размере 96 500 руб, компенсацию морального вреда в размере 3100 руб.;
- с 19.01.2019 по 05.02.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 35 000 руб.;
- с 06.02.2019 по 07.02.2019 (2 дня) в размере 97 300 руб, компенсацию морального вреда в размере 2500 руб.;
- с 08.02.2019 по 21.02.2019 (14 дней) в размере 816 330, 22 руб, компенсацию морального вреда в размере 70 000 руб.;
- с 22.02.2019 по 23.02.2019 (за 2 дня) в размере 96 300 руб, компенсацию морального вреда в размере 3500 руб.;
- с 24.02.2019 по 08.03.2019 (13 дней) в размере 758 020, 92 руб, компенсацию морального вреда в размере 80 000 руб.
12. неустойку за нарушение срока установленного недостатка товара в виде дефекта крыла заднего левого (боковина задняя) - отслоение ЛКП до грунта и металла в сопряжении с передней частью заднего левого фонаря S 10x2 мм за периоды:
- с 13.12.2018 по 29.12.2018 (17 дней) в размере 991 258, 12 руб, компенсацию морального вреда в размере 47 000 руб.;
- с 30.12.2018 по 31.12.2018 (2 дня) в размере 92 000 руб, компенсацию морального вреда в размере 7500 руб.;
- с 01.01.2019 по 16.01.2019 (16 дней) в размере 932 948, 82 руб, компенсацию морального вреда в размере 27 000 руб.;
- с 17.01.2019 по 18.01.2019 (2 дня) в размере 97 300 руб, компенсацию морального вреда в размере 2500 руб.;
- с 19.01.2019 по 05.02.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 32 000 руб.;
- с 06.02.2019 по 07.02.2019(2 дня) в размере 97 100 руб, компенсацию морального вреда в размере 2700 руб.;
- с 08.02.2019 по 21.02.2019 (14 дней) в размере 816 330, 22 руб, компенсацию морального вреда в размере 60 000 руб.
- с 22.02.2019 по 23.02.2019 (2 дня) в размере 95 700 руб, компенсацию морального вреда в размере 3500 руб.;
- с 24.02.2019 по 08.03.2019 (13 дней) в размере 758 020, 92 руб, компенсацию морального вреда в размере 90 000 руб.;
13. неустойку за нарушение срока установленного недостатка товара в виде дефекта эмблемы изготовителя "X6BMW" на двери задка (крышке багажника) - повреждение гальванического покрытия в виде "вздутия" за периоды:
- с 13.12.2018 по 29.12.2018 (17 дней) в размере 991 258, 12 руб, компенсацию морального вреда в размере 48 000 руб.;
- с 30.12.2018 по 31.12.2018 (2 дня) в размере 95 000 руб, компенсацию морального вреда в размере 4500 руб.;
- с 01.01.2019 по 16.01.2019 (16 дней) в размере 932 948, 82 руб, компенсацию морального вреда в размере 28 000 руб.;
- с 17.01.2019 по 18.01.2019 (2 дня) в размере 95 700 руб, компенсацию морального вреда в размере 2700 руб.;
- с 19.01.2019 по 05.02.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 33 000 руб.;
- 06.02.2019 по 07.02.2019 (2 дня) в размере 96 700 руб, компенсацию морального вреда в размере 3100 руб.;
- с 08.02.2019 по 20.02.2019 (13 дней) в размере 758 020, 92 руб, компенсацию морального вреда в размере 65 000 руб.
- с 21.02.2019 по 22.02.2019 (2 дня) в размере 95 500 руб, компенсацию морального вреда в размере 3700 руб.
- с 23.02.2019 по 09.03.2019 (15 дней) в размере 874 639, 52 руб, компенсацию морального вреда в размере 85 000 руб.
Определением суда от 12.01.2021 дела объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N 2-1773/2022.
Решением Центрального районного суда г. Калининград от 06.05.2022 исковые требования Столярова А.С. удовлетворены частично. С Общества в пользу Столярова А.С. взысканы неустойка в размере 60 000 руб, компенсация морального вреда 30 000 руб, штраф 30 000 руб, судебные расходы в размере 1534, 00 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С Общества в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере 2300 руб.
В апелляционной жалобе Столяров А.С. просит изменить решение суда, удовлетворив заявленные им исковые требования в полном объёме. Указывает, что решение суда первой инстанции в части объединения различных дефектов и снижения суммы неустойки и штрафа является ошибочным, поскольку в силу разъяснений, содержащихся в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 17), неустойка (пени) взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение. Кроме того, судом первой инстанции необоснованно были применены положения ст. 333 ГК РФ, в том числе к размеру штрафа, поскольку Обществом не были приведены мотивы, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, в виду которых размер неустойки мог быть снижен, незаконно снижены сумма заявленной компенсации морального вреда и штрафа.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учётом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (п.1 ст. 4 Закона N 2300-1).
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением Советского районного суда г. Самары от 28.10.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 12.02.2020 и определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08.07.2020, с Общества в пользу Столярова А.А. взыскана стоимость автомобиля "БМВ" в его фактической комплектации с учётом разницы между его ценой, установленной договором, и ценой аналогичного автомобиля на момент вынесения решения суда в размере 5 830 930, 12 руб. (стоимость автомобиля 4 350 000 руб. + 112 930, 12 руб. + разница в стоимости товара 1 368 000 руб.), расходы на оформление дефектации автомобиля в размере 350 руб, на направление презентации о ремонте транспортного средства 223, 38 руб, за направление телеграмм 800 руб, расходы на диагностику 6656 руб, 5000 руб. - расходы на оплату услуг эксперта, 13 500 руб. - за хранение транспортного средства у дилера, расходы на инструментальную диагностику - 11 648 руб, на оплату судебной экспертизы - 81 500 руб, услуги представителя 65 000 руб, возмещение морального вреда в сумме - 20 000 руб, неустойку в размере 200 000 руб. На Столярова А.С. возложена обязанность передать, а на Общество принять автомобиль "БМВ". С Общества в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере 39 037, 30 руб.
Дополнительным решением Советского районного суда г. Самары от 01.11.2019 в пользу Столярова А.С. с Общества взыскан штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 200 000 руб.
Указанным решением суда установлено, что Столяров А.С. являлся собственником автомобиля "БМВ".
Из договора купли-продажи транспортного средства N N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Столяров А.С. купил у ООО " "данные изъяты" (" "данные изъяты"" - филиал ООО " "данные изъяты"") автомобиль "БМВ" за общую стоимость 4 350 000 руб.
Согласно контрольному акту от 04.12.2015 на автомобиль "БМВ" установлена и проверена спутниковая противоугонная система BMW.
Дата начала гарантии на автомобиль "БМВ" - 30.12.2015, дата окончания - 29.12.2018, продолжительностью 36 месяцев или 1-100 000 км. Гарантия третьего года распространяется на ЛКП.
Истец регулярно и своевременно в соответствии с требованиями завода изготовителя проходил рекомендуемое и плановое техническое обслуживание автомобиля в ООО "Алдис", что подтверждается счетами от 23.05.2016, 16.02.2017, 03.10.2017.
В период эксплуатацию у автомобиля проявились недостатки, о которых истец уведомлял как продавца, дилера, так и производителя, обращался с требованием об их устранении.
В связи с чем, 18.09.2018 за пределами гарантийного срока истец обратился в ЗАО " "данные изъяты"" с целью установления наличия дефектов автомобиля.
В ходе осмотра были установлены следующие недостатки: сиденье переднее левое-растрескивание материала изготовления обивки подушки; рулевое колесо истирание отделочного материала; обивка передней левой двери истирание отделочного материала; двери передняя левая и правая, задняя левая и правая - повреждения лакокрасочного покрытия по торцам (потертости до металла и грунта); проемы передней левой и правой, задней левой и правой дверей - повреждении лакокрасочного покрытия (потертости, царапины); крыло заднее левое - повреждения лакокрасочного покрытия в районе заднего левого фонаря; капот - повреждение лакокрасочного покрытия внутренней части (потертости, царапины); дверь задка - повреждение лакокрасочного покрытия внутренней части (потертости, царапины); сайлентблоки передних нижних левого и правого рычагов передней подвески -повреждение (разрушение) материала изготовления.
Столяров А.С. 27.11.2018 обратился с претензиями к ООО "Алдис", ООО " "данные изъяты"" (" "данные изъяты"" - филиал ООО " "данные изъяты""), Обществу, ООО " "данные изъяты"" об устранении неисправностей в рамках гарантии, постгарантийного обслуживания или в порядке п. 6 ст. 19 Закона N 2300-1.
05.12.2018 претензия истца была получена Обществом, однако оставлена без удовлетворения.
16.01.2019 ООО " "данные изъяты"" провело осмотр транспортного средства на территории ООО "Алдис" в присутствии его представителя, был составлен акт осмотра т/с "БМВ", фототаблица, где зафиксированы дефекты автомобиля, что подтверждается экспертным заключением 02/01-19 от 2019.
15.04.2019 Столяров А.С. обратился к Обществу с требованием о возврате стоимости товара ненадлежащего качества, поскольку нарушен срок устранения дефектов, выявлены существенные дефекты.
Требование истца в добровольном порядке исполнено не было.
Также указанным решением суда на основании судебного заключения эксперта N N от ДД.ММ.ГГГГ ООО " "данные изъяты"" были установлены дефекты в автомобиле, в том числе и на ЛКП автомобиля. Установлена цена нового автомобиля "БМВ" - 5 718 000 руб.
Трудоемкость устранения дефектов составляет: 48, 1 нормо-часа, стоимость устранения дефектов составляет: 346 900 руб.
Поскольку решением Советского районного суда г. Самары от 28.10.2019 был установлен факт наличия в автомобиле "БМВ" недостатков, которые не были устранены Обществом в указанный выше срок Столяров А.С. направил в адрес Общества 117 претензий с требованием о выплате неустойки за нарушение сроков устранения недостатков в автомобиле за предшествующий обращению с требованием о возврате товара период - в совокупности с 13.12.2018 по 09.03.2019.
Расчёт неустойки Столяровым А.С. произведен с 13.12.2018, то есть со дня, следующего за днём, когда в соответствии с заключением эксперта N 1095 от 02.09.2019 ООО "Лаборатория экспертиз "Регион 63" должны были быть устранены недостатки из расчёта 8-ми часового рабочего дня при необходимости затраты на указанные работы 48, 1 нормо-часа.
При этом судебная коллегия отмечает, что дефекты ЛКП автомобиля были выявлены в период гарантийного срока, то есть истец вправе был предъявить требования к Обществу об устранении данных недостатков незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа (п. 1 ст. 20 Закона N 2300-1).
В соответствии п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1 потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе в частности потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности (п. 1 ст. 19 Закона N 2300-1).
В силу п. 1 ст. 20 Закона N 2300-1 если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона N 2300-1 за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона (п. 2 ст. 23 Закона N 2300-1).
При этом в пункте 32 Постановления Пленума ВС РФ N 17 разъяснено, что при рассмотрении требований потребителей о взыскании неустойки, предусмотренной Законом о защите прав потребителей, необходимо иметь в виду, что: а) неустойка (пеня) в размере, установленном статьей 23 Закона, взыскивается за каждый день просрочки указанных в статьях 20, 21, 22 Закона сроков устранения недостатков товара и замены товара с недостатками, соразмерного уменьшения покупной цены товара, возмещения расходов на исправление недостатков товара потребителем, возврата уплаченной за товар денежной суммы, возмещения причиненных потребителю убытков вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на время ремонта либо до замены товара с недостатками товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, впредь до выдачи потребителю товара из ремонта или его замены либо до предоставления во временное пользование товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, без ограничения какой-либо суммой. При этом судам надлежит учитывать, что если срок устранения недостатков не был определен письменным соглашением сторон, то в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения.
Если потребитель в связи с нарушением продавцом, изготовителем (уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) предусмотренных статьями 20, 21, 22 Закона сроков предъявил иное требование, вытекающее из продажи товара с недостатками, неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования из числа предусмотренных статьей 18 Закона. При этом следует иметь в виду, что в случае просрочки выполнения нового требования также взыскивается неустойка (пеня), предусмотренная пунктом 1 статьи 23 Закона.
В случае, когда продавцом, изготовителем (уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) нарушены сроки устранения недостатков товара или сроки замены товара с недостатками, сроки соразмерного уменьшения покупной цены товара, сроки возмещения расходов на исправление недостатков товара потребителем, сроки возврата уплаченной за товар денежной суммы, сроки возмещения убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, а также не выполнено либо несвоевременно выполнено требование потребителя о предоставлении во временное пользование товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение.
При этом судебная коллегия отмечает, что истец, подавая указанное выше количество исков о взыскании неустойки за устранения каждого дефекта, выявленного в автомобиле "БМВ", неверно истолковал разъяснение, содержащееся в п. 32 приведённого выше постановления Пленума ВС РФ.
Учитывая приведённые выше правовые нормы, разъяснения Пленума ВС РФ судебная коллегия считает, что размер неустойки за нарушения Обществом требования по устранению установленных решением Советского районного суда г. Самары от 28.10.2019 дефектов в автомобиле "БМВ" за период с 13.12.2018 по 09.03.2019 составляет 5 072 909, 20 руб. (5 830 930, 12 руб. х 1% х 87).
В соответствии со ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении (п. 1). Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды (п. 2).
Действительно, в пункте 34 Постановления Пленума ВС РФ N 17 разъяснено, что применение статьи 333 ГК РФ по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.
При этом в пунктах 69, 73, 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
Судебная коллегия, учитывая приведенные выше правовые нормы, разъяснения Пленума ВС РФ, установленные вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Самары от 28.10.2019 обстоятельства, соглашается с размером неустойки в сумме 60 000 руб, взысканной в пользу истца судом первой инстанции с учётом п. 1 ст. 333 ГК РФ.
При этом судебная коллегия отмечает, что указанный размер неустойки определён судом первой инстанции объективно, с учётом характера спора, баланса интересов сторон, состоявшегося в пользу истца решения Советского районного суда г. Самары от 28.10.2019, которым были возмещены все убытки, возникшие у истца в связи с приобретением некачественного товара, а также с учётом исключения возможности получения необоснованной выгоды сторонами, как потребителем, так и изготовителем товара.
Судебная коллегия, учитывая положения ст. 15 Закона N 2300-1, ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, в том числе требования разумности и справедливости соглашается с размером компенсации морального вреда (30 000 руб.), взысканной судом первой инстанции в пользу истца.
Также судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно взыскал в пользу истца штраф в размере 30 000 руб. (60 000х50%).
Действительно, в силу п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1 при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Вместе с тем, требование о компенсации морального вреда, причиненного вследствие нарушенного права потребителей, не относится к числу требований, при удовлетворении которых суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного предпринимателя, импортера) предусмотренный указанной нормой штраф.
Таким образом, сумма компенсации морального вреда не учитывается при определении размера штрафа, взыскиваемого в пользу потребителя.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не являются основанием для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 6 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 2 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.